ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Федеральное государственное образовательное бюджетное

учреждение высшего образования

«Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации»

 

Омский филиал Финуниверситета

 

Факультет экономики

 

Кафедра «Финансы и кредит»

 

УТВЕРЖДАЮ

Директор Омского филиала

Финуниверситета

________________  В.А. Ковалев

«16» июня 2017 г.

 

 

Приложение к рабочей программе дисциплины

 

ФИНАНСЫ ОРГАНИЗАЦИЙ

Год утверждения программы: 2014

 

Разработчики рабочей программы дисциплины: Мингалиев К.Н., Ишина И.В., Дуброва М.В., Ларина Л.Б.

 

 

 

НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ: 38.03.01 ЭКОНОМИКА

ПРОФИЛЬ: ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

Составитель актуализации: Маковецкий М.Ю.

 

 

 

Рекомендовано Ученым советом Омского филиала Финуниверситета

(протокол от «16» июня 2017 г. № 49)

 

Одобрено кафедрой «Финансы и кредит»

(протокол от «30» мая 2017 г. № 6)

 

 

 

Омск 2017

 

Приложение к рабочей программе дисциплины разработал:

кандидат экономических наук, доцент М.Ю. Маковецкий

 

 

Финансы организаций. Приложение к рабочей программе дисциплины для студентов, обучающихся по направлению подготовки 38.03.01 «Экономика», Направленность «Финансы и кредит». – Омск: 2017.

 

© Омский филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, 2017

 

Содержание

 

2. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы  

 

4

4. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

Учебно-тематический план

 

 

 

6

5.2. Учебно-тематический план 8
5.3. Содержание практических и семинарских занятий 11
6. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине  

19

6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы 19
6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы  

24

7. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине  

35

8. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины  

43

9. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины  

44

10. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины 45
11. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем  

 

 

50

12. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине  

51

 

 

  1. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения образовательной программы

ПКН -1 Владение основными  научными понятиями  и  категориальным  аппаратом современной экономики и их применение

Знать:

—  основные виды финансовых отношений организаций;

—  систему формирования обобщающих финансово-экономических показателей

Уметь:

— уметь применять финансовые отношения для формирования системы финансового управления в организации

Владеть:

— владеть навыками применения системы финансовых показателей организации

ПКН – 2 Способность на основе существующих методик, нормативно-правовой базы и новых инновационных   решений разрабатывать и рассчитывать финансово-экономические показатели на микро-, мезо- и макроуровнях

Знать:

—   методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

— инструменты программно-информационного обеспечения проведения комплексного экономического и финансового анализа организации

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

—  использовать методики прогнозирования динамики финансово-экономических показателей на микро- и макроуровне

Владеть:

— навыками разработки и обоснования системы финансово-экономических показателей для оценки отдельного экономического субъекта

— навыками использования современных технологий и программных продуктов для прогнозирования динамики финансовых показателей

ПКН – 4 Способность  оценивать  финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов

Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

методы обеспечения финансовой устойчивости

Владеть:

— навыками реализации методик финансового анализа

ПКП – 4 Иметь навыки подготовки и проведения аудиторских проверок, осуществления контрольных процедур и организации системы внутреннего контроля в организациях разного профиля и организационно-правовых форм

Знать:

— особенности прогнозирования динамики финансово-экономических показателей

Уметь:

— выявлять и оценивать факторы, влияющие на финансовые показатели

Владеть:

навыками формирования аналитической записки (отчета) по результатам аналитической работы

 

 

  1. Объем дисциплины в зачетных единицах и в академических часах с выделением объема аудиторной (лекции, семинары) и самостоятельной работы обучающихся (в семестре, в сессию)

 

Общая трудоемкость дисциплины на всех формах обучения составляет 6 зачетных единиц.

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

очная форма обучения (2015 год приема)

Вид учебной работы

по дисциплине

Всего (в з/е

и часах)

Семестр 6

(в часах)

Семестр 7

(в часах)

Общая трудоемкость дисциплины 216 (6 з.е.) 108 (3 з.е.) 108 (3 з.е.)
Аудиторные занятия 90 36 54
Лекции 36 18 18
Практические занятия 54 18 36
в т.ч. в интерактивной форме 18 6 12
Самостоятельная работа 126 72 54
В семестре 90 72 18
В сессию 36 0 36
Вид промежуточной аттестации Зачет

Экзамен

Зачет Экзамен

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, ускорен. (2015 год приема)

Вид учебной работы

по дисциплине

Всего (в з/е

и часах)

Семестр 3

(в часах)

Семестр 4

(в часах)

Общая трудоемкость дисциплины 216 (6з.е.) 108 (3 з.е.) 108 (3 з.е.)
Аудиторные занятия 24 12 12
Лекции 8 4 4
Практические занятия 16 8 8
в т.ч. в интерактивной форме 6 2 4
Самостоятельная работа 192 96 96
В семестре 156 96 60
В сессию 36 0 36
Вид промежуточной аттестации Зачет

Экзамен

Зачет Экзамен

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, 2 ВО (2016 год приема)

Вид учебной работы

по дисциплине

Всего (в з/е

и часах)

Семестр 3

(в часах)

Семестр 4

(в часах)

Общая трудоемкость дисциплины 216 (6з.е.) 108 (3 з.е.) 108 (3 з.е.)
Аудиторные занятия 22 10 12
Лекции 6 2 4
Практические занятия 16 8 8
в т.ч. в интерактивной форме 6 2 4
Самостоятельная работа 194 98 96
В семестре 158 98 60
В сессию 36 0 36
Вид промежуточной аттестации Зачет

Экзамен

Зачет Экзамен

 

 

5.2. Учебно-тематический план

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

очная форма обучения (2015 год приема)

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Трудоемкость в часах Формы текущего контроля успеваемости
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Общая Лекции Практические и семинарские занятия В т.ч. занятия в интерактивных формах
1 Содержание финансов коммерческих организаций в современных условиях 26 12 6 6 2 14 контр. вопр.
2 Расходы коммерческих организаций 28 10 4 6 2 18 тесты
3 Формирование и использование внеоборотных активов 26 12 4 8 2 14 контр. вопр.
4 Формирование и использование оборотных активов 26 12 4 8 2 14 дом. задание
5 Доходы и выручка от реализации продукции 30 10 4 6 2 20 дом. задание
6 Денежные накопления и прибыль коммерческих организаций 30 10 4 6 2 20 дом. задание
7 Особенности финансов коммерческих организаций различных отраслей экономики 26 12 4 8 2 14 тесты
8 Управление финансами коммерческих организаций 24 12 6 6 4 12 контр. работа
  Итого 216 90 36 54 18 126  

 

 

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, ускорен. (2015 год приема)

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Трудоемкость в часах Формы текущего контроля успеваемости
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Общая Лекции Практические и семинарские занятия В т.ч. занятия в интерактивных формах
1 Содержание финансов коммерческих организаций в современных условиях 26 4 2 2 2 22 контр. вопр.
2 Расходы коммерческих организаций 28 2 2 26 тесты
3 Формирование и использование внеоборотных активов 26 2 2 24 контр. вопр.
4 Формирование и использование оборотных активов 26 2 2 24 дом. задание
5 Доходы и выручка от реализации продукции 30 4 2 2 2 26 дом. задание
6 Денежные накопления и прибыль коммерческих организаций 30 4 2 2 2 26 дом. задание
7 Особенности финансов коммерческих организаций различных отраслей экономики 26 2 2 24 тесты
8 Управление финансами коммерческих организаций 24 4 2 2 20 контр. работа
  Итого 216 24 8 16 6 192  

