Сущность и роль финансов в процессе воспроизводства

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ: Хорошавин Антон Андреевич.

Тема 1: Сущность и роль финансов и кредитов.

План:

  1. Сущность и роль финансов в процессе воспроизводства.
  2. Деньги как материальная основа финансовых отношений.
  3. Виды финансовых отношений.
  4. Понятие и значение финансовых ресурсов.
  5. Функции финансов.
  6. Понятие и особенности ссудного капитала.
  7. Основные участники рынка ссудных капиталов и его сегменты.
  8. Основные функции кредита.

 

  1. Сущность и роль финансов в процессе воспроизводства.

Финансы – экономические отношения, связанные с процессом формирования, распределения и использования централизованных (в национальном масштабе, например, бюджет) и децентрализованных (финансовые организации и его хозяйство) фондов денежных средств, в целях выполнения функции и задач государств и обеспечения условий расширенного воспроизводства.

Расширенное воспроизводство отличается от простого – большим количеством товара.

Процесс воспроизводства представляет собой цикл непрерывно повторяющихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Деньги как материальная основа финансовых отношений.

Реальное движение денежных средств происходит только на второй и третей  стадии воспроизводственного процесса, причем только на второй стадии – это движение происходит обособленно от движения товара.

Финансы – это неотъемлемая часть денежных отношений, однако не все денежные средства являются финансовыми; деньги являются всеобщим эквивалентом с помощью которых измеряются затраты труда, ассоциируемых производителем, а финансы – экономический инструмент распределения и перераспределения национального дохода и ВВП.

Финансы – это орудие  контроля за образованием и использование фондов денежных средств.

Критериями отнесения тех или иных отношения к финансовым являются:

  1. реальное движение денежных средств, т.е. переход от одного владельца к другому;
  2. распределительные характеры этих отношений;
  3. место возникновения процесса – вторая стадия воспроизводственного процесса.

Таким образов деньги –первичны, а финансы – вторичны.

  1. Виды финансовых отношений:
  2. между предприятием и его работником:
  • выплата З/П и материальных поощрений,
  • дивиденды,
  • материальные санкции;
  1. между предприятиями и его филиалами:
  • наделение оборотными средствами;
  • предоставление ресурсов для обновления материально-технической базы;
  • подготовка к повышению квалификации кадров.
  1. отношение между предприятием и государством:
  • финансирование отдельных статей затрат;
  • налоги.
  1. Отношение между предприятием и банком:
  • Хранение денежных ресурсов на счетах;
  • Долгосрочные, краткосрочные кредитования;
  • Обслуживание, осуществление транзакции.
  1. Отношение между государством и населением:
  • Уплата налоговых сборов;
  • Финансирование государством социокультурных потребностей; приобретение облигации, акции.
  1. Отношение между банками и населением:
  • Вклады населения в банк;
  • Приобретение банковских сертификатов;
  • Обслуживание по дебиту и кредиту карт.

 

  1. Понятие и значение финансовых ресурсов.

 Финансовые ресурсы – совокупность доходов и поступлении, находящихся в распоряжении субъектов хозяйствования.

Финансовые ресурсы предназначены для:

  1. Выполнения финансовых обязательств;
  2. Покрытие затрат на расширение производства;
  3. Материальное поощрение работнику и т.д.

Финансовые ресурсы  формируются из трех основных источник:

  1. Ресурсы, аккумулируемые в государственной бюджетной системе;
  2. Средства внебюджетных фондов;
  3. Средства, генерируемые самими предприятием (амортизация, прибыль);

Децентрализованные финансовые ресурсы имеют три группы:

  1. Собственные привлечённые (прибыль, амортизация, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ, услуг, средства, полученные от эмиссии (выпуск), акции);
  2. Заемные ресурсы (долгосрочные, краткосрочные кредиты банков и иных финансовых структур, доход от эмиссии облигации);
  3. Ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещение, субсидий, субвенции, дотации).
  4. Функции финансов:
  5. Распределительная:
    • Создание первичных доходов, путем распределения национального дохода среди участников материального производства;
    • Создание вторичных доходов, путем перераспределения национального дохода между отраслями производственной, непроизводственной сферы, регионами страны, формами собственности и отдельными группами населения;
  6. контрольная:
    • состоит в контроле по распределению ВВП по соответствующим фондам, по целевому назначению, посредством регламентации финансовой информации и стимулированию процесса расширенного воспроизводства;
    • одной из основных задач финансового контроля – проверка точного соблюдения законодательства по финансовому вопросу, своевременности и полноты выполнения обязательств перед бюджетной системой и налоговой служб;
    • выполнение взаимных обязательств между предприятиями по расчетам и платежам;
    • регулирующая: связана с вмешательством государства, посредством государственных расходов, налогов, государственного кредита, финансового и бюджетного планирования, а также государственного регулирования рынка ценных бумаг.
  1. Понятие и особенности ссудного капитала.

