Налоговая система Республики Беларусь

Налоговая система Республики Беларусь: сущность, принципы построения, совер-шенствование в условиях международной интеграции.

Налоговая система государства – совокупность налогов, пошлин и сборов, установленных на его территории и взимаемых с целью создания централизованного общегосударственного фонда финансовых ресурсов, а также совокупность принципов, способов, форм и методов их взимания. С 1 января 1992 г. в РБ вступил в силу закон «О налогах и сборах, взимаемых в бюджет Республики Беларусь», а также ряд других законов, заложивших правовую базу налогообложения.

Налоговое законодательство РБ – система принятых на основании и в соответствии с Конституцией РБ, нормативных правовых актов. В РБ разработан Налоговый кодекс, который является единым систематизированным сводом законов государства, регулирующим отношения в области налогообложения, сборов и пошлин.

Современная налоговая система РБ характеризуется следующими чертами: – базируется на правовой основе, а не на подзаконных актах, в отличие от порядка, который действовал ранее; построена по единым правилам, на едином механизме исчисления и сбора платежей независимо от организационно-правовых форм субъектов хозяйствования и физических лиц; предъявляет к плательщикам одинаковые требования и создаёт равные условия формирования доходов путём определения перечня налогов, унификации ставок, упорядочивания льгот и механизма их предоставления, невмешательство в использование средств, оставшихся после уплаты налогов; обеспечивает более справедливое распределение налогового бремени между отдельными категориями плательщиков, юридическими лицами, усиливает правовую защиту их интересов; учитывает опыт западных стран, который даёт возможность РБ присоединяться к мировому рынку, включатся в международные экономические интеграционные связи. В РБ устанавливаются республиканские налоги, сборы (пошлины) и местные налоги и сборы.

Республиканские – налоги, сборы (пошлины), установленные настоящим Кодексом либо Президентом РБ и обязательные к уплате на всей территории РБ.

Местные – налоги и сборы, устанавливаемые нормативными правовыми актами (решениями) местных Советов депутатов в соответствии с настоящим Кодексом и обязательные к уплате на соответствующих территориях.

Республиканские налоги, сборы (пошлины) – налог на добавленную стоимость; акцизы;    налог на прибыль; налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность в РБ через постоянное представительство; подоходный налог с физических лиц; налог на недвижимость; земельный налог; экологический налог; налог за добычу (изъятие) природных ресурсов; сбор за проезд автомобильных транспортных средств иностранных государств по автомобильным дорогам общего пользования РБ; оффшорный сбор; гербовый сбор; консульский сбор; государственная пошлина; патентные пошлины; таможенные пошлины и таможенные сборы.

Местные налоги и сборы – налог за владение собаками; курортный сбор; сбор с заготовителей. Особым режимом налогообложения признается специальный порядок исчисления и уплаты налогов, сборов, применяемый в случаях и порядке. Он применяется для плательщиков: налога при упрощенной системе налогообложения; единого налога с ИП и иных физ. лиц; единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции; налога на игорный бизнес; налога на доходы от осуществления лотерейной деятельности; налога на доходы от проведения электронных интерактивных игр; сбора за осуществление ремесленной деятельности; сбора за осуществление деятельности по оказанию услуг в сфере агроэкотуризма.

 

17 Косвенные налоги, их сущность, состав, принципы взимания и роль в формировании доходов государственного бюджета.

КН – это налоги на товары, работы и услуги, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу и взимаемые в процессе потребления товаров и услуг.

В теории налогов к КН относятся: акцизы; гос. фискальные монополии: НДС и  другие налоги с оборота; таможенные пошлины.

В практике налогообложения в РБ к КН относятся: акцизы и НДС.

По своей сути косвенными является также налог при упрощенной системе н/о (УСН), единый налог для производителей с/х продукции и таможенные пошлины.

Очередность включения КН в отпускную цену следующие:

В цене: 1. Акцизы; 2. НДС.         По реализации: 1. НДС; 2. Акцизы

По своей экономической сущности, назначению и способу взимания КН имеют ряд сущностных характеристик:

  1. Эти налоги крайне перелагаемы, т.к. ими облагается потребление.
  2. Наиболее доходные источники гос. бюджета и поэтому они служат основной экономической опорой государства с переходной экономикой.
  3. Эти налоги прозрачны в БУ по причине очевидности налогооблагаемой базы, что препятствует уклонению от их уплаты.

В РБ акцизы устанавливаются с целью изъятия в бюджет полученных сверх прибыли от производства высокорентабельной продукции и создания приблизительно одинаковых условий хозяйствования для всех предприятий. Посредством акциз в бюджет изымается часть стоимости товара.

плательщиками акцизов являются:

-организации;

-индивидуальные предприниматели,

— физические лица, на которых возложена обязанность по уплате акцизов, взимаемых при ввозе товаров на таможенную территорию Республики Беларусь.

Объектом обложения акцизами является подакцизная продукция. Объектам налогообложения акцизами являются:1) подакцизные товары, производимые и реализуемые на территории Республики Беларусь;2) ввозимые на территорию Республики Беларусь подакцизные товары;3) подакцизные товары, ввезенные на территорию Республики Беларусь при их дальнейшей реализации.