 

 

 

 

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, 2 ВО (2016 год приема)

№ п/п Наименование темы (раздела) дисциплины Трудоемкость в часах Формы текущего контроля успеваемости
Всего Аудиторная работа Самостоятельная работа
Общая Лекции Практические и семинарские занятия В т.ч. занятия в интерактивных формах
1 Содержание финансов коммерческих организаций в современных условиях 26 4 2 2 2 22 контр. вопр.
2 Расходы коммерческих организаций 28 2 2 26 тесты
3 Формирование и использование внеоборотных активов 26 2 2 24 контр. вопр.
4 Формирование и использование оборотных активов 26 2 2 24 дом. задание
5 Доходы и выручка от реализации продукции 30 4 2 2 2 26 дом. задание
6 Денежные накопления и прибыль коммерческих организаций 30 4 2 2 2 26 дом. задание
7 Особенности финансов коммерческих организаций различных отраслей экономики 26 2 2 24 тесты
8 Управление финансами коммерческих организаций 24 2 2 22 контр. работа
  Итого 216 22 6 16 6 194  

 

 

5.3. Содержание практических и семинарских занятий

Практические занятия служат для углубленного изучения материала дисциплины и приобретения практических навыков в соответствии с ее целями и задачами. Они ориентированы на работу в команде.

Практические занятия предусматривают проведение тренинга, групповой дискуссии, обсуждение с элементами мастер-класса.

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

очная форма обучения (2015 год приема)

Тема практического занятия Количество часов/ интерактив. Форма проведения
1 Содержание финансов коммерческих организаций в современных условиях 6/2 Групповая дискуссия
2 Расходы коммерческих организаций 6/2 Групповая дискуссия
3 Формирование и использование внеоборотных активов 8/2 Кейсы
4 Формирование и использование оборотных активов 8/2 Кейсы, решение задач
5 Доходы и выручка от реализации продукции 6/2 Рассмотрение практических ситуаций
6 Денежные накопления и прибыль коммерческих организаций 6/2 Рассмотрение практических ситуаций
7 Особенности финансов коммерческих организаций различных отраслей экономики 8/2 Рассмотрение практических ситуаций
8 Управление финансами коммерческих организаций 6/4 Обсуждение с элементами мастер-класса
  ИТОГО 54 / 18  

 

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, ускорен. (2015 год приема)

Тема практического занятия Количество часов/ интерактив. Форма проведения
1 Содержание финансов коммерческих организаций в современных условиях 2/2 групповая дискуссия
2 Расходы коммерческих организаций 2/0 групповая дискуссия
3 Формирование и использование внеоборотных активов 2/0 кейсы
4 Формирование и использование оборотных активов 2/0 Кейсы, решение задач
5 Доходы и выручка от реализации продукции 2/2 Рассмотрение практических ситуаций
6 Денежные накопления и прибыль коммерческих организаций 2/2 Рассмотрение практических ситуаций
7 Особенности финансов коммерческих организаций различных отраслей экономики 2/0 Рассмотрение практических ситуаций
8 Управление финансами коммерческих организаций 2/0 Обсуждение с элементами мастер-класса
  ИТОГО 16 / 6  

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, 2 ВО (2016 год приема)

Тема практического занятия Количество часов/ интерактив. Форма проведения
1 Содержание финансов коммерческих организаций в современных условиях 2/2 групповая дискуссия
2 Расходы коммерческих организаций 2/0 групповая дискуссия
3 Формирование и использование внеоборотных активов 2/0 кейсы
4 Формирование и использование оборотных активов 2/0 Кейсы, решение задач
5 Доходы и выручка от реализации продукции 2/2 Рассмотрение практических ситуаций
6 Денежные накопления и прибыль коммерческих организаций 2/2 Рассмотрение практических ситуаций
7 Особенности финансов коммерческих организаций различных отраслей экономики 2/0 Рассмотрение практических ситуаций
8 Управление финансами коммерческих организаций 2/0 Обсуждение с элементами мастер-класса
  ИТОГО 16 / 6  

 

 

Тема 1. Содержание финансов коммерческих организаций

в современных условиях

Вопросы:

  1. Содержание финансов коммерческих организаций, принципы их организации.
  2. Нормативная правовая база, регулирующая организацию финансов коммерческих организаций.
  3. Классификация и характеристика организационно-правовых форм коммерческих организаций и их влияние на организацию финансов.
  4. Основные механизмы и инструменты государственного регулирования финансов коммерческих организаций.
  5. Государственная финансовая поддержка коммерческих организаций в Российской Федерации.
  6. Зарубежный опыт развития деятельности коммерческих организаций.

Форма проведения

Обсуждение научных докладов

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Составить таблицу основных организационно-правовых форм деятельности коммерческих организаций
  2. Охарактеризовать преимущества и недостатки организационно-правовой формы для ведения различных видов бизнеса

 

Тема 2. Расходы коммерческих организаций

Вопросы

  1. Расходы коммерческих организаций: понятие и экономическая классификация..
  2. Финансовые методы управления расходами.
  3. Состав расходов коммерческих организаций для бухгалтерского и налогового учета.
  4. Налоговые платежи и обязательные платежи, включаемые в расходы на производство продукции.
  5. Коммерческие и управленческие расходы, их состав.
  6. Состав внереализационных расходов коммерческих организаций.
  7. Понятие себестоимости продукции (товаров, работ, услуг), её виды и показатели.
  8. Смета расходов на производство и реализацию продукции, порядок ее разработки и значение.
  9. Планирование себестоимости реализуемой продукции. Методы расчета влияния различных факторов на изменение себестоимости продукции (товаров, работ, услуг).
  10. Задачи финансовой службы коммерческой организации в обеспечении контроля над расходами.

Вопросы для самостоятельной работы

  1. Взаимосвязь понятий расходы, затраты и издержки коммерческих организаций
  2. Пути и резервы снижения себестоимости продукции.
  3. Виды планов по формированию себестоимость и особенности распределения затрат.

 

Тема 3. Формирование и использование внеоборотных активов

Вопросы

  1. Состав имущества коммерческих организаций.
  2. Основные средства как материально-техническая основа производственного процесса.
  3. Понятие внеоборотных активов коммерческих организаций.
  4. Классификация внеоборотных активов, их состав и структура.
  5. Источники финансирования воспроизводства основных средств и их классификация.
  6. Виды ремонта основных средств.
  7. Амортизация основных средств.
  8. Финансовые показатели эффективности использования основных средств коммерческих организаций.

Задание для самостоятельной работы

В организация числятся основные средства относящиеся ко второй амортизационной группе стоимостью 120 и 180 тыс. рублей. Провести начисление амортизации методами, действующими в бухгалтерском и налоговом учете и выявить наиболее оптимальные для организации. Сделать обоснованные выводы.

 

Тема 4. Формирование и использование оборотных активов

  1. Экономическое содержание оборотных средств, оборотных активов и оборотного капитала организаций.
  2. Состав и структура оборотных средств.
  3. Собственные и заемные источники формирования оборотных средств.
  4. Нормирование оборотных средств.
  5. Понятие нормы запаса и норматива оборотных средств.
  6. Источники финансирования потребности коммерческих организаций в оборотных средствах.
  7. Финансовые показатели эффективности использования оборотных средств. Значение и пути ускорения оборачиваемости оборотных средств
  8. Решение задач

Задача 1

Себестоимость реализованной за год продукции предприятия равна 3,5 млн руб., валовая прибыль 1,5 млн руб. Средний остаток, или норматив оборотных средств, 0,5 млн руб. Оценить оборачиваемость оборотных средств.

Задача 2

Стоимость реализованной продукции предприятия в базисном году 5 млн руб., доля прибыли равна 20 %. Величина оборотных средств в базисном году составила 40 тыс. руб. В отчетном году объем реализованной продукции, равно как и прибыль, возрастет на 12 %. Рассчитать абсолютную величину сокращения длительности одного оборота.

Задача 3

В отчетном году оборотные средства предприятия составили 1500 тыс. руб. Удельный вес материалов в общей сумме оборотных средств составил 30 %. В будущем году планируется снизить расход материала на одно изделие на 11 %. Определить общую сумму оборотных средств предприятия в будущем году с учетом изменения объема средств, вложенных в материалы.

 

Тема 5. Доходы и выручка от реализации продукции

  1. Понятие доходов коммерческих организаций и порядок их формирования.
  2. Состав доходов организаций для бухгалтерского и налогового учета. Классификация доходов.
  3. Роль и значение выручки от реализации продукции (работ, услуг) как главного источника финансовых ресурсов коммерческих организаций.
  4. Методы планирования выручки от реализации продукции (объема продаж) на предстоящий период: укрупненный метод и поассортиментный метод.
  5. Основные направления распределения и использования выручки коммерческих организаций.
  6. Решение задач

Задача

Рассчитать влияние на изменение дохода от реализации товаров следующих факторов: численности работников; количества отработанных ими дней и объема выработки, приходящегося на одного среднесписочного работника (табл).

 

Тема 6. Денежные накопления и прибыль коммерческих организаций

  1. Понятие денежных накоплений и чистой прибыли коммерческих организаций.
  2. Экономическое содержание прибыли организаций.
  3. Виды прибыли. Прибыль от продаж. Прибыль от прочих операций. Чистая прибыль коммерческих организаций.
  4. Распределение прибыли в коммерческих организациях.
  5. Основные направления использования чистой прибыли коммерческих организаций.
  6. Методы планирования прибыли: метод прямого счета, аналитический метод.
  7. Система показателей рентабельности и порядок их расчета
  8. Решение задач

Задача 1

Имеются следующие данные по предприятию на планируемый год: выручка от реализации продукции – 3 680 тыс. р., себестоимость реализован- ной продукции – 2 760 тыс. р., выручка от реализации имущества – 95 тыс. р., балансовая стоимость реализуемого имущества – 120 тыс. р., износ реали- зуемого имущества – 40 %, внереализационные расходы – 63 тыс. р., налог на прибыль – 20 %. Определите: 1) балансовую прибыль; 2) чистую прибыль.

Задача 2

Определите показатели рентабельности, если выручка от реализации продукции по плану составит 6 240 тыс. р., себестоимость реализованной продукции – 4 990 тыс. р. Прибыль от прочей реализации – 210 р. Средняя стоимость основных фондов – 2 283 тыс. р.

Задача 3

Определите показатели рентабельности, если выручка от реализации продукции на плановый год составит 8 750 тыс. р. Плановая прибыль от реализации продукции – 1 370 тыс. р. Среднегодовая стоимость основных фондов – 2 400 тыс. р. Средняя стоимость оборотных средств составляет 375 тыс. р. Прибыль от прочей реализации – 150 тыс. р.

Задача 4

Определите чистую прибыль предприятия по плану на II квартал, если стоимость товарной продукции планируется в размере 1 390 тыс. р. Остатки нереализованной продукции на начало квартала – 360 тыс. р., на конец квартала – 140 тыс. р. Себестоимость реализованной продукции – 1 080 тыс. р. Выручка от реализации основных фондов – 300 тыс. р. Балансовая стоимость основных фондов, подлежащих реализации – 800 тыс. р. Их износ составляет 70 %. Налог на прибыль – 20 %.

 

Тема 7. Особенности финансов коммерческих организаций различных отраслей экономики

Вопросы:

  1. Особенности сельскохозяйственного производства и их влияние на организацию финансов сельскохозяйственных организаций.
  2. Особенности организации финансов сельскохозяйственных организаций.
  3. Особенности организации финансов подрядных строительных организаций.
  4. Особенности организации финансов организаций торговли.
  5. Особенности финансов организаций жилищно-коммунального хозяйства.

 

 Тема 8. Управление финансами коммерческих организаций

Вопросы:

  1. Организация финансовой работы, ее цели и задачи.
  2. Основные направления осуществления оперативной финансовой работы в коммерческой организации.
  3. Цели и задачи финансового планирования в коммерческих организациях.
  4. Основные этапы финансового планирования.
  5. Виды финансовых планов. Порядок составления баланса доходов и расходов коммерческих организаций.
  6. Оперативные финансовые планы коммерческих организаций: кассовый план и платежный календарь.
  7. Контрольно-аналитическая работа в коммерческих организациях.

Самостоятельная работа студентов: составьте структуры финансовой службы коммерческой организации, обоснуйте ее функции и ключевые показатели для оценки ее деятельности.

 

  1. Учебно-методическое обеспечение для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине

6.1. Формы внеаудиторной самостоятельной работы

Основная цель внеаудиторной самостоятельной работы магистранта— закрепление и систематизация теоретических знаний, полученных в ходе лекционных занятий, формирование умений и навыков и овладение опытом творческой, исследовательской деятельности. Этот вид самостоятельной работы способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровней. Внеаудиторная самостоятельная работа является обязательной для каждого магистра.

Внеаудиторная самостоятельная работа магистра в процессе освоения дисциплины включает в себя:

  • для овладения знаниями: чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники и Интернета и др.;
  • для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом лекции; работа над учебным материалом (учебника, первоисточника, дополнительной литературы, аудио- и видеозаписей); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; изучение нормативных материалов; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста (аннотирование, рецензирование, реферирование и др.); подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов: составление библиографии, тематических кроссвордов и др.;
  • для формирования умений: решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка курсовых и творческих работ.

В качестве форм и методов контроля внеаудиторной самостоятельной работы магистрантов использованы тестирование, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Критериями оценки результатов внеаудиторной самостоятельной работы магистранта являются:

  • уровень освоения учебного материала,
  • умение использовать теоретические знания при выполнении практических задач,
  • полнота общеучебных представлений, знаний и умений по изучаемой теме, к которой относится данная самостоятельная работа,
  • обоснованность и четкость изложения ответа на поставленный по внеаудиторной самостоятельной работе вопрос,
  • оформление отчетного материала в соответствии с известными или заданными преподавателем требованиями, предъявляемыми кподобного рода материалам.

На самостоятельную работу магистра отводится 126 часов учебного времени.

Таблица 7.

