Туристско-рекреационный комплекс

Туристический бизнес является одной из самых перспективных и привлекательных для инвестиций отраслей экономики области. Поэтому программа развития области должна предполагать проведение системной политики развития в сфере туризма.

Иркутская область обладает значительным туристско-рекреационным потенциалом и базовой инфраструктурой, что позволяет развивать самые различные виды туризма: культурно-познавательный, экологический, экстремальный, спортивный, этнический, лечебный, катерно-яхтенный, рыболовство и охоту. Наибольшее количество объектов, представляющих интерес для туристов, сосредоточено на территории Иркутского (Листвянка), Ольхонского, Большого и Малого Голоустного, Слюдянского, Качугского и Казачинско-Ленского районов.

К числу факторов, определяющих перспективы развития туристско-рекреационного комплекса в Иркутской области, относятся следующие.

  1. Природно-климатические ресурсы области. На территории Иркутской области расположены Прибайкальский национальный парк, два заповедника (Байкало-Ленский и Витимский), 13 заказников регионального значения, 78 памятников природы, из которых 4 являются федеральными, 30 областными и 44 местными. На территории Байкальского региона находится озеро Байкал — самое глубокое озеро в мире, уникальная естественная экосистема. В Иркутской области расположена система горных хребтов (Хамар-Дабан, Приморский, Байкальский), подходящих для строительства горнолыжных трасc и курортов.
  2. Культурно-исторический потенциал. Иркутск — это старейший город Восточной Сибири, обладающий уникальным историческим и культурным наследием. В городе с более чем трехсотлетней историей насчитывается около 1200 памятников российской истории и культуры. В регионе сохранены традиции народных художественных промыслов и ремесел. Кроме этого, в области соседствуют русская, бурятская буддийская и бурятская шаманистская культуры.
  3. Бальнеологические ресурсы. На территории Иркутской области расположен самый крупный в мире Ангаро-Ленский артезианский бассейн минеральных вод, запасы которого оцениваются в 2700 куб. км. В области разведано около 300 минеральных источников из скважин, 6 грязевых озер с самыми лучшими генетическими типами грязи.

Наличие в регионе богатейших рекреационных ресурсов потенциально позволяет ежегодно привлекать около 350 тыс. туристов в год. Однако туристско-рекреационный комплекс Иркутской области отличает ряд существенных недостатков, которые не позволяют использовать данный потенциал территории в полном объеме и сделать туризм высокодоходным сектором региональной экономики.

Основная проблема туристической индустрии области заключается в том, что материально-техническая база отрасли существенно устарела и не соответствует международным и даже общероссийским стандартам. Для решения этой проблемы необходимо:

— модифицировать гостиничный комплекс региона в соответствии с современными условиями развития сервисного обслуживания;

— обеспечить наличие достаточного количества предприятий общественного питания, игровых и развлекательных учреждений (в том числе для детей) в местах пребывания туристов;

— увеличить количество квалифицированных кадров в сфере туристского бизнеса и гостиничного хозяйства;

— создать современную инфраструктуру горнолыжного курорта «Гора Соболиная», который вполне может составить конкуренцию алтайской «Белокурихе»;

— создать условия для обновления и модификации парка плавучих средств для и водных причалов для интенсификации перспективного катерно-яхтенного туризма;

— повысить транспортную доступность туристических объектов.

Существует еще одна проблема, решение которой позволит существенно повысить доходы региона от туристической деятельности — это необходимость выравнивания сезонности туризма в Иркутской области. Туристический сезон в настоящее время составляет всего 2-3 месяца (летние месяцы) в год, что крайне снижает рентабельность туристической индустрии и обостряет проблему занятости работников отрасли в остальное время года. В качестве наиболее перспективных путей выхода из положения можно выделить следующие:

— развитие зимнего спортивного туризма: строительство современного горнолыжного курорта (на базе «Горы Соболиной») с гостиничной и сервисной инфраструктурой, использование летних баз и кэмпингов в зимнее время для организации активного отдыха (катание на снегоходах, беговых лыжах);

— развитие особых (зимних) программ санаторно-курортного лечения, которое не имеет ярко выраженной сезонной привязки;

— развитие конгрессного (делового и научного) туризма: проведение конференций, конгрессов, симпозиумов и других мероприятий, подобных Байкальскому экономическому форуму, именно в период «несезона»;

— развитие событийного туризма за счет увеличения количества спортивных или культурных массовых мероприятий по типу «Зимниады».

И, наконец, еще один блок проблем представлен вопросами имиджевого характера. В предельно общем виде можно говорить о том, что руководство региона должно вплотную заняться созданием и продвижением интегрального брэнда Иркутской области в целом или какого-то наиболее крупного туристического объекта (к примеру, бренда «Байкал» или «Забайкалье») на региональном, федеральном и международном уровнях. Позиционирование должно основываться на обосновании уникальности, доступности, достойном уровне сервиса туристического продукта. В качестве конкретных мероприятий можно выделить следующие:

— создание узнаваемого бренда территории: разработка регионального имиджа в целом и фирменного стиля туризма в регионе;

— создание и распространение в России и за границей рекламных и пропагандистских материалов о туристских и санаторно-курортных возможностях области; продажа карт, путеводителей, брошюр и подарочных изданий, видео и CD и т.д;

— проведение специальных мероприятий всероссийского и международного уровня по формированию общественного мнения об Иркутской области как туристском регионе; продвижение новых туристических и санаторно-курортных ресурсов; организация презентаций новых турпродуктов и рекламных туров с приглашением туроператоров и турагентств;

— работа на международных выставках и ярмарках, сопровождаемая рекламными и промоушн-кампаниями;

— организация специализированных конференций по различной тематике, связанной с туризмом, участие в подобных мероприятиях, проходящих в других регионах;

— сотрудничество с национальными турпредставительствами других стран и национальными курортными ассоциациями с целью включения регионального турпродукта в списки их предложений;

— активизация Интернет-промоушена туристического бренда региона.