Операционный анализ себестоимости продукции

Методология деления затрат на постоянные и переменные широко ис­пользуется для изучения взаимосвязи затрат, выручки, объема производства и прибыли (cost – volume – profit analysis or CVP analysis). Эти взаимосвязи формируют основную модель финансовой деятельности организации, что позволяет использовать ее для краткосрочного планирования и оценки аль­тернативных управленческих решений, направленных на достижение макси­мально возможного финансового результата.

Взаимосвязь «затраты – объем – прибыль» может быть выражена гра­фически или с помощью формул.

 

График демонстрирует, что на основе изучения взаимосвязи «затраты – объем — прибыль» может быть определен объем производства, который необ­ходим для покрытия всех затрат, как переменных, так и постоянных. На гра­фике такому объему производства соответствует критическая точка. Таким образом, критическая точка показывает объем производства, преодолев кото­рый компания начинает зарабатывать прибыль. Критическую точку называ­ют также точкой безубыточности, порогом рентабельности, точкой покрытия и т.д.

Критическая точка может быть рассчитана в натуральном выражении и стоимостном. Критическая точка в натуральном выражении – это объем продаж в штуках, метрах, тоннах и др. единицах, необходимый для покрытия общей суммы затрат, в стоимостном выражении – это выручка, обеспечи­вающая покрытие как переменных, так и постоянных затрат. На графике проекция критической точки на горизонтальную ось в системе координат показывает критический объем производства в натуральном выражении, проекция критической точки на вертикальную ось в системе координат показы­вает критическую выручку.

Взаимосвязь «затраты — объем — прибыль» может быть выражена сле­дующей формулой:

Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные Затраты + Прибыль

Поскольку в критической точке прибыль равна нулю, получаем следу­ющую формулу:

Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные затраты

Критическая точка в натуральном выражении рассчитывается по сле­дующей формуле:

Постоянные затраты Цена — Переменные затраты на ед. продукции

Сама критическая точка не имеет большого практического значения, так как внимание обычно обращено на зону получения прибыли. При объеме производства и реализации продукции ниже точки равновесия, предприятие несет потери. При превышении критической точки — получает прибыль. В сущности, это главное условие успешного функционирования любого пред­приятия или фирмы.

Анализ критической точки может быть использован для оценки при­быльности при различных альтернативных планах производства продукции. В этом случае используется следующее уравнение:

Выручка от реализации = Переменные затраты + Постоянные за­траты + Прибыль (целевая величина).

Таким образом, объем производства (реализации) продукции, который обеспечивал бы получение целевой прибыли, можно рассчитать по следую­щей формуле:

Постоянные затраты + Целевая прибыль + Целевой объем продаж = Цена — Переменные затраты на единицу

Другой способ определения критической точки основан на концепции маржинального дохода.

Маржинальный доход — превышение выручки от реализации над всеми переменными затратами.

Расчет маржинального дохода и прибыли осуществляется по следую­щей схеме:

Выручка от реализации продукции — Переменные затраты =  Маржинальный доход — Постоянные расходы = Операционная при­быль

Необходимо различать маржинальный доход и валовую прибыль (ва­ловую маржу). Маржинальный доход – это разность между выручкой и всеми переменными затратами, включая производственные и управленческие. В от­личие от него валовая маржа или валовая прибыль исчисляется как разность между выручкой и производственной себестоимостью (без учета коммерче­ских и управленческих расходов).

Маржинальный доход лежит в основе управленческих решений, свя­занных с изменением объема производства и ассортиментной политики.

Маржинальный доход – это взнос на покрытие постоянных расхо­дов предприятия. Только тогда, когда постоянные затраты покрыты (дости­гается точка безубыточности), осуществляется вклад каждого вида продук­ции в общую сумму прибыли. Отсюда следует, что при переходе точки без­убыточности наиболее выгодным становится тот вид продукции, у которого вклад в формирование прибыли выше.