Распределение бюджета времени самостоятельной работы (в часах)

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

очная форма обучения (2015 год приема)

Тема Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах

(очная форма обучения)

Темы, отводимые на самостоятельное освоение обучающимися
1. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами 14  
2. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами 18  
3. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 14  
4. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 14  
5. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 20  
6. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 20  
7. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 14  
8. учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка творческих работ (эссе) 12  
ИТОГО: 126  

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, ускорен. (2015 год приема)

Тема Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах

(очная форма обучения)

Темы, отводимые на самостоятельное освоение обучающимися
1. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами 22  
2. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами 26  
3. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 24  
4. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 24  
5. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 26  
6. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 26  
7. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 24  
8. учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка творческих работ (эссе) 20  
ИТОГО: 192  

 

Направление «Экономика», профиль «Финансы и кредит»,

заочная форма обучения, 2 ВО (2016 год приема)

Тема Формы внеаудиторной самостоятельной работы Трудоемкость в часах

(очная форма обучения)

Темы, отводимые на самостоятельное освоение обучающимися
1. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами 22  
2. чтение текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; конспектирование текста; выписки из текста; работа со словарями и справочниками: ознакомление с нормативными документами 26  
3. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 24  
4. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 24  
5. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 26  
6. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 26  
7. решение задач и упражнений по образцу; решение вариативных задач и упражнений; выполнение графиков, схем; выполнение расчетно-графических работ; решение ситуационных производственных (профессиональных) задач 24  
8. учебно-исследовательская работа; использование компьютерной техники и Интернета; подготовка тезисов сообщений к выступлению на семинаре; подготовка к деловым играм; проектирование и моделирование разных видов и компонентов профессиональной деятельности; подготовка творческих работ (эссе) 22  
ИТОГО: 194  

 

 

6.2. Методическое обеспечение для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы

Контрольная работа состоит из двух заданий:

  1. I. Выполнение письменного задания (реферата);
  2. II. Интерактивную деятельность (анализ конкретной ситуации).
  3. Выполнение письменного задания (реферата).

Реферат должен быть оформлен следующим образом:

− титульный лист с названием темы, фамилией и инициалами автора, указанием номера группы и курса;

− оглавление (план) с указанием глав и разделов, а также с нумерацией страниц;

− цитирования в тексте должны быть подтверждены сносками в списке литературы, который содержит не менее десяти наименований;

− приложения, диаграммы, рисунки, схемы, список литературы помещаются в конце реферата;

− текст  в компьютерном наборе должен быть выполнен на странице формата А4, 14 кеглем, через полтора интервала объемом в 12-16 страниц.

Содержание реферата должно включать:

  • введение с четко сформулированной целью работы и ее обоснованием; введение должно содержать также и краткий обзор изученной литературы, в котором указывается взятый из того или иного источника материал, кратко анализируются изученные источники, показываются их сильные и слабые стороны; объем введения обычно составляют от одной до двух страниц текста (10 % от общего объема работы); исходя из всего вышеуказанного, введение необходимо писать в последнюю очередь при работе над рефератом;
  • основное содержание, разделенное на главы, расположенные и поименованные согласно плану; в них аргументировано и логично раскрывается избранная тема в соответствии с поставленной целью;
  • заключение, в котором отражаются теоретическое значение данной проблемы, основные выводы;
  • список использованных источников и литературы, электронных ресурсов (не менее десяти наименований с обязательным использованием статей из периодических изданий).

Изложение материала должно быть кратким, точным, последовательным. Необходимо употреблять термины, свой­ственные экономическим наукам, избегать непривыч­ных или двусмысленных понятий и категорий, сложных грам­матических оборотов. Термины, отдельные слова и словосоче­тания допускается заменять принятыми текстовыми сокраще­ниями, смысл которых ясен из контекста.

Особое внимание следует уделить оформлению научно-справочного аппарата и, прежде всего, подстрочных сносок (внизу страницы, под чертой). Сноска должна быть полной: с ука­занием фамилии и инициалов автора, названия книги, места и года ее издания, страницы, с которой взята цитата или со­ответствующее положение. Для статей из журналов, сборников указывают фамилию и инициалы автора, название статьи, затем название журнала или сборника статей с указани­ем года издания и номера (или выпуска). При ссылке на газетную статью кроме названия и года издания указывают дату. Оформляя нормативные источники, необходимо указывать полное и точное название нормативного акта, дату его при­нятия и редакции, а также изменений и дополнений. При этом обязательными являются название, год, номер и статья офи­циального издания, где был опубликован нормативный акт.

Номер темы для выполнения реферата определяется по таблице:

Первая буква

фамилии студента

№ темы  реферата
А 1.
Б 2.
В 3.
Г 4.
Д 5.
Е, Ё 6.
Ж 7.
З 8.
И 9.
К 10.
Л 11.
М 12.
Н 13.
О 14.
П 15.
Р 16.
С 17.
Т 18.
У 19.
Ф 20.
Х 21.
Ц 22.
Ч 23.
Ш, Щ 24.
Э, Ю, Я 25.

ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ РЕФЕРАТОВ

Темы рефератов

  1. Финансы в системе менеджмента организации
  2. Этапы развития теории финансов в России
  3. Этапы развития финансов организаций за рубежом
  4. Основные функции и механизм финансового менеджмента
  5. Информационное обеспечение финансовой деятельности организации
  6. Стратегия и приемы финансового управления
  7. Оценка финансового потенциала организации
  8. Деятельность по организации финансовой работы на предприятии
  9. Организация финансового планирования на предприятии
  10. Бюджетирование деятельности в организации
  11. Экономические методы управления организацией
  12. Теоретические основы бизнес-планирования деятельности в организации
  13. Содержание и структура бизнес-плана как инструмента финансового планирования
  14. Принятие управленческого решения на основе экономического анализа
  15. Инвестиционная политика организации
  16. Инвестиционный проект: структура и содержание, экономическое обоснование
  17. Нормирование, планирование и оценка оборачиваемости оборотных средств
  18. Хозяйственные договора и их роль в формировании дебиторской задолженности
  19. Производственный леверидж в финансовом менеджменте
  20. Финансовый леверидж в управлении финансами организации
  21. Управление издержками производства
  22. Управление рисками в финансовом менеджменте
  23. Методы управления затратами
  24. Методы и инструменты финансового оздоровления организаций реального сектора российской экономики
  25. Дивидендная политика организации
  26. Интерактивная деятельность.

При решении конкретной ситуации обучающиеся должны:

  • проанализировать предложенную ситуацию, выделить проблему, факторы влияющие на её решение, и дать им оценку;
  • сформулировать и предложить возможные пути решения ситуации, выбрать лучшие из них.

Письменное решение ситуации должно быть выполнено в виде ответов на вопросы.

Ситуация: Фирма производит 250 единиц товара А, 100 единиц товара Б и 200 единиц товара В. Информация о ценах и затратах на единицу каждого товара приведена в таблице (постоянные издержки распределены поровну между товарами):

  А Б В
Цена, руб. 100 70 75
Переменные издержки на 1 ед., руб. 60 50 65
Постоянные издержки на 1 ед., руб. 20 20 20
Прибыль на 1 ед., руб. +20 0 -10

 

а) Насколько целесообразно отказаться от выпуска товаров Б и В?

б) Как увеличится (уменьшится) прибыль фирмы в случае отказа от выпуска товара Б?

в) Как увеличится (уменьшится) прибыль фирмы в случае отказа от выпуска товара В?

г) Как увеличится (уменьшится) прибыль фирмы в случае отказа от выпуска обоих товаров (Б и В)?

д) Предположим, что фирма решила снять с производства товары Б и В и выпускать только один товар — А. Чему в этом случае будет равна прибыль на единицу товара А? (Заполните таблицу)

руб. Товар А
Цена  
Переменные издержки на 1 ед.  
Постоянные издержки на 1 ед.  
Прибыль на 1 ед.  

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

для студентов ЗАочной формы обучения

по дисциплине «ФинансЫ ОРГАНИЗАЦИЙ»

На основе анализа изученного материала студентам заочной формы обучения необходимо выполнить курсовую работу (в письменной форме) на одну из  предложенных тем в объеме 30–35 страниц.

Номер темы для выполнения курсовой работы определяется по принципу соответствия порядкового номера студента в списке группы и порядкового номера темы (см. приведенный ниже перечень тем).

По согласованию с преподавателем формулировка темы курсовой работы может быть изменена / уточнена исходя из научных интересов студента при обязательном соответствии измененной / уточненной темы содержанию дисциплины «Финансы».

ПРИМЕРНЫЕ ТЕМЫ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

  1. Организационная структура финансового менеджмента в организации.
  2. Методическое обеспечение управления финансами организаций.
  3. Информационное обеспечение управления финансами организаций.
  4. Производственный и финансовый риски и их взаимосвязь с левериджем.
  5. Организация управления рисками.
  6. Производственный леверидж.
  7. Финансовый леверидж.
  8. Управление собственным капиталом
  9. Оптимизация структуры капитала.

10.Источники средств и методы финансирования.

11.Политика формирования собственного капитала.

12.Эмиссионная  политика.

  1. Управление прибылью.

14 Управление стоимостью капитала.

  1. Дивидендная политика компании.
  2. Управление заемным капиталом
  3. Заемные средства предприятия: состав, структура.
  4. Банковский кредит – как инструмент краткосрочного финансирования деятельности компании.
  5. Разработка политики привлечения долгосрочного кредитования.

20.Оценка степени риска, связанного  с кредитованием.

  1. Информационное обеспечение управления стоимостью и структурой заемного капитала.
  2. Традиционные инструменты финансирования.
  3. Основные способы увеличения капитала.
  4. Балансовые модели управления источниками финансирования.
  5. Разработка политики привлечения заемных средств.
  6. Управление долгосрочными источниками финансирования.
  7. Управление краткосрочными пассивами.
  8. Оценка стоимости различных источников заемного капитала.
  9. Традиционные методы среднесрочного и краткосрочного финансирования.
  10. Новые инструменты финансирования.
  11. Управление привлечением банковского кредита.
  12. Управление привлечением займов.
  13. Финансовый лизинг как инструмент финансирования предприятия.
  14. Управление облигационным займом.
  15. Управление привлечением товарного (коммерческого) кредита.
  16. Управление внутренней кредиторской задолженностью.
  17. Управление зарубежными источниками финансирования.
  18. Управление оборотными активами
  19. Управление производственными запасами.
  20. Определение необходимого объема финансовых средств, авансируемых в формирование запасов.
  21. Расчет потребности запасов.
  22. Определение потребности запасов текущего хранения.
  23. Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов.
  24. Расчет оптимального размера партии поставки.
  25. Минимизация текущих затрат по обслуживанию запасов готовой продукции. 46.Обеспечение своевременного вовлечения в хозяйственный оборот излишних запасов товарно-материальных ценностей.
  26. Западные стратегии по управлению запасов.
  27. Управление дебиторской задолженностью.
  28. Подходы в управление дебиторской задолженностью.
  29. Оценка реального состояния дебиторской задолженности.
  30. Значение оборачиваемости дебиторской задолженности в управлении предприятием. 52.Источники информации по управлению дебиторской задолженностью.
  31. Оптимальное соотношение между дебиторской и кредиторской задолженностью.
  32. Управление дебиторами – репрессивные методы и методы поощрения.

55.Управление денежными средствами и их эквивалентами.

  1. Информационная база для управления денежными активами.
  2. Расчет минимально необходимой потребности в денежных средствах.
  3. Методы определения величины потока денежных средств.
  4. Дифференциация минимально необходимой потребности в денежных активах по основным видам текущих хозяйственных операций.
  5. Модели определения минимального, оптимального, максимального и среднего остатков денежных средств.
  6. Резервы ускорения оборота денежных активов.

62.Мероприятия по обеспечению рентабельного использования временно свободного остатка денежных активов.

  1. Управление оборотным капиталом
  2. Расчет чистого оборотного капитала.

65.Текущие финансовые потребности предприятия.

66.Текущие финансовые потребности операционного и внеоперационного (внереализационного) характера, их взаимосвязь.

67.Ускорение оборачиваемости оборотных средств.

68.Политика управления собственным капиталом.

69.Консервативная политика управления текущими активами.

70.Умеренная политика управления текущими активами.

71.Агрессивная политика управления текущими активами.

72.Сочетаемость различных типов управления текущими активами и  текущими пассивами.

  1. Управление инвестиционными проектами

74.Принятие решений по финансовым инвестициям.

  1. Формы финансовых инвестиций и особенности управления ими.
  2. Модели, принципы и методы оценки эффективности отдельных финансовых инструментов инвестирования.
  3. Особенности формирования и оценки портфеля финансовых инвестиций.
  4. Содержание управления портфелем финансовых инвестиций.
  5. Оперативное управление портфелем финансовых инвестиций.
  6. Организация управления портфелем ценных бумаг.
  7. Инвестиционная политика предприятия, ее цели и задачи.
  8. Стратегия управления инвестициями.
  9. Формы реальных инвестиций и особенности управления ими.
  10. Принципы и методы оценки эффективности реальных инвестиционных проектов.
  11. Управление процессами инвестиционного характера.
  12. Управление реализацией реальных инвестиционных проектов.
  13. Принятие решений по реальным инвестиционным проектам..
  14. Управление инвестиционным портфелем компании.
  15. Оперативное управление инвестиционным портфелем.
  16. Оптимизация инвестиционного портфеля.
  17. Финансовое планирование на предприятии
  18. Финансовое прогнозирование, как основа для фиансового планирования.
  19. Методы финансового прогнозирования.

94.Внутрифирменное финансовое планирование.

95.Финансовый план, как документ, характеризующий способ достижения финансовых целей компании и увязывающий ее доходы и расходы.

96.Типы финансовых планов.

97.Стратегия финансового планирования.

98.Планирования финансовых ресурсов.

99.Виды внутрифирменного финансового планирования.

  1. Роль и место бюджетирования в системе финансового планирования

 

Структура курсовой работы:

Обязательными составляющими элементами курсовой работы являются:

  • титульный лист;
  • введение – постановка и обоснование выбора темы;
  • основной раздел, включающий две или три главы, – раскрытие темы;
  • заключение – подведение итогов и формулирование выводов;
  • список использованной литературы;
  • приложения (при наличии).

 

Таблица 8.

Распределение максимальных баллов по видам работы и формирование итоговой оценки:

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка или зачет
Текущая работа в семестре (текущий контроль)
Подготовка тематических вопросов, вынесенных на самостоятельное изучение и осмысление, к практическим занятиям (домашних заданий к семинарским занятиям). 15 баллов
Ответы на контрольные вопросы и тесты на освоение материала на семинарах 5 баллов
Выполнение индивидуального (при написании реферата домашнего творческого задания*). 20 баллов
Промежуточный контроль
Знание основных положений теории оценки бизнеса (выполнение контрольной работы). 20 баллов
Умение провести оценку бизнеса с использованием трех базовых подходов 20 баллов
Владение методами организации и проведения исследования. 20 баллов
Итого 100 баллов
Итоговая оценка
Экзамен ставится при условии набора 50 баллов и выше

 

 

  1. Фонд оценочных средств для проведения промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине

Экзамен по итогам изучения дисциплины выставляется студенту при условии сформированности по каждой компетенции как минимум порогового уровня.

ПКН-1: «Владение основными  научными понятиями  и  категориальным  аппаратом современной экономики и их применение»

Оценка сформированности компетенции

Показатели оценивания Критерии оценивания компетенции Шкала оценивания
Знать:

основные виды финансовых отношений организаций;

— систему формирования обобщающих финансово-экономических показателей

Уметь:

— уметь применять финансовые отношения для формирования системы финансового управления в организации

Владеть:

— владеть навыками применения системы финансовых показателей организации

Знать:

основные виды финансовых отношений организаций;

— систему формирования обобщающих финансово-экономических показателей

Пороговый уровень

20 баллов

Знать:

основные виды финансовых отношений организаций;

— систему формирования обобщающих финансово-экономических показателей

Уметь:

— уметь применять финансовые отношения для формирования системы финансового управления в организации

Продвинутый уровень

40 баллов

Знать:

основные виды финансовых отношений организаций;

— систему формирования обобщающих финансово-экономических показателей

Уметь:

— уметь применять финансовые отношения для формирования системы финансового управления в организации

Владеть:

— владеть навыками применения системы финансовых показателей организации

Высокий уровень

60 баллов

 

 

ПКН – 2 Способность на основе существующих методик, нормативно-правовой базы и новых инновационных   решений разрабатывать и рассчитывать финансово-экономические показатели на микро-, мезо- и макроуровнях

Оценка сформированности компетенции

Показатели оценивания Критерии оценивания компетенции Шкала оценивания
Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

— инструменты программно-информационного обеспечения проведения комплексного экономического и финансового анализа организации

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

— использовать методики прогнозирования динамики финансово-экономических показателей на микро- и макроуровне

Владеть:

— навыками разработки и обоснования системы финансово-экономических показателей для оценки отдельного экономического субъекта

— навыками использования современных технологий и программных продуктов для прогнозирования динамики финансовых показателей

Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

— инструменты программно-информационного обеспечения проведения комплексного экономического и финансового анализа организации

Пороговый уровень

20 баллов

Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

— инструменты программно-информационного обеспечения проведения комплексного экономического и финансового анализа организации

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

— использовать методики прогнозирования динамики финансово-экономических показателей на микро- и макроуровне

Продвинутый уровень

40 баллов

Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

— инструменты программно-информационного обеспечения проведения комплексного экономического и финансового анализа организации

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

— использовать методики прогнозирования динамики финансово-экономических показателей на микро- и макроуровне

Владеть:

— навыками разработки и обоснования системы финансово-экономических показателей для оценки отдельного экономического субъекта

— навыками использования современных технологий и программных продуктов для прогнозирования динамики финансовых показателей

Высокий уровень

60 баллов

 

ПКН – 4 Способность  оценивать  финансово-экономические показатели деятельности хозяйствующих субъектов

Оценка сформированности компетенции

Показатели оценивания Критерии оценивания компетенции Шкала оценивания
Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

методы обеспечения финансовой устойчивости

Владеть:

— навыками реализации методик финансового анализа

 

Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

Пороговый уровень

20 баллов

Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

методы обеспечения финансовой устойчивости

Продвинутый уровень

40 баллов

Знать:

— методики расчета финансово-экономических показателей, характеризующих деятельность различных экономических субъектов

Уметь:

— определять систему показателей, необходимых для оценки деятельности различных экономических субъектов

методы обеспечения финансовой устойчивости

Владеть:

— навыками реализации методик финансового анализа

 

Высокий уровень

60 баллов

 

ПКП – 4 Иметь навыки подготовки и проведения аудиторских проверок, осуществления контрольных процедур и организации системы внутреннего контроля в организациях разного профиля и организационно-правовых форм

Оценка сформированности компетенции

Показатели оценивания Критерии оценивания компетенции Шкала оценивания
Знать:

— особенности прогнозирования динамики финансово-экономических показателей

Уметь:

— выявлять и оценивать факторы, влияющие на финансовые показатели

Владеть:

навыками формирования аналитической записки (отчета) по результатам аналитической работы

 

Знать:

— особенности прогнозирования динамики финансово-экономических показателей

Пороговый уровень

20 баллов

Знать:

— особенности прогнозирования динамики финансово-экономических показателей

Уметь:

— выявлять и оценивать факторы, влияющие на финансовые показатели

Продвинутый уровень

40 баллов

Знать:

— особенности прогнозирования динамики финансово-экономических показателей

Уметь:

— выявлять и оценивать факторы, влияющие на финансовые показатели

Владеть:

навыками формирования аналитической записки (отчета) по результатам аналитической работы

Высокий уровень

60 баллов

 

Текущий контроль осуществляется в ходе учебного процесса и консультирования студентов, а также на основе результатов выполнения самостоятельных работ. На контроль выносятся:

  • вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение и осмысление,
  • вопросы и тесты на освоение минимально необходимого материала,
  • решения индивидуальных задач с выполнения домашнего творческого задания.

Промежуточная аттестация проводится в форме зачета после первого семестра и экзамена после второго семестра.

Примерные вопросы к зачету по курсу «Финансы организаций»

  1. Сущность финансов организаций
  2. Происхождение и сущность финансов организаций.
  3. Взаимосвязь финансов организаций с другими стоимостными категориями.
  4. Основные признаки и функции финансов организаций.
  5. Роль финансов организаций в рыночной экономике.
  6. Финансовая система, понятие и структура. Особенности финансовой системы РФ.
  7. Сущность и содержание финансовой политики государства. Современная финансовая политика в России: общая характеристика.
  8. Финансовый механизм и его роль в реализации финансовой политики.
  9. Сущность и функции финансового контроля; формы, виды и методы его проведения.
  10. Задачи и функции органов государственного финансового контроля. Негосударственный финансовый контроль.
  11. Источники и виды финансовых ресурсов.
  12. Управление финансами: объекты и субъекты управления финансами; финансовый аппарат и его функции.
  13. Функциональные элементы управления финансами.
  14. Стратегическое и оперативное управление финансами. Органы управления финансами, их основные задачи и функции.
  15. Особенности организации финансов предприятий различных форм собственности.
  16. Особенности организации финансов предприятий различных отраслей народного хозяйства.
  17. Финансовые ресурсы коммерческого предприятия, источники их формирования.
  18. Собственный капитал коммерческого предприятия: состав, источники формирования и направления использования.
  19. Роль финансов в кругообороте основных производственных фондов.
  20. Финансовые результаты деятельности коммерческого предприятия.

 

Примерные вопросы к экзамену по курсу «Финансы организаций»

  1. Сущность и функции финансов организаций
  2. Принципы функционирования финансов коммерческих  организаций, факторы, влияющие на их организацию.
  3. Организация финансов различных отраслей народного хозяйства.
  4. Формирование и использование денежных фондов организаций.
  5. Планирование и организация финансовой структуры в компании.
  6. Структура и процесс функционирования системы управления финансами хозяйствующего субъекта.
  7. Сущность и принципы финансов организаций промышленной отрасли.
  8. Методы, используемые в практике организации финансов промышленной организации.
  9. Основные фонды и основные средства промышленного предприятия. Состав и структура основных фондов.
  10. Технический прогресс и амортизация основных фондов.
  11. Воспроизводство основных фондов и источники финансирования.
  12. Финансовые показатели и стимулы повышения эффективности использования основных фондов.
  13. Сущность оборотных средств предприятия и принципы их организации.
  14. Нормирование собственных оборотных средств.
  15. Источники формирования оборотных средств.
  16. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения.
  17. Экономическое содержание финансовв капитальном строительстве, функции и основные принципы их организации.
  18. Специфика в организации финансов капитального строительства.
  19. Затраты на строительно-монтажные работы.
  20. Показатели эффективности вложенных средств.
  21. Финансовые результаты строительно-монтажных организаций и их оценка.
  22. Формирование затрат проектных организаций.
  23. Показатели эффективности вложенных средств.
  24. Финансовые результаты проектных организаций и их оценка.
  25. Планирование, учет и калькулирование издержек производства в сельском хозяйстве.
  26. Последовательность планирования себестоимости продукции в сельском хозяйстве.
  27. Себестоимостьвсей продукции, себестоимость единицы продукции, затраты на 1 рубль валовой (товарной) продукции.
  28. Прибыль сельскохозяйственных предприятий.
  29. Особенности функционирования оборотных средств сельскохозяйственного производства.
  30. Показатели эффективности использования оборотных средств предприятиями сельского хозяйства.

 

Таблица 9.

Оценка знаний по 100-балльной шкале проводится в соответствии с нормативными документами Финуниверситета.

Требования к результатам освоения дисциплины Оценка или зачет Баллы (рейтинговая оценка)
Высокий уровень – глубокое усвоение программного материала, логически стройное его изложение, дискуссионность данной проблематики, умение связать теорию с возможностями ее применения на практике, свободное решение задач и обоснование принятого решения, владение методологией и методиками исследования, методами моделирования;

 

отлично 86 баллов и выше
Продвинутый уровень – твердые знания программного материала, допустимы несущественные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении вопросов и задач, умение выбирать конкретные методы решения сложных задач, используя методы сбора, расчета, анализа, классификации, интерпретации данных, самостоятельно применяя математический и статистический аппарат;

Пороговый уровень — знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопросы, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, умение решать простые задачи па основе базовых знаний и заданных алгоритмов действий, испытывать затруднения при решении практических задач;

хорошо 70 – 85 баллов
Продвинутый уровень – твердые знания программного материала, допустимы несущественные неточности в ответе на вопрос, правильное применение теоретических положений при решении вопросов и задач, умение выбирать конкретные методы решения сложных задач, используя методы сбора, расчета, анализа, классификации, интерпретации данных, самостоятельно применяя математический и статистический аппарат;

Пороговый уровень — знание только основного материала, допустимы неточности в ответе на вопросы, нарушение логической последовательности в изложении программного материала, умение решать простые задачи па основе базовых знаний и заданных алгоритмов действий, испытывать затруднения при решении практических задач;

удолвтеворительно 50 – 70 баллов
Недостаточный уровень — незнание значительной части программного материала, неумение даже с помощью преподавателя сформулировать правильные ответы на задаваемые вопросы, невыполнение практических заданий. неудовлетворительно 49 баллов и ниже
  1. Перечень основной и дополнительной учебной литературы, необходимой для освоения дисциплины

Нормативно-правовая база

  1. Конституция Российской Федерации
  2. Бюджетный кодекс Российской Федерации
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Части I и II.
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Части I и II.
  5. Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» (с последующими изменениями и дополнениями).
  6. Федеральный закон от 03.11.2006 № 174-ФЗ «Об автономных учреждениях» (с последующими изменениями и дополнениями).
  7. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» (с последующими изменениями и дополнениями).
  8. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 32н Положение по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99.
  9. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 06.05.1999 г. № 33н Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации», ПБУ 10/99.
  10. Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 16 октября 2000г. № 91н Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000.

Рекомендуемая литература

а) основная:

  1. Лапуста М.Г. Финансы организаций (предприятий) [электронный ресурс]. – М.: ИНФРА–М., 2014. – Режим доступа: http://znanium.com/ bookread.php?book=125439.
  2. Финансы [электронный ресурс]: учебник /под ред. Е.В. Маркиной.— М.: Кнорус, 2014. – Режим доступа: http://www.book.ru/book/915102.
  3. Финансы организаций: учебник / под ред. Н.В. Колчиной. — М.: ЮНИТИ, 2014.

б) дополнительная литература

  1. Берзон Н.И. Финансы: учебник. – М.: Юрайт, 2013.
  2. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2010. – Режим доступа: http://znanium.com/bookread.php?book=136317.
  3. Нешитой А.С. Финансы: учебник. – М.: Дашков и К, 2012.
  4. Финансы: учебник / под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской. – М.: Юрайт, 2013 .
  5. Финансы коммерческих организаций : учебник / Л.И. Черникова, С.В. Большаков, И.В. Булава, Н.И. Лахметкина, К.Н. Мингалиев, Е.Ю. Серёгина, Т.А. Слепнева, Е.И. Шохин, С.Н. Малофеев, Л.Г. Паштова, Л.Г. Пересторонина, О.Н. Лихачева,. — Москва : КноРус, 2017. — 278 с. — Для бакалавров. — ISBN 978-5-406-05943-2. / Book.ru
  6. Финансы организаций (предприятий) : учебное пособие / А.И. Положенцева, Т.Н. Соловьева, А.П. Есенкова. — Москва : КноРус, 2016. — 206 с. — ISBN 978-5-406-00722-8. / Book.ru
  7. Финансы организаций (Корпоративные финансы).Учебное пособие : учебное пособие / Е.Ф. Сысоева, А.Н. Гаврилова, А.А. Попов. — Москва : КноРус, 2018. — 352 с. — ISBN 978-5-406-05944-9. / Book.ru

 

  1. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», необходимых для освоения дисциплины
  2. www.президент.рф — Официальный сайт Президента России.
  3. www.government.ru — Официальный сайт Правительства Российской Федерации
  4. www.minfin.ru- Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации.
  5. www.nalog.ru — Официальный сайт Федеральной налоговой службы.
  6. www.gks.ru — Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики.
  7. www.cfin.ru — Корпоративный менеджмент
  8. www.finman.ru — Финансовый менеджмент, журнал
  9. www.gaap.ru — Теория и практика финансового и управленческого учета
  10. www.garant.ru — Справочная правовая система «Гарант».
  11. www.consultant.ru — Справочная правовая система «КонсультантПлюс». http://www.cons-s.ru/docs/obraz_dok

 

  1. Методические указания для обучающихся по освоению дисциплины

Изучение дисциплины требует систематического и последовательного накопления знаний, следовательно, пропуски отдельных тем не позволяют глубоко освоить предмет.

Студентам необходимо ознакомиться:

  • с содержанием рабочей программы дисциплины (далее — РПД), с целями и задачами дисциплины, ее связями с другими дисциплинами образовательной программы, методическими разработками по данной дисциплине, имеющимися на образовательном портале и сайте кафедры, с графиком консультаций преподавателей данной кафедры.

При подготовке к лекционным занятиям студентам необходимо:

  • перед каждой лекцией просматривать рабочую программу дисциплины, что позволит сэкономить время на записывание темы лекции, ее основных вопросов, рекомендуемой литературы;
  • на отдельные лекции приносить соответствующий материал на бумажных носителях, представленный лектором на портале или присланный на «электронный почтовый ящик группы» (таблицы, графики, схемы). Данный материал будет охарактеризован, прокомментирован, дополнен непосредственно на лекции;
  • перед очередной лекцией необходимо просмотреть по конспекту материал предыдущей лекции. При затруднениях в восприятии материала следует обратиться к основным литературным источникам. Если разобраться в материале опять не удалось, то обратитесь к лектору (по графику его консультаций) или к преподавателю на практических занятиях. Не оставляйте «белых пятен» в освоении материала.

При подготовке к семинарским (практическим) занятиям студентам следует:

  • приносить с собой рекомендованную преподавателем литературу к конкретному занятию;
  • до очередного практического занятия по рекомендованным литературным источникам проработать теоретический материал, соответствующей темы занятия;
  • при подготовке к практическим занятиям следует обязательно использовать не только лекции, учебную литературу, но и нормативно-правовые акты и материалы правоприменительной практики;
  • теоретический материал следует соотносить с правовыми нормами, так как в них могут быть внесены изменения, дополнения, которые не всегда отражены в учебной литературе;
  • в начале занятий задать преподавателю вопросы по материалу, вызвавшему затруднения в его понимании и освоении при решении задач, заданных для самостоятельного решения;
  • в ходе семинара давать конкретные, четкие ответы по существу вопросов;
  • на занятии доводить каждую задачу до окончательного решения, демонстрировать понимание проведенных расчетов (анализов, ситуаций), в случае затруднений обращаться к преподавателю.

