Государственные и муниципальные финансовые ресурсы

По своей сути государственные и муниципальные финансы отражают совокупность экономических отношений по поводу формирования, распределения и использования фондов денежных средств государства и муниципальных образований.

Денежные средства, формируемые в процессе создания и распределения валового внутреннего продукта, аккумулируемые органами управления государством в  целевых фондах и используемые на реализацию государственной внутренней и внешней политики, представляют собой финансовые ресурсы сектора государственного управления.

Источниками государственных и муниципальных финансовых ресурсов являются: вновь созданная за определенный период стоимость (национальный доход), часть национального богатства, средства заимствованные и привлеченные из внешних источников. Состав финансовых ресурсов неоднороден. В зависимости от метода привлечения средств выделяются налоговые и неналоговые поступления. К последним относятся обязательные страховые взносы, таможенные пошлины, средства от использования и продажи государственного и муниципального имущества, выпуска и продажи государственных, муниципальных и других ценных бумаг, внешних и внутренних заимствований, безвозмездные поступления от физических и юридических лиц,  прочие поступления. В странах с рыночной экономикой налоговые доходы занимают в структуре финансовых ресурсов органов власти основную долю. Налоги являются основным финансовым инструментом перераспределения национального дохода. Часть национального дохода, присвоенная государством принудительно в форме налогов, превращается в централизованные государственные финансовые ресурсы. При этом налоги выступают инструментом вмешательства государства в процесс общественного воспроизводства: влияют на уровень инвестиционной активности предпринимателей, на структурную перестройку экономики, на процесс накопления капитала, экспортно – импортную деятельность и т.п. Налоговое регулирование социально – экономических процессов оказывает непосредственное влияние на объемы государственных финансовых ресурсов, как в текущем, так и в  будущем периоде. Поскольку время существование государства не ограничивается календарными сроками, у государства сохраняется постоянная потребность в налоговых доходах. Возобновление  финансовых ресурсов в будущем может быть лишь при наличии нормального уровня производства. Поэтому грамотное определение границ налоговой нагрузки предполагает развитие производства и обеспечение условий роста национальной экономики.

Характер привлечения органом управления финансовых ресурсов различен. Как правило, средства поступают на безвозмездной, невозвратной основе (платежи обезличиваются и не возвращаются конкретному плательщику). В отдельные периоды органы государственного и муниципального управления испытывают временную дополнительную потребность в денежных ресурсах, которая формируется посредством различных способов заимствования средств. Государственный и муниципальный кредит привлекается на возвратной основе. Структура государственных финансовых ресурсов меняется под воздействием экономических и политических факторов.

В зависимости от денежного фонда, в котором аккумулируются средства, выделяются бюджетные ресурсы и ресурсы внебюджетных фондов. Большая часть ресурсов сосредоточена в бюджетах органов управления. Структура финансовых ресурсов в зависимости от уровня управления предусматривает учет и анализ ресурсов Федерации, ресурсов регионов и ресурсов муниципалитетов. Правовые основы формирования финансовых ресурсов по уровням управления устанавливаются конституцией страны, ее бюджетным и налоговым законодательством,  нормативными правовыми актами. Они регулируют  разграничение,  распределение и перераспределение доходов по уровням государственного и муниципального управления.

Основные направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов определяются функциями, возложенными на органы управления. Их основной функцией является обеспечение общества нерыночными общегосударственными услугами, связанными с управлением, обороной, внешнеполитической деятельностью, общественной безопасностью, с социальными  и экономическими услугами. Направления расходования финансовых ресурсов на каждом уровне управления жестко регламентированы. За счет средств центрального уровня управления финансируются общенациональные расходы. За счет финансовых ресурсов региона обеспечивается развитие экономики, рост занятости населения, привлечение инвестиций в те отрасли, которые являются приоритетными с позиций регионального развития. Местные финансовые ресурсы обеспечивают содержание и развитие территорий муниципальных образований и их инфраструктуры (транспорта, жилищно – коммунального хозяйства, здравоохранения и т.п.).