Управление общественными финансами
Управление финансами – это система форм, методов и приемов, с помощью которых осуществляется управления денежным оборотом и финансовыми ресурсами.
В процессе управления финансами органами управления осуществляются следующие функции:
— финансовое планирование;
— оперативное управление финансами;
— финансовый контроль.
Финансовое планирование предусматривает составление среднесрочных и текущих планов образования и использования финансовых ресурсов. В управлении общественными финансами осуществляется составление сводных финансовых балансов, перспективных финансовых планов, проектов бюджетов, смет доходов и расходов бюджетных организаций.
Оперативное управление финансами включает комплекс действий по исполнению плановых заданий, связанных с формированием финансовых ресурсов и финансовым обеспечением мероприятий, предусмотренных плановыми документами.
Финансовый контроль предусматривает проверку законности, правильности образования денежных средств, их эффективного и целевого использования.
Управление финансами находится в темной связи с проводимой государством финансово-бюджетной политикой, с действующим финансовым механизмом.
В связи с переходом к рыночным отношениям, приватизацией государственной собственности изменился финансовый механизм.
Это нашло выражение, прежде всего, в переводе взаимоотношений между государством и приватизированными предприятиями на налоговую основу.
Изменились межбюджетные отношения. Территориальные бюджеты (региональные, местные) получили большую самостоятельность, в первую очередь в сфере расходования средств. Территориальные органы власти стали самостоятельно определять направления использования бюджетных ресурсов.
Были внесены изменения в формирование территориальных бюджетов. В вышестоящих бюджетах (федеральном, региональных) были созданы фонды финансовой помощи, из которых в нижестоящие бюджеты стали поступать трансферты, размер которых определялся по единой методике, учитывающей налоговый потенциал и численность населения территорий.
Бюджетный дефицит все в большей мере стал покрываться не за счет ресурсов Центрального Банка России, а на основе выпуска государственных ценных бумаг. С организацией фондового рынка изменился порядок перераспределения средств субъектами хозяйствования. Это стало возможным на основе эмиссии корпоративных ценных бумаг и их продажи и покупки на фондовых биржах.
С созданием частных страховых компаний в стране стал функционировать страховой рынок и частные страховые фонды.
Из государственного бюджета были выведены средства социального страхования и созданы государственные социальные внебюджетные фонды (пенсионный, обязательного медицинского страхования, социального страхования).
Существенные изменения произошли в управлении финансами. Были созданы новые финансовые и контрольные ведомства (Федеральная налоговая служба, Счетная палата и др.).
Все это не могло не отразиться на процессе управления финансами. Этот процесс осуществляется в первую очередь учреждениями, относящимися к представительным и исполнительным органам власти.
Представительными органами власти, участвующими в процессе управления общественными финансами, являются государственная, республиканские, краевые, областные, городские, районные думы, депутаты которых рассматривают, утверждают бюджеты, контролируют ход их исполнения.
Исполнительные органы власти в лице Правительства РФ, территориальных администраций и подведомственных им функциональных подразделений организуют составление и исполнение территориальных бюджетов, формирование внебюджетных фондов, ведение финансовой отчетности по пополнению бюджетов, смет бюджетных учреждений, заслушивают отчеты о ходе и исполнении бюджетов, а в лице финансовых органов ведут контроль за эффективным использованием бюджетных средств.