Порядок в окружающей среде дети

Необходимо организовать окружающую ребенка среду (чаще всего – предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответ­ствовала основным закономерностям в соот­ношении между предметами: посуда – на кух­не, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее. То есть создается своеобразная «подготовлен­ная среда» (аналогичная той, которая форми­руется в Монтессори-школе), демонстрирую­щая культурно обоснованное соотношение между предметами, вещами в быту.

Ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте. И поэтому необходимо, что­бы каждое утро он видел, например, свои иг­рушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны. В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок са­мому, ибо он только еще формирует собст­венный образ порядка. И помочь ему в этом могут родители, поддерживая внешний по­рядок вокруг него.

Кроме того, ребенку в этом возрасте, очень трудно привыкать к изменившейся ок­ружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т.п.). Такой стресс впоследст­вии обычно не проходит бесследно.

Не менее важен для ребенка и порядок в отношении людей к предметам.

И опять-таки желательно, чтобы это от­ношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т.д.

Для соблюдения этого родителям прихо­дится наступить на горло собственной безалаберности, перестать вольно обращаться с различными вещами, предметами домашне­го обихода и освоить (иногда – заново) обще­принятые способы действия с ними, посте­пенно становясь «профессионалами» в вос­питании собственного ребенка.