Звенья финансовой системы государства

В целом, вся система финансов государства состоит из двух укрупненных сфер:

  • финансов хозяйствующих субъектов (частнохозяйственных или децентрализованных финансов);
  • государственных и муниципальных финансов (публичных или централизованных финансов).

Как уже говорилось ранее, классификационным признаком такого деления является роль субъекта в общественном воспроизводстве. В соответствии с этим критерием имеются различия в потребностях финансовых ресурсов.

Так, непосредственно участники общественного воспроизводства, организации и граждане, занимающиеся предпринимательской деятельностью, производят товары и занимаются оказанием услуг. Для осуществления своей деятельности им необходимы финансовые ресурсы, которые обеспечили бы процесс производства, необходимая сумма денежных средств.

Таким образом, для субъектов хозяйствования будут характерны такие финансовые отношения, которые будут обеспечивать непрерывность процесса производства товаров и оказания услуг.

Финансы субъектов хозяйствования выступают исходным элементом финансовой системы, так как именно в этой сфере происходит формирование первичных доходов и финансовых ресурсов и начинается распределения и перераспределения стоимости ВВП.

Каждая сфера финансовой системы в свою очередь имеет структурные элементы (звенья).

Так, группировка финансовых отношений внутри сферы субъектов хозяйствования осуществляется в зависимости от характера деятельности субъекта. Это оказывает влияние на источники формирования финансовых ресурсов и порядок их использования. Часть организаций в качестве целей своей деятельности, преследует извлечение прибыли, они являются коммерческими. Помимо коммерческих организаций для нормального функционирования общества необходимы организации для удовлетворения потребностей общества в образовательных, культурных, научных, благотворительных и других общественно необходимых благах.

Такие организации не преследуют цель получения прибыли и не распределяют полученную прибыль между учредителями. Финансовые ресурсы им необходимы только для осуществления своей уставной деятельности. Это также оказывает влияние на состав финансовых отношений, участниками которых являются такие организации.

Участниками товарного производства также выступают индивидуальные предприниматели (физические лица без образования юридического лица). Под предпринимательской деятельностью понимается самостоятельная, осуществляющаяся на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законе порядке.

Таким образом, в сфере финансов хозяйствующих субъектов можно выделить следующие звенья:

  • финансы коммерческих организаций;
  • финансы некоммерческих организаций;
  • финансы индивидуальных предпринимателей.

Сфера государственных и муниципальных финансов состоит из следующих звеньев:

  • бюджетов различных уровней власти;
  • государственных внебюджетных фондов;
  • государственных финансовых резервов и резервных фондов;
  • государственного (муниципального) кредита.

Центральное место в сфере государственных и муниципальных финансов  занимает бюджет. Бюджет, являясь для государства средством аккумулирования финансовых ресурсов в виде налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений, даёт органам государственной власти и органам местного самоуправления возможность содержания государственного аппарата, армии, выполнения социальных мероприятий, реализации приоритетных экономических задач, т.е. выполнения государством присущих ему функций.

Россия представляет собой федеративное государство, включающее в себя два уровня государственной власти (федеральный и региональный)  и два уровня местного самоуправления (муниципальные районы и поселения). Каждый из названных уровней власти и управления имеет свой бюджет.

Внебюджетные фонды представлены в РФ государственными внебюджетными фондами социального назначения федерального и регионального уровней. Они включают: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Эти фонды формируются преимущественно за счёт страховых взносов с фонда оплаты труда и средств бюджетов для финансового обеспечения государственной социальной защиты населения.

Государственные финансовые резервы и резервные фонды также являются относительно самостоятельным звеном сферы государственных и муниципальных финансов. Они выделяются в особую форму государственных финансовых ресурсов, поскольку совершают своё самостоятельное движение, подлежат обособленному учёту и управлению, имеют свои методы аккумуляции средств и их расходования как запас государственных доходов и отложенные на время государственные расходы.

В современной России можно выделить два типа государственных резервов и резервных фондов: стратегические и текущие. К первым относятся золотовалютные резервы, основу которых составляют золотовалютные активы ЦБ РФ. К категории текущих финансовых активов можно   отнести Резервный фонд и Фонд национального благосостояния, формируемых преимущественно за счёт нефтегазовых доходов федерального бюджета.

Наконец, такое звено государственных и муниципальных финансов, как государственный (муниципальный) кредит  представляет собой заём средств органами государственной власти или местного самоуправления у населения, организаций, международных финансовых организаций и иностранных государств путём выпуска облигаций и получения кредитов для покрытия дефицита бюджетов.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *