Значение законности в современном обществе. Правовое государство.
Проблемы законности и правопорядка всегда привлекали внимание учёных-юристов и практических работников, так как от их решения во многом зависит правовое положение личности, её права и свободы. Тем более в период построения правового государства, которое декларировано отечественной Конституцией 1993 года, эти проблемы приобретают особое значение и актуальность. Законность обеспечивает истинную свободу личности, реальность её прав и свобод, содействует осуществлению принципа разделения властей, деятельности государственных органов и общественных организаций в рамках их компетенции и полномочий.
В настоящее время законность рассматривается как система действующего права, которая предполагает наличие в обществе правового законодательства, воплощающего правовые принципы, общечеловеческие идеалы и ценности. Позитивное (т.е. закреплённое в законах) право должно соответствовать идее и принципам права. Кроме того, законность не отождествляется с законодательством. В то же время неразумно полностью отказываться от традиционного понимания законности как требования точного и неуклонного исполнения законов и иных нормативных актов всеми субъектами права — государственными органами, общественными организациями и гражданами.
Разумно определять законность с учётом новых идей и прежних подходов в той части, которые не вызывают возражений. Без указания на необходимость неуклонного соблюдения законов и основанных на них других нормативных актов законность теряет своё значение, так как не будет ориентировать общество на уважительное отношение к действующему праву, его повсеместное проведение в жизнь. Интересы повышения правовой культуры требуют повсеместного осознания важности правомерного поведения, недопустимость и вредность правовых нарушений. Следовательно, законность определяется, прежде всего, правовым законодательством, отражающим общественные потребности и выражающим всеобщие интересы членов общества. Высокий уровень законности возможен тогда, когда выработана стройная система правовых норм, регулирующих наиболее важные общественные отношения. Со временем отдельные правовые нормы устаревают, и государство должно заботиться о своевременном издании новых законов, их обновлении и совершенствовании.
Происходящий в стране переход к рыночным отношениям потребовал существенного обновления действующего законодательства, коренного пересмотра форм собственности, правового положения предприятий и организаций, развития хозяйственной самостоятельности, арендных отношений и т.п. Поиски оптимальных решений продолжаются, однако необходима и некоторая стабильность, устойчивость норм права, уверенность граждан и организаций в их правах и обязанностях. Правовая система должна быть и стабильной и мобильной в разумном сочетании.
Законность можно рассматривать и как принцип правотворчества, принцип деятельности государственных органов, общественных организаций, их должностных лиц и поведения граждан, а также как режим, обеспечивающий неукоснительное соблюдение и исполнение правовых законов и других нормативных актов. Законодатель подчиняется в своём творчестве идее права и правовым принципам, строго следует установленной Конституцией и регламентами процедуре правотворчества. Законность как принцип возводится в ранг конституционного требования. Органы государственной власти, местного самоуправления, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Законность как принцип предполагает строгое соблюдение государственной и трудовой дисциплины. Законность предполагает дисциплину, и сама в определённой степени зависит от неё.
Законность как режим обеспечивает реализацию норм права и состоит в совокупности требований неуклонного соблюдения законов, их правильного применения, в неизбежности юридической или иной ответственности за их нарушение и в применяемых способах и методах обеспечения законности. Законность предполагает неукоснительное соблюдение и исполнение всего правового нормативного материала всеми без исключения субъектами права.
Сущность законности состоит в создании правовых законов и в проведении их в жизнь, в недопустимости таких общественных отношений, которые бы не программировались законодателем, противоречат его установлениям.
Российская Конституция 1993 года в своей 1 статье декларирует: «Российская Федерация — Россия есть демократические федеративное правовое государство с республиканской формой правления». Что же такое «правовое государство»?
В основе современного понятия правового государства лежат идеи Канта, Монтескье, Гегеля и других мыслителей XVIII-XIX веков. Критикуя феодальное государство как полицейско-бюрократическое, где царит произвол над человеком, свой идеал они видели в правовом государстве. В основе такого государства должна лежать свобода личности с её неотъемлемыми и неотчуждаемыми правами. Взаимодействие личности и государства в таком государстве основывается на праве и верховенстве закона. Государственный аппарат устроен таким образом, что никакой орган государства не может узурпировать власть в ущерб правам человека и другим ветвям власти.
Современные правоведы и политологи определяют правовое государство как демократическое государство, в котором обеспечивается верховенство закона, последовательно проводится принцип разделения властей, а также гарантируются права и свободы человека. Из этого определения следуют его основные признаки:
1) демократизм;
2) верховенство закона;
3) разделение властей;
4) гарантированность прав и свобод.
Верховенство закона означает, что:
1. Законы как акты высшей юридической силы содержат исходные, первичные нормы, имеющие обязательное значение для всех органов государства, должностных лиц, организаций, предприятий и граждан;
2. Действуя в рамках, установленных законом, государственные органы призваны обеспечить неукоснительное действие закона в реальной жизни. При этом они могут делать лишь to, что им прямо и непосредственно разрешено законом;
3. Все нормативно-правовые акты, принимаемые в развитие и на основе законов, не могут им противоречить. В случае такого противоречия действует закон, как акт высшей юридической силы.
Для правового государства характерно разделение властей на три ветви: законодательную, исполнительную и судебную. Парламент, органы исполнительной власти, судебные органы действуют в пределах своей компетенции, не подменяют друг друга, устанавливают взаимный контроль. Для правового государства особенно важен независимый суд, способный охранять права и свободы граждан, защищать их от произвола государственных органов и должностных лиц.
В правовом государстве признаются и гарантируются права и свободы человека, закреплённые нормами международного права и конституциями современных государств. Это — права на жизнь, труд, образование, медицинское обслуживание, достойное существование, неприкосновенность и безопасность личности, возможность в рамках закона отстаивать и пропагандировать свои взгляды и убеждения. Характерной чертой правового государства является последовательное проведение принципа равноправия граждан независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, вероисповедания и других обстоятельств. Личность как таковая является единственным и всеобщим носителем принадлежащих ей прав безо всяких ограничений.