Основные виды показателей рентабельности

Показатели рентабельности могут рассчитываться на основе прибыли до налогообложения, прибыли от продаж, чистой прибыли.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) исчисляется как отношение валовой или чистой прибыли к сумме затрат по реализованной или произведенной продукции. Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и продажу продукции:

Рпр = Пч /З * 100%,

где Рпр – рентабельность производственной деятельности, %;

Пч – чистая прибыль, тыс. руб.;

З – затраты на производство и продажу продукции, тыс. руб.

Этот показатель может рассчитываться в целом по предприятию и его уровень зависит от изменения структуры реализованной продукции, ее себестоимости и средних цен продаж, а также по отдельным его подразделениям и видам продукции, уровень которых зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции.

Аналогичным образом определяется окупаемость инвестиционных проектов: полученная или ожидаемая сумма прибыли от проекта относится к сумме инвестиций в данный проект.

Рентабельность продаж рассчитывается как отношение прибыли от продажи продукции или чистой прибыли к сумме полученной выручки. Этот показатель характеризует эффективность предпринимательской деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

Значение многофакторной модели рентабельности (модель Дюпона)

Что касается анализа коэффициентов рентабельности, то наиболее широкое распространение получила модифицированная факторная модель фирмы «DuPont». Назначение модели – идентифицировать факторы, определяющие эффективность функционирования корпорации, оценить степень их влияния и складывающиеся тенденции в их изменении и значимости. Поскольку существует множество показателей эффективности, выбран один, по мнению аналитиков, наиболее значимый – рентабельность собственного капитала (ROE).