Конусные пробковые краны
Кран конусный – кран, запорный или регулирующий орган которого имеет форму конуса (ГОСТ 24856-81).
Конусные краны подразделяются на пробно-спускные и трубопроводные.
Кран пробно-спускной (шифр 10) применяется, как правило, для забора рабочей жидкости из системы. Пробно-спускные краны изготавливаются только из цветных металлов.
Кран трубопроводный (шифр 11) предназначен, в основном, для регулировки потока рабочей среды или для перекрытия участков трубопроводов.
Конусные пробковые краны имеют пробку (уплотнительные поверхности) в виде усеченного конуса (рис. 9.1), в котором имеется прямоугольное или круглое отверстие.
Рис. 1 Пробковый конусный кран
1 – сальниковая набивка, 2 – корпус, 3 – болт, 4 – крышка сальника, 5 – пробка, |
Корпус крана также имеет конусную поверхность, к которой должна плотно примыкать пробка. Конусность пробки (корпуса) принимается обычно равной 1:6 или 1:7 в зависимости от антифрикционных свойств материалов.
Для обеспечения герметичности пробка должна быть смазана так, чтобы смазка заполнила микрозазоры между поверхностью пробки и корпуса. Смазка уменьшает усилие, требуемое на поворот пробки. Пробка должна быть постоянно прижата к поверхности корпуса.
Преимуществом конусных кранов является невысокая стоимость, малое гидравлическое сопротивление, простота конструкции и ревизии.
Недостатком таких кранов является большое усилие, требуемое на поворот пробки. По истечении некоторого срока работы (в зависимости от качества воды в системе) микрозазоры между поверхностью корпуса и пробки зарастают отложениями – пробка «прикипает». В этих условиях на поворот пробки требуется настолько большое усилие, что возможно поломка крана.
В зависимости от способа создания удельного давления между корпусом и пробкой с целью обеспечения требуемой герметичности в затворе (прижатия пробки) краны с коническим затвором можно подразделить на: сальниковые краны со смазкой и натяжные краны (с прижимом пробки).
См. Дальше