Запорный клапан вентиль

Запорный клапан (вентиль) – запорная трубопроводная арматура с поступательным перемещением затвора в направлении, совпадающим с направлением транспортируемой среды.

Перемещение затвора осуществляется за счет вывинчивания или ввинчивания шпинделя в ходовую гайку. В основном вентили предназначены только для перекрывания потоков, но во многих случаях на их основе достаточно точно просто могут быть созданы дросселирующие устройства с любой расходной характеристикой.

По сравнению с другими видами запорной арматуры вентили обладают следующими преимуществами:

  • отсутствие трения уплотнительных поверхностей в момент закрытия, так как затвор движется перпендикулярно, что уменьшает опасность повреждения (задиров);
  • возможностью работы при высоких перепадах давления на золотнике и при больших рабочих давлениях;
  • простотой конструкции, обслуживания и ремонта в условиях эксплуатации;
  • меньшим ходом золотника (по сравнению с задвижками), необходимым для полного перекрытия прохода (обычно 0,25 Dу);
  • относительно небольшими габаритными размерами и массой;
  • герметичностью перекрытия прохода;
  • возможностью использования в качестве регулируемого органа;
  • установки на трубопроводе в любом положении (вертикально и горизонтально);
  • безопасностью возникновения гидравлического удара.

Для перекрытия потока в трубопроводах с небольшим условным проходом и высокими перепадами давлений вентили являются единственным видом запорной арматуры. Кроме того, уплотнение золотника легко может быть выполнено из резины или пластмассы. При этом усилие, требуемое для герметизации, значительно снижается, а коррозионная стойкость уплотнения повышается.

К недостаткам, общим для вентилей всех конструкций относятся:

  • высокое гидравлическое сопротивление ввиду двукратного изменения направления потока внутри корпуса, а также меньшего проходного сечения седла, чем у задвижек;
  • невозможность их использования для сильно загрязненных сред;
  • большая строительная длина (по сравнению с задвижками и дисковыми затворами) так как требуется развернуть поток внутри корпуса.
  • подача среды только в определенном направлении движения потока через него (определяемом конструкцией вентиля) – когда поток подтекает под тарелку и в закрытом состоянии давит на тарелку со стороны седла;
  • большие, с другими видами арматуры, масса, габаритные размеры и стоимость.

Классификация многочисленных конструкций вентилей может быть приведена по нескольким признакам.

По конструкции различают проходные, угловые, прямоточные и смесительные вентили.

По назначению: запорные, запорно-регулирующие и специальные. В свою очередь регулирующие могут быть подразделены по конструкции дроссельных устройств на вентили с профилирующими золотниками и игольчатые.

По конструкции затворов (золотников) различают вентили тарельчатые и диафрагмовые, а по способу уплотнения шпинделя – сальниковые и сильфонные.

По методу присоединения к трубопроводу различают муфтовые (внутреннее резьбовое исполнение), штуцерные  (с наружной присоединительной резьбой), фланцевые и под приварку.  

Вентили изготовляют из серого и кремнистого чугуна, углеродистой и нержавеющей стали, алюминия, титановых сплавов, фарфора, керамики и винипласта. Кроме того, выпускаются чугунные вентили, гуммированные и футерованные свинцом или фаолитом.