Типы теорий естественного права

Алексеев выделяет четыре основных типа естественно-правовой теории.

1. восходит еще к римским юристам, которые понимали под естественным правом принадлежащие людям и животным их природные, физические свойства. В начале ХХ в. таких воззрений придерживался немецкий правовед Э. Юнг, который полагал, что естественное право основывается на некоем «первоначальном естественном инстинкте», «элементарном правоощущении», вырастающего из потребностей человеческой жизни (материальный интерес, инстинкт создания семьи и воспроизводства потомства и т.п.). В этом своем значении, считает Алексеев, теория естественного права является учением о «жизненных и социальных отношениях», т.е. совпадает с социологией права и, следовательно, не решает задачи познания сущности права.

2. природа понимается в естественно-научном смысле, а само естественное право представляет собой совокупность естественных законов природы, действующих, в том числе и в обществе. Недостаток таких натуралистических теорий состоит, согласно взглядам Алексеева, в том, что они не учитывают социальную природу права. Логические и аксиологические свойства права ничего общего не имеют с природой, которая всегда остается нейтральной к духовной сфере человеческой жизни.

3. сближает естественное право с правом божественным, установленным верховным существом как высший закон. В религиозных теориях естественного права под «естественностью» понимают некое метафизическое, сверхприродное существо права, что в античности было представлено еще у стоиков. В дальнейшем метафизическое понимание права активно разрабатывали отцы церкви, что наиболее ярко проявилось, по мнению Алексеева, в учениях Дунса Скота и Фомы Аквинского. Дунс Скот: источник права лежит в воле Бога. Право здесь предстает как функциональное проявление Бога, не содержащее в себе «божественного логоса», «идеи права». Право как нечто волеустанавливающее (хотя бы и волей Бога) принципиально ничем не отличается от человеческого позитивного права, для которого характерна условность и относительность. В учении Фомы Аквинского, напротив, природа права связывается не с волей Бога, а с его разумом. Право, согласно данной позиции, представляет собой проявление «божественного логоса», «идеи божественной премудрости». Представление о естественном праве человеку дается посредством причастности его к «вечному разуму», «божественному логосу». Поскольку между разумом человека и Богом есть внутренняя связь, человек оказывается способным постигнуть подлинную природу права. Такая позиция явно близка Н.Н. Алексееву.

4. возник на базе этической концепции И. Канта, согласно которой, под естественным правом понималось «должное» право, правовой идеал. Основной недостаток кантианского подхода Алексеев усматривал в том, что право в этом случае отрывается от метафизики и религии. Вместе с тем кантианская трактовка естественного права, как он полагает, оказала глубокое влияние на «старое учение о логосе», открыв путь для подлинно эйдетического исследования права. В этой связи Алексеев называл двух религиозных философов – Б. Больцано и Ф. Брентано, философия которых, по его мнению, привела к формированию феноменологии Э. Гуссерля.