     Ссудный капитал – совокупность денежных средств, предоставляемых во временное пользование за определенную плату и на определенных условиях, при этом происходит перелив временно свободных денежных средств из одной сферы хозяйствования в другие.

Использование судного капитала способствуют повышению эффективности общественных производства.

Предпосылкой исторического генезиса, кредитных отношений является имущественное расслоение в период первобытнообщинного отношения.

Общая экономическая основа – развитие товарного производства.

Объективной основой функционирования кредита выступает движение стоимости в сфере товарного обмена.

Существуют и специфические причины возникновения функционирования кредитных отношений. Они связаны с необходимостью непрерывного функционирования производственного процесса. При это процесс движения оборотных фондов будет являться не равномерным, что будет обуславливает необходимость в отдельные периоды времени, привлекать дополнительные финансовые ресурсы из вене.

Специфика ссудного капитала:

  1. Владелец передает не сам капитал, а только право на его использование;
  2. Потребительская стоимость определяется его способностью приносить прибыль;
  3. Передача капитала кредита от кредитора имеют разрыв во времени.

На стадии передачи судный капитал имеет денежную форму.

В отличие от ростовщического капитал формируется за счет собственных средств, ссудный капитал формируется за счет:

  1. Временно-свободных денежных средств государства, юридических и физических лиц, передаваемых на добровольной основе финансовым посредникам в виде депозитных счетов для их последующей капитализации и извлечения прибыли;
  2. Средств временно освобождающихся в процессе производства коммерческой деятельности и аккумулируемое на расчетных счетах.

 

  1. Основные участники рынка ссудных капиталов и его сегменты.

Основными участниками рынка ссудных капиталов являются:

  1. Первичные инвесторы – владельцы свободных финансовых ресурсов;
  2. Специализированные посредники в лице кредитно-финансовых организации;
  3. Заемщики в лице юридических, физических лиц и государства;

Кредитор – субъект кредитных отношений, предоставляющий стоимость во временное пользование. Источники средств кредитора: как собственные, так и заемные.

Помимо банков в качестве кредиторов могут выступать коммерческие организации, страховые инвестиционные компании, пенсионные фонды, физические лица и государства.

В том случае, если предоставленное в кредит денежное средство будут использованы заемщиком в непроизводительные цели кредитование приобретает форму ссуды деньгами.

Заемщик – субъект кредитных отношений, получающий ссуду. Заемщики могут быть юридические и физические лиц, испытывающие недостаток собственных средств.

Ссудополучатель должен предоставить экономические и юридические гарантии возврата суженных средств по истечению срока кредитования. Как правило такой гарантией может выступать наличие залога.

Исходя из целевой направленности рынок ссудных капиталов можно разделить на четыре сегмента:

  1. Денежный рынок – совокупность краткосрочных кредитных операции, обслуживающих движение оборотных средств;
  2. Рынок капитала — совокупность средних долгосрочных операции, обслуживающих движение основных средств (здание, сооружение, оборудование);
  3. Фондовый рынок — совокупность кредитных отношении, обслуживающих рынок ценных бумаг;
  4. Ипотечный рынок – совокупность кредитных операции, обслуживающих рынок недвижимости.
  5. Основные функции кредита:
  6. Парораспределительный: ссудный капитал ориентируется на естественную или искусственно установленный уровень прибыли в различных отраслях народного хозяйства или регионах и перекачивает свободные денежные средства в наиболее прибыльные;
  7. Экономия издержек обращения: возможность временного восполнения недостатка собственных оборотных средств, способствуют ускорению оборачиваемости капитала и общих издержек обращения;
  8. Ускорение концентрации капитала;
  9. Обслуживание товарооборота: использование инструментов безналичных расчетов ускоряет механизм экономических отношений.

 

 

 

 

 

ТЕМА 2: Измерение денежной массы.

