Система показателей, характеризующих эффективность деятельности корпорации
Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы корпорации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает отношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности корпорации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.
Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы:
— рентабельность продукции,
— рентабельность производственных фондов,
— рентабельность вложений в предприятие.
Рентабельность продукции можно рассчитать двумя способами:
- по всей реализованной продукции. В этом случае она рассчитывается по следующей формуле:
Рп = П / З *100%,
где Рп – рентабельность продукции, %;
П – прибыль от продаж продукции, тыс. руб.;
З – затраты на производство и продажу продукции, руб.
Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как прибыль от продажи товарной продукции к выручке от продажи продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от продажи продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат корпорации и доходности реализуемой продукции.
- по отдельным видам проданной продукции. В этом случае определяется рентабельность отдельных видов проданной продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости каждого вида.
Рентабельность производственных фондов рассчитывается по следующей формуле:
Р пф = Пч / С *100 %,
где Р пф – рентабельность производственных фондов, %;
Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;
С – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.
Этот показатель можно рассчитывать и по другим видам прибыли.
Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используют показатели прибыли от продаж и чистой прибыли. Кроме прибыли, при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от продажи продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество корпорации.