Сущность безналичного денежного оборота и его роль в экономике
Различают наличные и безналичные расчеты:
Безналичные расчеты – это расчеты перевода банками денежных средств по счетам клиентов, на основании платежных документов, совершаемых согласно единым стандартам и правилам, а также расчеты на основании зачета взаимных требований и обязательств.
В процессе осуществления безналичных расчетов важное значение имеют особенности их организации[1]:
– Клиент самостоятельно выбирает форму расчетов, которая должна быть закреплена в договоре между плательщиком и получателем;
– Расчеты могут производиться через расчетно-кассовые центры Центрального Банка Российской Федерации или через корреспондентские счета, открываемые банками друг у друга на основе межбанковских соглашений либо через клиринговые центры;
– Банк может осуществлять списание средств только по распоряжению владельца счета;
– Взаимные претензии по расчетам плательщиком и получателем разрешаются в установленном законом порядке без участия банков.
Безналичные расчеты организованы в экономике по определенной системе – совокупности принципов организации безналичных расчетов, требований их организации, форм, способов расчетов и связанного с ними документооборота.
Платежная система необходима для своевременности и бесперебойности проведения расчетов и платежей. Особое значение она имеет при организации безналичных расчетов, так как для них особенно важно, чтобы были прописаны правила обращения, условия признания факта передачи денежных средств, факта погашения долга и т.д. Платежная система – это совокупность институциональных и технических структур, правовых норм, инструментов и процедур, обеспечивающих перевод денежных средств[2].
В Российской Федерации 27.06.2011 был принят федеральный закон «О национальной платежной системе», в рамках которого было дано определение национальной платежной системы и принципы ее организации и функционирования.
Национальная платежная система создает условия для движения денежных средств между участниками расчетных отношений, позволяет эффективно использовать финансовые ресурсы, управлять денежной массой, регулировать курс национальной валюты и проводить государственную денежно-кредитную политику. Организация национальной платежной системы влияет на стабильность финансовой системы государства, на уровень издержек денежного обращения, на ликвидность финансовых рынков и банковской системы, то есть в конечном итоге на эффективность функционирования экономики в целом.
Главные задачи платежной системы:
– Бесперебойность , безопасность, эффективность выплат;
– Надежность , гарантирующая отсутствие срывов или полного выхода из строя системы платежей;
– Эффективное обеспечение быстрого экономического и точного выхода потока операций;
– Честный подход
Структуру платежной системы РФ можно представить в виде пирамиды. В основании данной «пирамиды» находятся хозяйствующие субъекты, чья повседневная деятельность порождает платежные обязательства. К ним относятся частные лица, пользующиеся платежными услугами различных предприятий, организаций, а также банков и других кредитных организаций. Все хозяйствующие субъекты принимают на себя обязательства, пользуются банковскими услугами, это предопределило необходимость развивать банкам межбанковские связи и осуществлять межбанковские расчеты. На самой вершине пирамиды располагается центральный банк, который является конечным звеном в межбанковских расчетах, он осуществляет конечный расчет.
[1] Жуков Е.Ф. Банковское дело: Учебник. – М.: Юнити, 2014. – 238 с.
[2] Щербакова Г.Н. Анализ и оценка банковской деятельности (на основе отчетности, составленной по российским и международным стандартам). – М.: Вершина, 2012. – 464 с.