План:

  1. Понятие и эволюция денег.
  2. Функции денег.
  3. Виды денег.
  4. Понятие и содержание денежной системы.
  5. Культура денежной системы.
  6. Квалификация денежной системы.
  7. Денежная система РФ.
  8. Структура денежной массы.
  9. Скорость обращения денег, и определяющий ее фактор.
  10. Банковский мультипликатор.
  11. Государственное регулирование денежного обращения.
  12. Понятие и особенности денежной эмиссии.
  13. Инфляция и методы борьбы с ней.

 

  1. Понятие и эволюция денег.

Деньги – средства оплаты товаров и услуг, измерения стоимости и ее сохранения.

Исторически денежное средство (деньги) имели следующие формы стоимости:

  1. Простая: когда один товар выражал свою стоимость в другом товаре;
  2. Полная развернутая: появление связано с развитием обмена и разделением общественного труда; в обмен включаются многочисленные предметы общественного труда, а каждый товар находится в относительной форме стоимости и противостоит множеству товаров-эквивалентов;
  3. Всеобщая форма собственности: дальнейшее развитие товарного производства приводит к появлению на отдельном рынке товаров, играющих главную роль в качестве предметов обмена (соль, меха, скот);
  4. Денежная: характеризуется выделением в результате дальнейшего обмена одного товара, выступающего в роли всеобщего эквивалента (золото, серебро).

 

  1. Функции денег:
  2. Деньги ка средство обращения: деньги являются платежным средством повсеместно;
  3. Деньги как мера стоимости: деньги служат в качестве общего знаменателя при определении стоимости различных по своей сути товаров;
  4. Деньги как средство накопления: удобный способ хранения богатств, как в материальной форме, так и в форме записи на соответствующем счете;
  5. Деньги как средство платежа: средства, которые могут быть использованы для выдачи кредитов и займов, для оплата определенного вида услуг, когда существующая задолженность может быть возвращена в виде соответствующей суммы в будущем;
  6. Мировые деньги: деньги, используемые в международных расчетах.

По мимо названных функции деньги обладают шестью отличительными чертами:

  1. портативность: должны быть удобны для перемещения в материальной и в нематериальной форме;
  2. приемлемость: деньги должны быть законодательно приемлемы в данном обществе;
  3. долговечность: материальная форма денег не должна быстро изнашиваться;
  4. возможность количественных исчислений;
  5. стоимость;
  6. дефицит: объем денег в экономике должен быть меньше, чем спрос на них.
  7. Виды денег.

Деньги в своем развитии выступали  двух видах:

  1. Действительные деньги;
  2. Знаки стоимости.

Для действительных денег номинальная стоимость (обозначенной на ней) должна соответствовать их реальной стоимости (т.е. стоимости металла из которого они изготовлены).

Металлические деньги имели разную форму. Первоначально штучную, затем весовую.

Наиболее удобная для обращения оказалась круглая форма монет. лицевая сторона – аверс, оборотная – реверс, обрез – гурт. С целью предотвращения порчи монет гурт делается нарезным.

Первоначально в обращении использовались  золотые  серебряные монеты одновременно, затем с середины XIX в. перешли к золотому обращению. Основные недостатки золотых денег:

  1. Золотодобыча не поспевала за объемом производства товаров и услуг в экономике и не обеспечивала полую потребность в деньгах;
  2. Золотые деньги не могут обслуживать мелкий товарооборот.

Производство денег из золота обходится существенно дороже, чем производство бумажных денег.

Золотое обращение просуществовало до Первой Мировой Войны, и затем золото постепенно исчезло из обращения.

Заменители действительных денег (знаки стоимости) – деньги номинальная стоимость которых выше реальных; к ним относятся:

  1. Металлические знаки стоимости – монеты из дешевых металлов;
  2. Бумажные деньги: принято разделять бумажные деньги (представители действительных денег и кредитных денег или банкнот). Исторически бумажные деньги появились ка заменители, находившихся в обращении золотых монет, однако дефицит бюджета вызывал расширение эмиссии бумажных денег;
  3. Кредитные деньги возникли с развитием товарного производства, их появление связано с выполнением функции денег, как средство платежа. Их экономическое значение состоит в том. Что они отражают потребности товарооборота в наличных деньгах, а также позволяют экономить действительные деньги и способствуют развитию безналичного денежного оборота.
  4. Банкноты – кредитные деньги, выпускаемые Центральным Банком (ЦБ) страны при выполнении кредитных операции, осуществляемые в связи с различными хозяйственными процессами.

 

 

  1. Понятие и содержание денежной системы.

Денежная система представляет собой структурированную совокупность определенных элементов, тесно взаимодействующих между собой и обеспечивающих его целостность.

По своей форме денежная система реализуется посредством организации денежных отношении в стране или в едином экономическом пространстве.

Для организации денежных отношении необходимы определенные объективные и субъективные предпосылки. К объективным предпосылкам относятся развитие товар денежных отношении в стране, что в свою очередь требует от государства необходимость их регулирования. К субъективным предпосылкам – необходимость определения в законодательном порядке законных платежных средств или регламентация их обращения.

Денежную систему можно рассматривать в функциональной и институциональной системах. С точки зрения функционального аспекта под денежной системой понимается упорядоченная совокупность денежных отношений, форм, методов и принципов организации денежного обращения в стране. С точке зрения институционального аспекта денежная система представляет собой совокупность институтов, создающих и регулирующих экономические правовых основы, эмиссии денег, способы их обращения, аккумулирования, распределение и перераспределения.

Основными функциями денежной системы:

  • Эмиссионная;
  • Регулирующая (регулирования объема денежной массы в обращении, ее структуры, соответствие потребности экономики);
  • Контрольная (контроль за соблюдением нормативных основ организации денежного обращения, денежной дисциплины).
  1. Структура денежной системы.

В структуре денежной системы можно условно выделить три основных блока:

  • базовый (фундаментальный),
  • управленческий (функциональный),
  • инфраструктурный.

Базовый элемент включает в себя:

  1. Сущность и функции денег;
  2. Формы и виды денег;
  3. Денежная единица;
  4. Денежная масса и ее структура;
  5. Денежный оборот;
  6. Принципы организации денежной системы.

Денежная единица – установленный в законодательном порядке денежный знак, который служит для соизмерения и выражения цен всех товаров, и как правило делится на мелкие кратные части.

Денежный оборот – процесс движения денег в наличной и безналичной форме, в которой деньги выполняют средство обращения и платежа.

Принципы:

  1. Принцип устойчивости и эластичности денежного оборота: денежная система должна удовлетворять потребности экономики в денежных средствах, но не допускать развитие инфляционных процессов;
  2. Порядок и виды обеспечение денежных знаков устанавливаются законодательством.

Управленческий блок включает в себя:

  1. Принципы управления денежной системой:
    • Принцип централизованного управления в едином государственном центре (ЦБ, министерство финансов, казначейство);
    • Принцип планирования денежного оборота; также формируется бюджет государства, который имеет форму закона;
    • Принцип обеспеченности имитируемых денег и характер денежной эмиссии;
    • Принцип зависимости или независимости ЦБ от государства в области проведения эмиссионных операции;
    • Принцип надзора и контроля за денежным оборотом;
  2. Эмиссионный механизм: определяет порядок эмиссии, наличных и безналичных денег в оборот и их изъятие; эмиссией наличных денег занимается особое подразделение ЦБ или в некоторых странах министерство финансов, а безналичные эмитируются коммерческими банками в процессе кредитования экономики;
  3. Механизм денежно-кредитного регулирования: представляют собой совокупность методов и инструментов денежно-кредитного регулирования;
  4. Порядок установления валютного курса: определяется на основе котировок;
  5. Кассовая дисциплина: набор общих правил, форм первичных кассовых документов и отчетности, которыми должны руководствоваться хозяйствующие субъекты при организации наличного денежного оборота; контроль за соблюдением кассовой дисциплины возлагается на коммерческие банки;
  6. Порядок проведения безналичных расчетов: предполагает регулирование счетов по которым осуществляется безналичный расчет, формы расчета и обязательства, возникающие в результате их использования.

Инфраструктурный блок включает в себя следующие элемента:

  1. Нормативно-правовая база:
    • законодательства денежной системы;
    • технологический элемент (технология эмиссии, способы защиты купюр);
    • информационно-аналитический элемент (анализ состояния денежного рынка);
    • институциональный элемент (законодательные органы, правительство, ЦБ, казначейство и т.д.);

 

6.Квалификация денежной системы.

Тип денежной системы зависит от того в какой форме функционируют деньги. В соответствии с этим выделяют:

  1. металлические денежные системы – при который денежный товар непосредственно обращается и выполняет все функции денег, а кредитные деньги обмениваются на металл;
  2. неметаллические денежные системы – построено на обороте кредитных и бумажных денег, не разменивают на металл.

Для металлической денежной системы характерно использование в качестве всеобщего эквивалента золото (монометаллизма), золото из серебра (биметаллизм). Разновидностью золотого монометаллизма являются:

  1. золотомонетный стандарт;
  2. золотослитковый стандарт;
  3. золотодевизный стандарт: банкнота обменивается на девизы, которые в свою очередь обмениваются на золото.

Для неметаллической денежной системы характерно:

  1. отмена официального золотого содержания; обеспечение и размена банкнот на золото; переход к неразменным кредитным деньгам;
  2. развитие безналичного денежного оборота и сокращение наличного денежного обращения;
  3. усиление государственного регулирования денежного обращения.

В зависимости от типа экономических систем выделяют:

  1. денежная система командно-административной экономики:
    • сосредоточение наличного и безналичного денежного оборота в едином государственном банке;
    • законодательное разграничение наличного и безналичного денежного оборота;
    • обязательное средств предприятия на счетах в государственном банке;
    • нормирование государством расходов предприятия в зависимости от их выручки;
    • законодательное установление масштаба цен и курса национальной валюты;
    • монополия государственного банка на привлечение сбережении;
  2. денежная система рыночного типа:
    • децентрализация денежного оборота между банками;
    • разделение эмиссии наличных (ЦБ) и безналичных денег (коммерческие банки под контролем со стороны государств) меду звеньями банками системы;
    • независимости ЦБ от государства;
    • система рыночного установления масштаба цен и валютного курса;
  3. Денежная система РФ.

Денежная система РФ является системой рыночного типа. Официально денежной единицей является рубль. Соотношение меду рублем и золотом или иным ценными металлами не устанавливается. Исключительное право выпуска наличных денег, организацией и изъятием их из обращения принадлежит ЦБ РФ.

Банк России утверждает образцы банкнот и металлических монет, которые имеют законную силы и являются безусловными обязательствами Банка России. Они обязательны к приему по нарицательной стоимости на территории всей РФ во все виды платежей. Платежи на территории РФ осуществляются в виде наличных и безналичных расчетов. Банк утверждает образцы приемов наличных расчетов.

Для осуществления эмиссионно-кассового регулирования, кассового обслуживания коммерческих банков и организации в главных территориальных управлениях Банка России и в расчетно-кассовых центрах имеются оборотные кассы по приему и выдаче наличных денег, а также резервные фонды денежных билетов и монет.

  1. Структура денежной массы.

В качестве альтернативных измерителей денежной массы  используются денежные агрегаты.

Денежные агрегаты – это элементы денежной массы, которые различаются между собой  по степени ликвидности.

В странах с рыночной экономикой существуют различные денежные агрегаты с различными элементами денежной массы. Однако общий принцип  их построения одинаков. К более ликвидным добавляются менее ликвидные.

Самыми распространенными денежными агрегатами являются:

  1. Мо – наличные деньги в обращении.
  2. М1 – Мо + счета до востребования и иные чековые вклады., дорожные чеки, дебетовая карта;
  3. М2 – М1 + срочные вклады в небольших размерах и легко ликвидные сбережения; агрегат М2 основан на способности денег быть ликвидным средством накопления;
  4. М3 – М2 + срочные вклады крупных размеров + депозитарные сертификаты и сберегательных карт + облигации гос. займа и другие ценные бумаги эмитированные государством;
  5. Скорость обращения денег, и определяющий ее фактор.

Понятие доходная скорость обращения денег впервые было объяснено И. Фишером в 20-е годы прошлого века. Под скоростью обращения денег понимается среднегодовое количество оборотов сделанных деньгами за определенный период времени при обслуживании сделок купли/продажи. Эти сделки – при помощи агрегата М2. Т. о. скорость обращения денег рассчитывается следующим образом:

V =  ,

где М – масса денег в обращении,

MV = PQ

По методике ЦБ скорость обращения денег рассчитывается последующим формулам:

V =

В краткосрочном периоде скорость обращения денег рассматривается как величина постоянная, в долгосрочном – переменна.

Основными факторами изменения скорости денег являются:

  1. Темп роста объемов производства: при увеличении объемов производства скорость обращения денег растет;
  2. Фазы экономического цикла: скорость обращения денег во время кризиса замедляется;
  3. Уровень инфляции: чем он больше, тем вые скорость обращения денег.
  4. Банковский мультипликатор.

Банковский мультипликатор (усилитель) отражает процесс получения денег на депозитных счетах коммерческих банков в период движения денег от одного банка к другому в процессе кредитования.

ЦБ, управляя процессов банковской мультипликации, расширяет или снижает эмиссионные возможности коммерческих банков, выполняя одну из основных функции денежно-кредитных регулирований. ЦБ сужает эмиссионные возможности коммерческих банков в случае снижения нормы обязательного резервирования, снижения ставки  рефинансировании, предоставления кредитов коммерческим банкам и федеральному правительству, а покупки у коммерческих банков ценных бумаг и валют. В результате резервы коммерческих банков увеличиваются, что приведет к росту кредитования и включению банковского мультипликатора.

md =, где

md – банковский мультипликатор,

D – объем резервирования,

mb – деньги вносимые на депозит.

ЦБ в определенных пределах может управлять величиной банковского мультипликатора, стимулирование увеличения способных ресурсов коммерческих банков, используемым для кредитования.

  1. Государственное регулирование денежного обращения.

Основные инструменты денежно-кредитной политики Банка России:

  1. Процентная ставка по операциям Банка России;
  2. Нормы обязательных резервов;
  3. Операции на открытом рынке;
  4. Ставки рефинансирования (по ней ЦБ кредитует другие банки);
  5. Валютная интервенция;
  6. Установление ориентиров роста денежной массы.

Государство может проводить три вида денежной политики:

  1. Политика дешевых денег;
  2. Политика дорогих денег (рестрикция);
  3. Умеренная денежная политика.

При проведении политики дешевых денег ЦБ:

  1. Скупает государственные ценные бумаги на рынке;
  2. Снижает учетную ставку;
  3. Снижает норму банковского резервирования;
  4. Снижает проценты по своим депозитам для банков;
  5. Кредитует коммерческие банки под учет векселей фирмы.

Политика рестрикции предполагает противоположные действия. Умеренная денежная политика – ограниченное использование тех или иных инструментов.

Основными административными мерами по регулированию денежного рынка являются:

  1. Ограничения на вывоз валюты частными лицами;
  2. Получение разрешения в ЦБ на экспортные/импортные операции в валюте;
  3. Ограничение на открытие валютных счетов за границей.
  4. Понятие и особенности денежной эмиссии.

Денежная эмиссия представляет собой создание и поступление в денежный оборот различных платежных средств.

Различают следующие виды эмиссии:

  1. Депозитная: представляет собой увеличение центральным банком своих кредитных вложений на депозитных счетах коммерческих банков;
  2. Бюджетная: представляет собой выпуск денег на покрытие бюджетного дефицита, путем приобретения у государства ценных бумаг при их первичном размещении;
  3. Банкнотная: эмиссия, осуществляемая самим ЦБ;
  4. Регулирующая: вносит временные корректировки в состав и структуру денежной массы;
  5. Казначейская: эмиссия, осуществляемая обладающими на то соответствующим правом.
  6. Инфляция и методы борьбы с ней.

Инфляция представляет собой обесценивание денег и падение покупательской способности, вызванное повышением цен, товарным дефицитом или снижением качеством товаров и услуг.

Современная инфляция предполагает воздействие следующих групп факторов:

  1. Превышение денежного спроса над товарным предложением (нарушение законов денежного обращения);
  2. Связана с ростом издержек производства и цен товаров, которые подтягивают денежную массу своему возросшем уровню;

В зависимости от преобладания той или иной группы факторов выделяют инфляция спроса и инфляцию предложения.

В зависимости от величины роста цен принятой деление инфляции на три основных типа:

  1. Ползучая (5-10% в год);
  2. Галопирующая (10-50% в год);
  3. Гиперинфляция (рост цен превышает 100% в год).

Основными формами стабилизации денежного обращения являются денежные реформы и антиинфляционная политика.

