Виды государственного финансового контроля

Для определения видов финансового контроля, как правило, исходят из таких наиболее существенных признаков классификации, как субъект и объект контроля.

В зависимости от субъектов, осуществляющих контроль:

  • государственный финансовый контроль совокупность действий и операций, осуществляемых органами государственной власти, а также специально созданными ими органами, с использованием специфических форм и методов его организации за соблюдением субъектами хозяйствования и органами государственной власти установленных норм права с целью обеспечения законности, целесообразности, эффективности образования, распределения и использования финансовых ресурсов государства.;
  • негосударственный финансовый контроль включает аудиторский, внутрихозяйственный и общественный контроль.

Аудиторский контроль (аудит) представляет собой деятельность, осуществляемую аудиторскими организациями и индивидуальными аудиторами по независимой проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица.

Внутрихозяйственный контроль осуществляют специальные подразделения, предусмотренные  правленческой структурой субъекта  хозяйствования, а также отдельные специалисты.

Общественный контроль, под которым понимают контроль, осуществляемый непосредственно гражданами, а также общественными организациями и объединениями, т. е. без участия специальных государственных органов.

В зависимости от времени проведения:

  • предварительный контроль — контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например, в ходе обсуждения и утверждения проектов законов по бюджетно-финансовым вопросам, на стадии составления бюджетных смет;
  • текущий контроль проводится в процессе совершения финансово-хозяйственных операций, например, при рассмотрении отдельных вопросов исполнения бюджетов в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами, при проверке

органами казначейства платежных документов на осуществление кассового расхода бюджета;

  • последующий контроль осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением деятельности субъекта хозяйствования.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект, выделяют:

  • внешний финансовый контроль, под которым понимают:

по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти субъектами, т. е. специально созданными контрольными органами;

по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый иными внешними субъектами;

  • внутренний финансовый, под которым понимают:

по отношению к органам государственной власти — контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов исполнительной власти;

по отношению к субъекту хозяйствования — контроль, осуществляемый соответствующей службой внутреннего контроля.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *