Система показателей, характеризующих эффективность деятельности корпорации

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы корпорации в целом, доходность различных направлений деятельности (производственной, предпринимательской, инвестиционной), окупаемость затрат и т. д. Они более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает отношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их применяют для оценки деятельности корпорации и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Виды показателей рентабельности подразделяются на три группы:

— рентабельность продукции,

— рентабельность производственных фондов,

— рентабельность вложений в предприятие.

Рентабельность продукции можно рассчитать двумя способами:

  1. по всей реализованной продукции. В этом случае она рассчитывается по следующей формуле:

Рп = П / З *100%,

где Рп – рентабельность продукции, %;

П – прибыль от продаж продукции, тыс. руб.;

З – затраты на производство и продажу продукции, руб.

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как прибыль от продажи товарной продукции к выручке от продажи продукции; по отношению чистой прибыли к выручке от продажи продукции. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат корпорации и доходности реализуемой продукции.

  1. по отдельным видам проданной продукции. В этом случае определяется рентабельность отдельных видов проданной продукции. Она зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости каждого вида.

Рентабельность производственных фондов рассчитывается по следующей формуле:

Р пф = Пч / С *100 %,

где Р пф – рентабельность производственных фондов, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

С – среднегодовая стоимость основных производственных фондов, тыс. руб.

Этот показатель можно рассчитывать и по другим видам прибыли.

Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. При расчете используют показатели прибыли от продаж и чистой прибыли. Кроме прибыли, при расчете рентабельности вложений можно использовать выручку от продажи продукции. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество корпорации.