Операционный анализ себестоимости продукции
Методология деления затрат на постоянные и переменные широко используется для изучения взаимосвязи затрат, выручки, объема производства и прибыли (cost – volume – profit analysis or CVP analysis). Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности организации, что позволяет использовать ее для краткосрочного планирования и оценки альтернативных управленческих решений, направленных на достижение максимально возможного финансового результата.
Взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» может быть выражена графически или с помощью формул.
График демонстрирует, что на основе изучения взаимосвязи «затраты – объем — прибыль» может быть определен объем производства, который необходим для покрытия всех затрат, как переменных, так и постоянных. На графике такому объему производства соответствует критическая точка. Таким образом, критическая точка показывает объем производства, преодолев который компания начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называют также точкой безубыточности, порогом рентабельности, точкой покрытия и т.д.
Критическая точка может быть рассчитана в натуральном выражении и стоимостном. Критическая точка в натуральном выражении – это объем продаж в штуках, метрах, тоннах и др. единицах, необходимый для покрытия общей суммы затрат, в стоимостном выражении – это выручка, обеспечивающая покрытие как переменных, так и постоянных затрат. На графике проекция критической точки на горизонтальную ось в системе координат показывает критический объем производства в натуральном выражении, проекция критической точки на вертикальную ось в системе координат показывает критическую выручку.
Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» может быть выражена следующей формулой:
Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные Затраты + Прибыль
Поскольку в критической точке прибыль равна нулю, получаем следующую формулу:
Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты
Критическая точка в натуральном выражении рассчитывается по следующей формуле:
Постоянные затраты Цена — Переменные затраты на ед. продукции
Сама критическая точка не имеет большого практического значения, так как внимание обычно обращено на зону получения прибыли. При объеме производства и реализации продукции ниже точки равновесия, предприятие несет потери. При превышении критической точки — получает прибыль. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого предприятия или фирмы.
Анализ критической точки может быть использован для оценки прибыльности при различных альтернативных планах производства продукции. В этом случае используется следующее уравнение:
Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты + Прибыль (целевая величина).
Таким образом, объем производства (реализации) продукции, который обеспечивал бы получение целевой прибыли, можно рассчитать по следующей формуле:
Постоянные затраты + Целевая прибыль + Целевой объем продаж = Цена — Переменные затраты на единицу
Другой способ определения критической точки основан на концепции маржинального дохода.
Маржинальный доход — превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.
Расчет маржинального дохода и прибыли осуществляется по следующей схеме:
Выручка от реализации продукции — Переменные затраты = Маржинальный доход — Постоянные расходы = Операционная прибыль
Необходимо различать маржинальный доход и валовую прибыль (валовую маржу). Маржинальный доход – это разность между выручкой и всеми переменными затратами, включая производственные и управленческие. В отличие от него валовая маржа или валовая прибыль исчисляется как разность между выручкой и производственной себестоимостью (без учета коммерческих и управленческих расходов).
Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, связанных с изменением объема производства и ассортиментной политики.
Маржинальный доход – это взнос на покрытие постоянных расходов предприятия. Только тогда, когда постоянные затраты покрыты (достигается точка безубыточности), осуществляется вклад каждого вида продукции в общую сумму прибыли. Отсюда следует, что при переходе точки безубыточности наиболее выгодным становится тот вид продукции, у которого вклад в формирование прибыли выше.