Основные подходы к классификации финансового контроля

Существуют различные подходы к классификации государственного финансового контроля. Государственный финансовый контроль осуществляется в различных сферах, в связи, с чем выделяют следующие виды контроля:

— бюджетный,

— налоговый,

— таможенный,

— денежно-кредитный.

По отношению к ветвям государственной власти выделяют: контроль законодательных (представительных) органов государственной власти, как непосредственно (парламентский контроль), так и через специально созданные органы контроля (например, Счётная палата), президентский контроль и контроль, осуществляемый органами исполнительной власти.

Существует и другая классификация видов государственного финансового контроля:

— общегосударственный (парламентский и административный),

— ведомственный,

— специальный финансовый контроль.

Исходя из направления воздействия субъекта контроля на объект выделяют внешний и внутренний финансовый контроль.

Под внешним по отношению к органам государственной власти понимают контроль, осуществляемый независимыми в своей деятельности от органов государственной власти специально созданными контрольными органами (Счётная палата РФ).                                                   Под внутренним контролем понимают контроль, осуществляемый непосредственно в системе органов государственной власти, в том числе, органов исполнительной власти. Кроме того, в настоящее время в бюджетной сфере формируется механизм внутреннего контроля, который будет представлен во второй главе работы на примере органов Федерального казначейства.

Исходя из временного фактора, выделяют такие формы государственного финансового контроля, как предварительный, текущий и последующий контроль.

– Предварительный контроль – контроль, осуществляемый до совершения финансово-хозяйственных операций, например в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений о бюджете). Он имеет большое значение для предупреждения нарушений финансового законодательства.

– Текущий (оперативный) контроль, проводится в момент совершения финансово-хозяйственных операций. Он предупреждает возможные злоупотребления при получении и расходовании средств, способствует соблюдению финансовой дисциплины и своевременности осуществления денежных расчётов.

– Последующий контроль, осуществляется по итогам завершения финансово-хозяйственных операций, отличается более глубоким изучением объекта контроля.