Цель и основные направления Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами

В условиях кризиса субъекты Российской Федерации оказались в ситуации невозможности обеспечения необходимого баланса доходов и расходов. Увеличение безработицы, снижение объёма доступных фи­нансовых ресурсов на проведение капитальных вложений, а также опасность увеличения кредиторской задолженности по обязательствам первоочередного класса фактом своего существования указывают на необходимость решения вопроса о соблюдении баланса доходов и расходов.

В сложившейся ситуации для развития межбюджетных отно­шений в Российской Федерации и управления процессом бюджети­рования в Концепции поставлены следующие задачи:

— установление особенностей организации бюджетного про­цесса в субъектах Российской Федерации и муниципальных образова­ниях в условиях экономического кризиса;

— создание стимулов повышения качества управления бюджет­ным процессом в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях;

— корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления;

— совершенствование системы разграничения расходных обязательств между органами государственной власти и местного самоуправления;

— дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюд­жетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образо­ваний

Очевидна необходимость установления общего порядка исполь­зования органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления оставшихся на еди­ных счетах средств субсидий и субвенций на исполнение обязательств расходной части субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Также необходимо предоставить органам власти субъектов Российской Федерации право направление средств, заимствованных из резервных фондов, на покупку государственных ценных бумаг. При этом владельцы этих бумаг должны иметь возможность осуществлять немедленную продажу вышеуказанных активов в течение финансового года во избежание угрозы снижения ликвидности.

Ряд нововведений, представленных Концепцией, касается регулирования налоговыми механизмами обеспеченности бюджетов на муниципальном уровне. Прежде всего, будет введено право субъектов Российской Федерации на создание дополнительных нормативов сверх тех, что уже установлены в БК РФ, отчислений из общего объёма федеральных и региональных налогов в бюджеты муниципальных образований соответственно их типам.

Также существует предложение часть налогов, которые сейчас переходят в распоряжение местных бюджетов, отдавать муниципаль­ным бюджетам, поскольку органы местного самоуправления смогут значительно и на стабильный период изменить их базу в лучшую сторону. В первую очередь это касается налога, уплачиваемого при введении упрощённой системы налогообложения в форме патента, а также при использовании единого сельскохозяйственного налога.

Концепция устанавливает порядок, согласно которому субъекты, в которых доходы исполняются циклично — субъекты с однонап­равленной экономикой, где валовой продукт в большинстве своём создается одной отраслью (нефтегазовой, металлургической и т. д.), — обязаны формировать фонды резерва в те года, когда соответствующие отрасли демонстрируют наибольшие темпы роста.

Таким образом, в результате анализа Концепции, её основных положений и предложенных действий, а также при условии, что последние будут исполнены в полном объеме, могут быть сделаны следующие выводы:

— эффективность межбюджетных отношений и качества менеджмента в области государственных и муниципальных финансов будет, несомненно, повышено, хотя более отчётливо это проявится лишь в долгосрочной перспективе;

— субъекты Российской Федерации и муниципальные образо­вания смогут сами для себя снизить негативные последствия экономического и финансового кризиса;

— будет наблюдаться повышение эффективности работы бюд­жетной системы Российской Федерации на основе комбинирования принципов самостоятельности бюджетов различных уровней и, в то же время, общности их интересов.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *