Понятие и структура государственных и муниципальных финансов

Государство представляет собой территориально обособленное и управляемое органами власти устройство общества. Реализация возложенных на государство функций осуществима в том случае,  если оно располагает финансовыми ресурсами. Организация мобилизации и использования финансовых ресурсов на государственные нужды  формирует систему государственных финансов.

Как экономическая категория, государственные финансы выражают денежные отношения между государством, с одной стороны, и организациями, предприятиями и населением,  с другой стороны, по поводу обязательных платежей в денежные фонды государства и использования этих средств на общественные потребности. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития общества.

Государственные финансы выполняют следующие функции:

— распределительную;

— регулирующую;

— контрольную.

Сущность распределительной функции заключается в том, что через систему централизованных фондов распределяется и перераспределяется валовой внутренний продукт и  части национального дохода, тем самым формируются источники финансирования общественного сектора экономики и обеспечиваются воспроизводственные процессы в общегосударственном масштабе. Государственные финансы опосредуют разные направления распределительного процесса: между секторами экономики; сферами общественной деятельности; отраслями экономики; территориями страны.

Регулирующая функция заключается в обеспечении развития различных сфер общественной жизни через систему льгот и государственных экономических программ.

Контрольная функция заключается в установлении контроля рублем за формированием и использованием централизованных денежных фондов: за правильным и своевременным перечислением средств предприятиями и населением; за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов; за изменением финансовых показателей и т. п..

Основным денежным фондом государства является государственный бюджет. Наряду с бюджетом значимую роль играют внебюджетные фонды. Образование и использование денежных фондов сопряжено с единым комплексом финансовых операций, в результате которых формируются денежные (финансовые) потоки органов государственного управления.

Структура государственных финансов определяется двумя факторами:

— формой государственного устройства;

— выделением бюджетных средств и различного рода целевых фондов, не входящих в бюджеты органов власти.

В федеративных государствах существует трехуровневая структура управления: центральный (федеральный, общегосударственный) уровень; региональный и местный (муниципальный) уровни. Центральный уровень управления оказывает основное воздействие на экономику страны. Органы власти краев, республик, областей (Россия), штатов (США), провинций (Канада) представляют региональный уровень. Его полномочия закреплены конституцией стран. Местные органы управления включают органы управления в городах, районах, сельских поселениях. Это органы местного самоуправления населения и, согласно конституции, не относятся к органам государственного управления. В связи с этим признаком общественные (публичные) финансы подразделяются на государственные финансы и муниципальные финансы. Государственные финансы включают в себя  общегосударственные и региональные финансы. Центральное место в государственных финансах принадлежит общегосударственному бюджету. Муниципальные финансы в отдельных странах, в том числе в России, представлены местными бюджетами двух подуровней: а) бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов;

б) бюджеты городских и сельских поселений.

Муниципальные финансы совместно с муниципальной собственностью формируют базу независимого самоуправления. Формально муниципальные финансы обособлены от государственных финансов.

Унитарные государства (Чехия, Польша и т.п.) не имеют в своем составе федеративных единиц и подразделяются на административно – территориальные единицы. Для них характерны два уровня управления – центральный и местный. Поэтому финансы органов управления включают общегосударственные  и местные финансы.

Масштабы полномочий каждого уровня управления и выполняемые ими функции предопределяют размеры доходов, порядок их формирования и использования.

По функциональному предназначению государственные и муниципальные финансы подразделяют на бюджеты разных уровней государственного и муниципального управления и внебюджетные целевые фонды органов власти. Формирование каждым уровнем управления самостоятельных бюджетов нацелено на реализацию прав на финансовую самостоятельность регионов и местных органов власти. Центральными органами власти могут приниматься решения о создании и порядке деятельности внебюджетных фондов для финансирования отдельных национальных мероприятий. Как правило, они создаются для решения крупных проблем, требующих специального внимания со стороны органов государственной власти.