Причины и симптоматика ФН И ФФН.

 Фонетико-фонематическое недоразвитие — нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем

 К этой категории относятся дети с нормальным слухом и интеллектом.

 Состояние фонематического развития детей влияет на овладение звуковым анализом.

 Вторичное недоразвитие фонематического восприятия наблюдается и при нарушениях речевых кинестезии, имеющих место при анатомических и двигательных дефектах органов речи. В этих случаях нарушается нормальное слухопроизносительное взаимодействие, которое является одним из важнейших механизмов развития произношения. Имеет значение и низкая познавательная активность ребенка в период формирования речи, ослабленное произвольное внимание.

 При первичном нарушении фонематического восприятия предпосылки к овладению звуковым анализом и уровень сформированности навыков звукового анализа ниже, чем при вторичном.

 Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация с близкими звуками не страдает.

 Такая форма нарушения, как отсутствие звука или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.

 При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется различение близких звуков из нескольких фонетических групп, происходит смешение соответствующих букв.

 В фонетико-фонематическом развитии детей выявляется несколько состояний:

 • недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

 • недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

 • при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность.

 Таким образом, недостатки звукопроизношения могут быть сведены к следующим характерным проявлениям:

 • замена звуков более простыми по артикуляции, например: звуки [с] и [ш] заменяются звуком [ф];

 • наличие диффузной артикуляции звуков, заменяющей целую группу звуков;

 • нестабильное использование звуков в различных формах речи;

 • искаженное произношение одного или нескольких звуков.

 Произносительные ошибки необходимо оценивать с точки зрения их значимости для речевой коммуникации.

 Одни из них затрагивают лишь образование оттенков фонем и не нарушают смысла высказывания, другие ведут к смешению фонем, их неразличению. Последние являются более грубыми, так как нарушают смысл высказывания.

 При наличии большого количества дефектных звуков, как правило, нарушается произношение многосложных слов со стечением согласных («качиха — вместо ткачиха). Подобные отклонения в собственной речи детей также указывают на недостаточную сформированность фонематического восприятия.

 Низкий уровень собственно фонематического восприятия с наибольшей отчетливостью выражается в следующем:

 • нечеткое различение на слух фонем в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п.);

 • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза;

 • затруднение при анализе звукового состава речи.

 У детей с фонетико-фонематическим недоразвитием нередко имеется определенная зависимость между уровнем фонематического восприятия и количеством дефектных звуков, т. е. чем большее количество звуков не сформировано, тем ниже фонематическое восприятие. Однако не всегда имеется точное соответствие между произношением и восприятием звуков.

 

 Источник: Волкова. Логопедия

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *