Задвижка преимущества недостатки

Задвижка – промышленная трубопроводная арматура, в которой запорный или регулирующий орган перемещается возвратно-поступательно перпендикулярно оси потока рабочей среды (ГОСТ 24856-81).

Преимущества: незначительное гидравлическое сопротивление при полностью открытом проходе; поток движется прямоточно – повороты потока рабочей среды отсутствуют; возможностью перекрытия потока среды большой вязкости; при перемещении затвора он не преодолевает давления среды, что позволяет уменьшить усилие, необходимое для перемещения затвора; простота обслуживания; относительно небольшая строительная длинна возможностью подачи среды в любом направлении.

Недостатки: невозможность использования для сред с кристаллизующимися включениями; небольшой допускаемый перепад давления на затворе (по сравнению с вентилями); невысокую скорость срабатывания затвора; возможность получения гидравлического удара в конце хода; большую высоту (габарит в направлении выдвижения штока как минимум два диаметра трубопровода); сильное трение уплотнительных поверхностей в момент перемещения рабочего органа; трудность ремонта изношенных уплотнительных поверхностей при эксплуатации; невозможность применения постоянной смазки уплотняющих поверхностей седла и затворов.

Принципиальная особенность задвижек в том, что при их закрывании запорный элемент не преодолевает заметные усилия от давления среды, так как он движется поперек потока. В задвижках необходимо преодолевать только трение. Площадь уплотнительных поверхностей задвижек не велика: два узких кольца вокруг прохода. Благодаря этому в задвижках легко обеспечивается относительно надежная герметичность.         

Классифицируют задвижки по следующим характеристикам:

  • величине рабочих давлений;
  • материалу корпуса;
  • типу привода;
  • химическому составу рабочей среды;
  • конструкции затвора.

По конструкции затвора задвижки классифицируются на параллельные и клиновые.

Клиновые задвижки можно подразделить на задвижки с цельным, упругим и составным клином.

Параллельные задвижки можно подразделить на однодисковые (шиберные) и двухдисковые.

По площади прохода задвижки и площади сечения входных патрубков  задвижки классифицированы на задвижки полнопроходные и с суженым проходом. В полнопроходных задвижках диаметр прохода равен диаметру патрубков, в задвижках с суженым проходом он меньше диаметра патрубков.

В ряде конструкций задвижек, предназначенных для работы при высоких перепадах давления на затворе, для уменьшения усилий, необходимых для открытия и закрытия прохода, полную площадь прохода выполняют несколько меньше, чем площадь сечения входных патрубков.

В зависимости от конструкции систем винт – ходовая гайка и от расположения ходовой гайки различают задвижки с выдвижным шпинделем и с не выдвижным шпинделем.

Задвижка с выдвижным шпинделем (штоком) – задвижка, при открытии и закрытии которой шпиндель (шток) совершает поступательное или вращательно-поступательное движение (ГОСТ 24856-81). Ходовая гайка расположена в корпусе и, соответственно, шпиндель выдвигается вверх над ходовой гайкой.

Задвижка с невыдвижным шпинделем – задвижка, при открытии и закрытии которой шпиндель совершает вращательное движение(ГОСТ 24856-81). Ходовая гайка, соединенная со шпинделем, расположена на затворе и, соответственно, шпиндель при вращении углубляется в затвор. Задвижки с не выдвижным шпинделем должны иметь указатели степени открытия.

Задвижки изготовляются из чугуна, углеродистой и легированной стали для широкого диапазона диаметров (от 50 до 1500 мм) и давлений (от 0,8 до 10 МПа). Они предназначаются для установки на трубопроводах для воды, нефти, масел и других незагрязненных жидкостей, а также на линиях сжатого воздуха и газа. На паропроводах используются задвижки особой конструкции.