Цены на продукцию

Цены на продукцию, работы и услуги, их состав и гос. регулирование

Цена — денежное выражение стоимости товара, т.е. то количество (сумма) денег, которое покупатель платит за товар. Рыночная цена формируется под влиянием ряда факторов: 1) спроса и предложения, 2) издержек производства, 3) цен конкурентов и др.

Спрос на товар определяет максимальную цену, которую могут установить фирмы. Валовые издержки производства (сумма постоянных и переменных издержек) определяют минимальную ее величину. Существенное влияние на цену оказывают поведение конкурентов и цены на их продукцию.

Цены классифицируются по различным признакам:

  • В зависимости от стадии товародвижения, на которой происходит формирование цен:

Отпускная цена – цена, установленная производителем на произведенный товар, а также импортером на ввезенный товар для дальнейшей его реализации. = себестоимость +прибыль.

Оптовая цена формируется при поставке продукции предприятием-посредником или снабженческой сбытовой организацией другим предприятиям, покупателям с учетом рыночной конъюнктурой и действующего законодательства.

Розничная цена – цена, установленная на товары, предназначенная для продажи физ. лицам для личного, семейного или иного потребления, не связанному с предпринимательской деятельностью.

2) В зависимости от способа установления: Свободная цена – цена, установленная по согласованию сторон. Регулируемая цена устанавливается соответствующими гос. органами, осуществляющими регулирование. Фиксированная цена – регулируемая цена, установленная субъектом ЦО в твердо выраженной денежной цене. Предельная цена – регулируемая цена, величина которой ограничена верхними и нижними пределами.

3) В зависимости от принадлежности товара к определенной отрасли народного хозяйства: оптово-отпускные цены на промышленную продукцию, закупочные цены на с/х продукцию, сметные цены в строительстве, тарифы на производственные и непроизводственные услуги.

4) В зависимости от территории распространения: единые республиканские и местные цены.

Важнейшим фактором ценообразования является также государственное регулирование цен. Существуют прямые и косвенные способы воздействия государства на цены.

Прямые (административные) способы — это установление определенного порядка ценообразования; косвенные (экономические) — направлены на изменение конъюнктуры рынка, создание определенного положения в области финансов, валютных и налог. операций, оплаты труда.

Оптимально возможная цена продукции должна полностью возмещать все издержки на производство, распределение и сбыт товара, а также обеспечивать получение определенной нормы прибыли.

Наиболее распространены следующие методы установления цен товаров:

1 Метод установления цены товара на основе издержек производства (иногда его называют метод надбавок) широко используется в предпринимательской практике и отражает традиционную ориентацию на производство и в меньшей степени — на рыночный спрос. Встречаются две разновидности этого метода: с использованием полных издержек производства; с использованием предельных издержек производства.

Сущность метода: к полной сумме затрат прибавляют надбавку, со­ответствующую норме прибыли, принятую в данной отрасли или равную желаемому доходу от оборота. Ц = C*(1+R),

Метод предельных издержек базируется на делении затрат на постоянные и переменные и его сущность в том, что к переменным затратам на единицу изделия прибавляется сумма, покрывающая достаточную норму прибыли.

  1. Метод расчета цены по доходу на капитал базируется на издержках производства продукции, а также на получении запланированного дохода на капитал. Метод основан на том, что к суммарным затратам на единицу продукции добавляется процент на вложенный капитал.
  2. Метод определения цен с ориентацией на спрос. Производитель исходит из того, что потребитель определяет соотношение между ценностью товара и его ценой и сравнивает его с аналогичными показателями конкурентов. Успешная реализация этого метода ценообразования основана на том, что производитель хорошо знает потребности своих потенциальных покупателей, умеет привлечь внимание к специфическим качествам своего товара и реально оценивает возможных конкурентов.
  3. Метод установления цены на уровне текущих цен. Сущность: предприятия изготовители исходят из факта конкуренции, устанавливая цену на товар чуть выше или чуть ниже цены конкурентов. Если же товар действительно обладает новыми качествами, то производитель свободен в определении уровня цены и не принимается во внимание уже существующие цены.