Социально-экономическая сущность налогов

Социально-экономическая сущность налогов, их функции, классификация, способы и методы взимания.

Согласно НК РБ˸ налог – обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и местные бюджеты.

Сущность налогов выражается в отношениях между государственной властью, организациями и отдельными гражданами по поводу перераспределения национального дохода на общегосударственные нужды. Сущность налогов состоит в том, что они являются экономической категорией, отражающей экономические отношения между государством, юридическими и физическими лицами по поводу перераспределения ВВП в целях удовлетворения общественных потребностей. Особенность этих отношений состоит в том, что они не являются равноправными. В них государство выступает главным действующим лицом, устанавливая в законодательном порядке правила изъятия в свое распоряжение части доходов организаций и физических лиц на условиях безвозвратности. Возврат налога возможен только в случае его переплаты или в качестве предоставления льгот. Экономическая сущность налогов непосредственно вытекает из сущности финансов. Исходным историческим условием возникновения финансовых отношений является созданный в сфере производства прибавочный продукт. Одна часть прибавочного продукта в результате первичного распределения направляется на расширенное воспроизводство, а другая его часть направляется в доход государства.Функция налога – это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функции налога: – фискальная; – распределительную; – регулирующую; – контрольную.Фискальная функция является основной функцией налогообложения. Фискальная функция обеспечивает формирование доходов государства, создает материальную основу государственной политики. В случае если налог, сбор, пошлина не выполняет фискальную функцию, то и другие его функции не реализуются. Поступления в виде налогов должны покрывать основные финансовые потребности общества, но при этом не лишать заинтересованность всех плательщиков в увеличении своих доходов.

Распределительная функция – связана с последующим распределением государством полученных от налогоплательщиков средств.

Регулирующая функция – направлена на достижение конкретных задач фискальной политики государства. С помощью этой функции формируются противовесы излишнему фискальному гнету, т. е. создаются специальные механизмы, обеспечивающие баланс экономических интересов государства, юридических и физических лиц.

В регулирующей функции выделяют несколько подфункций˸

– стимулирующая (направлена на поддержку развития тех или иных процессов посредством системы различных льгот);– дестимулирующая (направлена на установление через налоговое бремя препятствий для развития каких-либо экономических процессов посредством установления повышенных ставок налогов).Через контрольную функцию государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходов. С помощью контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности и финансовыми потоками. Через эту функцию выявляется крайне важность внесения изменений в налоговую систему и бюджетную политику. В качестве основных классификационных признаков налогов можно выделить следующие:

— по принадлежности к уровню власти;

— по способу изъятия;

— по характеру использования;

— по субъектам уплаты;

— в зависимости от способа отражения в бухгалтерском учете;

— по полноте права использования налогов;

— другие признаки.

Порядок уплаты налога — это законодательно установленная совокупность способов и методов исполнения налогового обязательства. 1) кадастровый. Предполагает использование кадастра (реестра, описи), содержащего перечень типичных сведений об оценке и средней доходности объекта обложения (земли, домов), которые используются при исчислении соответствующего налога. 2) декларационный. Предусматривает подачу налогоплательщиком в налоговые органы официального заявления — декларации о величине объекта обложения, в которую, как правило, включают данные о доходах и расходах плательщика, источниках доходов, налоговых льготах и порядке исчисления оклада налога. 3) административный. Предполагает исчисление и изъятие налога у источника образования объекта обложения, обычно осуществляемые бухгалтерией предприятия или другим органом, который выплачивает налог. Таким путем взимаются подоходный налог, налог с доходов по ценным бумагам и др. Применяются следующие методы уплаты налога:

— наличный платеж, когда плательщик вносит в государства определенную сумму денег в наличной форме;

— безналичный платеж, когда происходит перечисление через банк со счета клиента на счет бюджета;

— гербовыми марками, т.е. с помощью покупки плательщиком специальных марок и наклеивания их на официальный документ, после чего документ имеет законную силу.