Клиновые задвижки

Клиновая задвижка – задвижка с запорным или регулирующим органом, у которого уплотнительные поверхности расположены под углом друг к другу (ГОСТ 24856-81). Затвор в задвижках этого типа обычно называется клином, так как имеет вид плоского клина.

Существенным преимуществом клиновых задвижек являются повышенная герметичность прохода в закрытом положении, а также незначительность усилия, необходимого для обеспечения уплотнения. Так как угол между направлением усилия привода и усилиями, действующими на уплотнительные поверхности затвора, близок к 90, то даже небольшая сила, передаваемая шпинделем, может вызвать значительные усилия в уплотнении.

К недостаткам задвижек этого типа можно отнести необходимость применения направляющих для перемещения затвора, повышенный износ уплотняющих кромок затвора, а также технологические трудности получения герметичности в затворе.

Задвижки выпускаются с цельным клином и с составным клином или двухдисковые.

Задвижка с цельным клином имеет ряд недостатков: повышенный износ уплотнительных поверхностей; потребность в индивидуальной пригонке седел и клина при сборе для обеспечения герметичности (это полностью исключает взаимозаменяемость клина и седел и усложняет ремонт); возможность заедания клина в закрытом положении в результате износа, коррозии или под действием температуры.

Задвижки составным клином или двухдисковые, как правило, применяются тогда, когда требуется весьма высокая степень герметичности затвора при закрытом положении.

Клиновая задвижка с выдвижным шпинделем показана на рис. 1.

30c96nj Рис. 1. Задвижка клиновая фланцевая с выдвижным шпинделем:

1 – маховик; 2 – шпиндель; 3 – набивка сальника; 4 – крышка; 5 – клин; 6 – корпус; 7 – фланец.

Рис. 2. Задвижка клиновая с не выдвижным шпинделем:

1 – корпус; 2 – клин двухсторонний; 3 – гайка ходовая; 4 – шиндель; 5 – крышка; 6 – кольцо опорное под набивку; 7 – набивка сальниковая; 8 – втулка сальника; 9 –маховик; 10 – стержень

Диск клиновой задвижки в поперечном направлении имеет форму клина, вследствие чего при опускании он плотно прижимается и направляющим, отлитым заодно с корпусом. Подъем и опускание клина происходит с помощью шпинделя, который имеет нарезку, входящую в скрепленную с маховиком втулку. Нижний конец шпинделя снабжен головкой, входящей в паз клина. При вращении маховика шпиндель, а вместе с ним и клин получают поступательное движение.

На рис. 2. показана клиновая задвижка с не выдвижным шпинделем. Клиновой затвор состоит из двух дисков и вкладыша. При вращении маховика по часовой стрелке затвор раздвигает диски, прижимая их к уплотняющим поверхностям корпуса. Открытие или закрытие задвижки происходит при вращении шпинделя. По резьбовой части шпинделя вдоль его оси перемещается ходовая гайка, расположенная на затворе и, соответственно затвор. Указатель положения затвора состоит из стержня и диска, перемещающегося по резьбе шпинделя. На стержне имеются краевые отметки «О» (открыто) и «З» (закрыто). При износе уплотнительных поверхностей плотность затвора восстанавливают при помощи регулировочных прокладок.

Для обеспечения хорошего уплотнения прохода в закрытом положении без индивидуальной технологической подгонки применяют задвижки с упругим клином. Затвор выполняется в виде разрезанного (или полуразрезанного) клина, обе части, которых связаны между собой упругим (пружинящим) элементом. Под действием усилия прижатия, которое передается через шпиндель, в закрытом положении последний может изгибаться в пределах упругих деформаций, обеспечивая плотное прилегание обоих уплотнительных поверхностей клина к седлам.