Механизмы устной и письменной речи.

 Речь – важнейшая специфическая функция человека, обеспечивающая общение между людьми. Она характеризуется процессами приёма, переработки, хранения и передачи информации с помощью языка.

 Воспроизведение речи осуществляется с помощью аппаратов дыхания, жевания, глотания, голосообразования и артикуляции. Большое значение имеет сохранность иннервации мышц языка, гортани, мягкого нёба, состояние придаточных пазух и полости рта, играющих роль резонаторных полостей.

 В реализации речевой функции, а также чтения и письма, принимают участие зрительный, слуховой, двигательный и кинестетический анализаторы. Для нормальной речевой деятельности необходимо согласованное функционирование всего головного мозга. Однако центральным звеном аппарата речи является кора головного мозга.

 Всю совокупность физиологических механизмов, участвующих в формировании речи, можно разделить на 2 группы: механизмы восприятия и механизмы воспроизведения речи.

 Выделяют 2 основных вида речи:

 1) Импрессивная речь – понимание устной и письменной речи (чтения). В психологическую структуру импрессивной речи входят процессы восприятия и анализа звукового и буквенного состава речи.

 2) Экспрессивная речь – воспроизведение устной речи или самостоятельного письма. Экспрессивная речь начинается с мотива и замысла высказывания, затем следует стадия внутренней речи (выполнение мыслительных операций и действий в уме), которая завершается развёрнутым речевым высказыванием.

 Речь неразрывно связана с мышлением.

 В возрасте около 2 лет у ребёнка между мышлением и речью наступает переломный момент, и речь постепенно становится «орудием» мышления. Но до становления «внутренней речи» у ребёнка появляется речь, обращённая к самому себе – «эгоцентрическая внешняя речь». Появление такой речи связано с какой-либо деятельностью (интеллектуальной, игровой), когда во время игры он начинает рассуждать вслух.

 РЕЧЬ ПИСЬМЕННАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи письменных текстов. Оно может быть и отсроченным (например, письмо), и непосредственным (обмен записками во время заседания). Речь письменная отличается от речи устной не только тем, что использует графику, но и в грамматическом (прежде всего синтаксическом) и стилистическом отношениях — типичными для письменной речи синтаксическими конструкциями и специфичными для нее функциональными стилями. Ей свойственна весьма сложная композиционно-структурная организация, которой необходимо специально овладевать, и отсюда — особая задача обучения письменной речью в школе. Поскольку текст письменной речи может быть воспринят одновременно или, во всяком случае, большими “кусками”, восприятие письменной речи во многом отличается от восприятия устной речи.

 РЕЧЬ УСТНАЯ — вербальное (словесное) общение при помощи языковых средств, воспринимаемых на слух. Устная речь характеризуется тем, что отдельные компоненты речевого сообщения порождаются и воспринимаются последовательно. Процессы порождения устную речь включают звенья ориентировки, одновременного планирования (программирования), речевой реализации и контроля: при этом планирование в свою очередь совершается по двум параллельным каналам и касается содержательной и моторно-артикуляционной сторон устной речи.

 Источник: http://festival.1september.ru/articles/570909/ http://festival.1september.ru/articles/570909/

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *