Этапы бизнес-планирования
Определение направленности бизнес-планирования.
- Создание профессиональной команды разработчиков бизнес-плана и составление управленческого регламента.
- Бизнес-анализ реального положения предприятия на рынке.
- Формулировка миссии и генеральной цели предприятия.
- Выделение конкретных целей и оценка имеющихся проблем в бизнесе (проведение SWOT –анализа).
- Выявление конкурентных преимуществ предприятия
- Проведение маркетинговых исследований в выбранной стратегической области бизнеса (исследование рынка).
- Расчет значений показателей разделов бизнес-плана, сравнение вариантов, обсуждение альтернатив действий.
- Оформление бизнес-плана в соответствии с принятыми стандартами и рекомендациями со стороны его потребителей.
- Проведение экспертизы разработанного бизнес-плана.
- Продвижение бизнес-плана на рынок (воздействие на рынок).
- Управление реализацией бизнес-плана.
Миссия предприятия — отражает принятую философию бизнеса и дает ответ на вопрос «Какую пользу приносит предприятие потребителям на рынке, обеспечивая производство конкретной продукции?»
Цели предприятия – раскрывают направленность бизнеса и предусматривают: развитие или стабилизацию положения предприятия на рынке.
Анализ положения предприятия на рынке – это изучение отношений предприятия с внешней средой, оценка организации маркетинга и финансового состояния, исследование системы управления персоналом, выявление проблем в бизнесе.
Разработка программы маркетинга на предприятии включает в себя составление плана действий по изучению конъюнктуры рынка и определению приоритетов в бизнесе.
Позиционирование стратегической области бизнеса ориентировано на выявление привлекательных областей рынка и активное воздействие на потенциальных потребителей.
Выделение перспективного проекта развития связано с определением сущности предполагаемых изменений и формированием организационно-экономического механизма управления разработкой и реализацией проекта.
Выявление конкурентных преимуществ по проекту — предусматривает изучение сильных и слабых сторон предприятия, его возможностей и имеющихся угроз в выбранной области бизнеса
Составление бизнес-плана проекта – позволяет установить пути достижения поставленных целей предприятия на рынке. Составление бизнес-плана проводится по принятым стандартным требованиям к его содержанию и порядку оформления.
Продвижение бизнес-плана на рынок – связано с экспертизой и презентацией бизнес-плана, проведением на его основе деловых переговоров.
Определение миссии и целей предприятия
- Первоначально необходимо принять один из трех возможных подходов к выработке стратегии бизнеса предприятия:
- Выработка стратегии на основе учета имеющихся ресурсов, а также активов и пассивов, которыми располагает предприятие (Resource Driving Strategy);
- Выработка стратегии исходя из складывающихся тенденций изменения рыночных условий функционирования предприятия (Condition Driving Strategy);
- Выработка стратегии под воздействием амбиций руководителей (Ambition Driving Strategy).
- Исходя из принятого подхода, приступают к формулировке миссии и определению целей бизнеса. Особенностью данного этапа является выбор наиболее приемлемой альтернативы действий из предлагаемых вариантов.
Возможные варианты миссии – ответственность за все, гарантии качества, максимум внимания, постоянно впереди спроса, успех ради развития, новое видение рынка, всегда вместе с потребителем. Командам важно выбрать тот вариант, который учитывает особенности предпринимательской деятельности предприятия на рынке.
Генеральная цель – раскрывает направленность бизнеса и отражает:
— мотивацию поведения на рынке;
— приверженность к внедрению достижений НТП;
— готовность воздействовать на условия продаж и поведение потребителей.
Конкретные цели – уточняют генеральную цель и показывают действия менеджеров по обеспечению доходности, обновлению мощностей, внедрению нововведений, социальному развитию. Конкретные цели ориентированы во времени, распределены по исполнителям и управляемы.
Экономическая цель – максимизация размеров прибыли; стабилизация величины доходов; получение прибыли, гарантирующей развитие потенциала предприятия; создание условий сохранности и роста стоимости вкладов участников общества.