Студентам, пропустившим занятия (независимо от причин), не имеющие письменного решения задач или не подготовившиеся к данному практическому занятию, рекомендуется не позже чем в 2-недельный срок явиться на консультацию к преподавателю и отчитаться по теме, изучавшейся на занятии. Студенты, не отчитавшиеся по каждой не проработанной ими на занятиях теме к началу зачетной сессии, упускают возможность получить положенные баллы за работу в соответствующем семестре.

Самостоятельная работа студентов включает в себя выполнение различного рода заданий, которые ориентированы на более глубокое усвоение материала изучаемой дисциплины. По каждой теме учебной дисциплины студентам предлагается перечень заданий для самостоятельной работы.

К выполнению заданий для самостоятельной работы предъявляются следующие требования: задания должны исполняться самостоятельно и представляться в установленный срок, а также соответствовать установленным требованиям по оформлению.

Студентам следует:

  • руководствоваться графиком самостоятельной работы, определенным РПД;
  • выполнять все плановые задания, выдаваемые преподавателем для самостоятельного выполнения, и разбирать на семинарах и консультациях неясные вопросы;
  • использовать при подготовке нормативные документы Финансового университета, а именно, положений о реферате, эссе, контрольной работе, домашнем творческом задании, утвержденные приказом №611/о от 01 апреля 2014 года, положения о расчетно-аналитической работе, утвержденного приказом № 2161/0 от 19 декабря 2013 года (см. сайт Финансового Университета: на главной странице раздел «Наш университет»; далее «Единая правовая база Финуниверситета»; подраздел «Методическая работа» — «Приказы Финуниверситета»);
  • при подготовке к экзамену параллельно прорабатывать соответствующие теоретические и практические разделы дисциплины, фиксируя неясные моменты для их обсуждения на плановой консультации.

Одной из форм самостоятельной работы студента является подготовка научного доклада, для обсуждения его на практическом (семинарском) занятии.

Цель научного доклада — развитие у студентов навыков аналитической работы с научной литературой, анализа дискуссионных научных позиций, аргументации собственных взглядов. Подготовка научных докладов также развивает творческий потенциал студентов.

Научный доклад готовится под руководством преподавателя, который ведет практические (семинарские) занятия.

Рекомендации студенту:

  • перед началом работы по написанию научного доклада согласовать с преподавателем тему, структуру, литературу, а также обсудить ключевые вопросы, которые следует раскрыть в докладе;
  • представить доклад научному руководителю в письменной форме;
  • выступить на семинарском занятии с 10-минутной презентацией своего научного доклада, ответить на вопросы студентов группы.

Требования:

  • к оформлению научного доклада: шрифт – Times New Roman, размер шрифта -14, межстрочный интервал -1,5, размер полей- 2,5 см, отступ в начале абзаца -1,25см, форматирование по ширине); листы доклада скреплены скоросшивателем. На титульном листе указывается наименование учебного заведения, название кафедры, наименование дисциплины, тема доклада, ФИО студента;
  • к структуре доклада — оглавление, введение (указывается актуальность, цель и задачи), основная часть, выводы автора, список литературы (не менее 5 позиций). Объем согласовывается с преподавателей. В конце работы ставится дата ее выполнения и подпись студента, выполнившего работу.

Общая оценка за доклад учитывает содержание доклада, его презентацию, а также ответы на вопросы.

Любая форма самостоятельной работы студента (подготовка к семинарскому занятию, написание эссе, курсовой работы, доклада и т.п.) начинается с изучения соответствующей литературы как в библиотеке, так и дома.

К каждой теме учебной дисциплины подобрана основная и дополнительная литература.

Основная литература — это учебники и учебные пособия.

Дополнительная литература — это монографии, сборники научных трудов, журнальные и газетные статьи, различные справочники, энциклопедии, интернет ресурсы.

Рекомендации студенту:

  • выбранную монографию или статью целесообразно внимательно просмотреть. В книгах следует ознакомиться с оглавлением и научно-справочным аппаратом, прочитать аннотацию и предисловие. Целесообразно ее пролистать, рассмотреть иллюстрации, таблицы, диаграммы, приложения. Такое поверхностное ознакомление позволит узнать, какие главы следует читать внимательно, а какие -прочитать быстро;
  • в книге или журнале, принадлежащие самому студенту, ключевые позиции можно выделять маркером или делать пометки на полях. При работе с Интернет -источником целесообразно также выделять важную информацию;
  • если книга или журнал не являются собственностью студента, то целесообразно записывать номера страниц, которые привлекли внимание. Позже следует возвратиться к ним, перечитать или переписать нужную информацию. Физическое действие по записыванию помогает прочно заложить данную информацию в «банк памяти».

Выделяются следующие виды записей при работе с литературой:

Конспект — краткая схематическая запись основного содержания научной работы. Целью является не переписывание произведения, а выявление его логики,

системы доказательств, основных выводов. Хороший конспект должен сочетать

полноту изложения с краткостью.

Цитата- точное воспроизведение текста.  Заключается в кавычки. Точно указывается страница источника.

Тезисы- концентрированное изложение основных положений прочитанного материала.

Аннотация- очень краткое изложение содержания прочитанной работы.

Резюме- наиболее общие выводы и положения работы, ее концептуальные итоги.

Записи в той или иной форме не только способствуют пониманию и усвоению изучаемого материала, но и помогают вырабатывать навыки ясного изложения в письменной форме тех или иных теоретических вопросов.

 

  1. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень необходимого программного обеспечения и информационных справочных систем

Электронные ресурсы и программное обеспечение

  1. Интернет-репозиторий образовательных ресурсов Финуниверситета — специфично организованная ЭБС, дополненная развитой системой функций обучения. — URL: http://repository.vzfei.ru. (Доступ по логину и паролю.)
  2. Административно-управленческий портал. — URL: http://www. aup.ru/books/ihtm.
  3. Ассоциация консультантов по экономике и управлению (АКЭУ). —URL: http://akeu.ru.
  4. Журнал «Менеджмент в России и за рубежом». — URL: http:// www.mevriz.ru.
  5. Информационно-методические материалы по построению систем управления, примеры бизнес-моделей и процессов предприятий. — URL: http://www.betec.ru.
  6. Сайт международного сообщества менеджеров. — URL: http:// www.e-xecutive.ru.

Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

  1. Электронно-библиотечная система (ЭБС) ООО «Издательский Дом ИНФРА-М» (доступ через Интернет-репозиторий образовательных ресурсов Финуниверситета). — URL: http://repository.vzfei. ru. (Доступ по логину и паролю.)
  2. Федеральная ЭБС «Единое окно доступа к образовательным ресурсам». — URL: http://window.edu.ru. (Доступ свободный.)
  3. Электронные каталоги АИБС МАРК-SQL: «Книги», «Статьи», «Диссертации», «Учебно-методическая литература», «Авторефераты», «Депозитарный фонд». — URL: http://www.vzfei.ru/rus/library/electlib.htm.

 

  1. Описание материально-технической базы, необходимой для осуществления образовательного процесса по дисциплине

 

Освоение дисциплины предполагает использование учебной аудитории для проведения лекционных и семинарских занятий с необходимыми техническими средствами (компьютер, проектор, интерактивная доска, презентации в системе PowerPoint, банк данных видео по курсу), специально оборудованные аудитории и компьютерные классы с локальной сетью и выходом в Интернет.