Подакцизными товарами в Республике Беларусь признаются: спирт; алкогольная продукция; пиво, пивной коктейль; табачные изделия; автомобильные бензины; дизельное топливо и дизельное топливо с метиловыми эфирами жирных кислот и др. Не признаются подакцизным товарами:спиртосодержащие лекарственные средства; спиртосодержащие парфюмерно-косметические средства;коньячный и плодовый спирт и виноматериалы; табак, используемый в качестве сырья для производства табачных изделий и др.

Освобождаются от акцизов:подакцизные товары при реализации в магазинах беспошлинной торговли (Duty Free); спирт при его реализации для производства лекарственных средств; конфискованные товары;

Ставки акцизов. В Республике Беларусь действуют единые ставки акцизов, как для производителей подакцизной продукции, так и для импортеров: Твердые или специфические, устанавливаемые в абсолютной сумме на физическую единицу измерения подакцизных товаров; Адвалорные или процентные, которые устанавливаются в процентом отношении от стоимости подакцизных товаров.

В настоящее время в отношении всех подакцизных товаров установлены твердые или специфические ставки в рублях на физическую единицу измерения подакцизных товаров.

Налоговая база по акцизам зависит от установленных ставок.

При применении твердых или специфических ставок налоговая база формируется как объем ввезенных и (или) реализованных подакцизных товаров в натуральном выражении.

При применении адвалорных ставок налоговая база определяется как таможенная стоимость ввезенных товаров, увеличенная на сумму таможенной пошлины, или стоимость реализованных подакцизных товаров, определяемая исходя из отпускных цен без учета акцизов. Сумма акциз по подакцизным товарам исчисляется как произведение налоговой базы и ставки акциз. Общая сумма акциз по итогам отчетного периода определяется путем сложения сумм акциз по каждому виду подакцизных товаров. Сумма акциз подлежащая уплате в бюджет определяется как разница между общей суммой акциз, исчисленной по итогам налогового периода и суммой налоговых вычетов, приходящихся на этот налоговый период. Налоговым периодом акциз является календарный месяц. Налоговые декларации по акцизам предоставляются в инспекцию МНС ежемесячно, не позднее 20 числа месяца следующего за отчетным периодом.Уплата акциз производится не позднее 22 числа месяца следующего за отчетным периодом.

НДС – это всеобщий налог на потребление, который уплачивают организации в процессе производства и сбыта товара. В мировой практике при расчете НДС используются четыре основные формы налогообложения добавленной стоимости:1) метод прямого добавления (метод отчетов или бухгалтерский);2) метод косвенной добавки. Рассчитывается не сама добавленная стоимость, а обложение отдельных компонентов;3) метод прямого вычитания (метод отчетов). Данная система взимания НДС использовалась в Республике Беларусь достаточно длительное время – с 1992 до 2000 года;4) метод косвенного вычитания (метод счета-фактуры или зачетный метод). Данная форма расчета была первоначальной моделью, принятой в ЕС. В соответствии Налоговым кодексом плательщиками налога на добавленную стоимость являются:- организации;- индивидуальные предприниматели;- доверительные управляющие по оборотам по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, возникающим в связи с доверительным управлением имуществом;- физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность по уплате налога на добавленную стоимость, взимаемого при ввозе товаров на территорию Республики Беларусь.

Объектами налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются:

1) обороты по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории Республики Беларусь, включая обороты:- по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав плательщиком своим работникам;- по обмену товарами (работами, услугами), имущественными правами;- по безвозмездной передаче товаров (работ, услуг), имущественных прав и др.; 2) ввоз товаров на территорию Республики Беларусь.

Налоговая база = (себестоимость + прибыль) + акциз;

В настоящее время применяются следующие ставки по НДС:

1) ноль (0) % — при реализации:

экспорт.

2) десять (10) %:

— при реализации производимой на территории Республики Беларусь продукции растениеводства (за исключением цветоводства, выращивания декоративных растений), дикорастущих ягод, орехов и иных плодов, грибов, другой дикорастущей продукции, пчеловодства, животноводства (за исключением производства пушнины) и рыбоводства;- при ввозе на территорию Республики Беларусь и (или) реализации продовольственных товаров и товаров для детей по перечню, утвержденному Президентом Республики Беларусь;

3) двадцать (20) %: — при реализации всех остальных товаров (работ, услуг) а также при реализации (передаче) имущественных прав;4) девять целых девять сотых (9,09) % (10 : 110 х 100 процентов) или шестнадцать целых шестьдесят семь сотых (16,67) % (20 : 120 х 100 процентов) – при реализации товаров по регулируемым розничным ценам с учетом налога на добавленную стоимость, а также при увеличении налоговой базы при реализации товаров.5)двадцать пять (25%) – при реализации услуг электросвязи.

Обороты по реализации, освобождаемые от налогообложения:1) лекарственных средств, медицинских изделий;2) медицинских услуг;3) ветеринарных услуг;4) соц услуг; и др.

Налоговым периодом по НДС признается календарный год.

Отчетным периодом по выбору плательщика, независимо от его масштабности, является либо календарный квартал либо календарный месяц.

Налоговая декларация по НДС представляется в налоговые органы до 20 числа месяца, следующего за отчетным периодом, уплата не позднее 22 числа месяца следующего за отчетным периодом.