  1. денежных реформ:
    • Нулификация: отмена сильно обесценивавшей валюты и введение новой;
    • Реставрация: восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы;
    • Девальвация: снижение золотого содержания денежной единицы или ослабление ее курса по отношению к валютам иностранных государств;
    • Деноминация: метод зачеркивания нулей;

2.Антиинфляционная политика:

  • Шоковая терапия: резкое разгосударствление; установление свободных цен на продукцию;
  • Дефляционная политика: чрезмерного спроса через денежно-кредитный налоговый механизм, путем снижения государственных расходов, повышение процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса; негативным последствием: ограничение экономического роста, возможные кризисные явления;
  • Политика дохода: предполагает параллельный контроль над ценами и заработной платы, путем полного замораживания или установления придела Фроста; негативные последствие: дефицит на отдельные виды товаров, снижение роста цен носит временный характер, а после окончания инфляция ускоряется еще больше;
  • Индексация: полная или частичная компенсация потерь связанная ы высоким темпом инфляции;
  • Кейнсианский метод борьбы с инфляцией: ограничение государственных расходов, сдерживание роста денежно-бумажных масс, проведение политики таргентирования.

 

 

ТЕМА 3: Государственные финансы.

План:

  1. Сущность и содержание государственных финансов.
  2. Структура государственных финансов.
  3. Государственный кредит.
  4. Территориальные финансы.
  5. Государственные внебюджетные фонды.

 

  1. Сущность и содержание государственных финансов.

Финансовая система общества представляет собой совокупность всех сфер финансовых отношений, финансовых учреждений и финансовых фондов, обеспечивающих процесс мобилизации и последующего использования финансовых ресурсов.

Финансовая система состоит из трех основных подсистем:

  1. Государственные финансы:
    • Бюджетная система;
    • Внебюджетная фонды;
    • Государственный кредит;
  2. Страховая система:
    • Личное страхование;
    • Имущественное страхование;
    • Страхование ответственности.
  3. Финансы хозяйствующих субъектов:
    • Финансы коммерческих предприятий, организации;
    • Финансы некоммерческих предприятий, организации; Финансовые посредники (БИФ_ боевые инвестиционные фонды);
  4. Структура государственных финансов.

Государственные финансы – сфера финансовых отношений, функционирующих на уровне государства и, связанных с процессом перераспределения государственного налога для выполнения политической, социальной и экономической функции государства.

По экономической сущности государственные Финансы представляют собой денежные отношения субъектом которых выступает государство, предприятия, организации, учреждения по поводу формирования финансовых ресурсов и их использования на удовлетворение потребностей общества, расширение производства и т.д.

Основу государственных финансов составляет бюджет, внебюджетные фонды и государственный кредит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основными проблемами в области государственных финансов являются:

  1. Несбалансированность бюджетов всех уровней и государственных бюджетов внебюджетные фонды;
  2. Необходимость совершенствования налоговой системы;
  3. Повышение эффективности использования государственной и муниципальной собственности;
  4. Совершенствование бюджетного федерализма;
  5. Обеспечение единства денежно-кредитной и финансовой политики;
  6. Укрепление финансового контроля.
  7. Государство и кредит.

Для покрытия своих расходов связанных, с бесперебойным финансированием многообразных потребностей общества, государство привлекает свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения.

Внутри страны государство, как правило, является заемщиком, а население, предприятие и организации – кредиторами.

В сфере международных экономических отношений государство может выступать, как в роли заемщика, та и кредитора. В тех случаях, когда государство берет на себя ответственность за погашения займов или выполнения других обязательств, взятых физическими или юридическими лицам, оно является гарантом.

Государственный кредит функционирует на принципах возвратности, платности и срочности.

Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового общественного продукта и части национального богатства.

Объективной необходимостью использования государственного кредита является постоянное противоречие между величиной потребностью общества и возможностью их удовлетворения государством за счет бюджетных доходов.

Регулирование экономики, международная деятельность, социальная политика государства, оборона страны и общественная безопасность требуют постоянного увеличения бюджетных расходов; при этом возможности их осуществления ограничены доходными возможностями бюджета, которые в первую очередь связаны с уровнем налогообложения. Целесообразность использования государственного кредита обусловлена меньшими последствиями для экономики по сравнению с монетарными методами (т.к. эмиссия денег).

Возможность существования государственного кредита вытекает из особенностей формирования и времени использования доходов.

Сущность государственного кредита, как экономической категории, раскрывается в функции распределительной, контрольной и регулирующей.

Распределение может осуществляться между:

  1. Федеральными и региональными бюджетами; региональными и бюджетами муниципальных образований;
  2. Международными кредитно-финансовыми институтами и федеральным бюджетом;
  3. Между иностранными юридическими и физическими лицами; и федеральными и региональными бюджетами.

Контрольная функция осуществляется за целевым и рациональным использованием кредита. Эту функцию осуществляет соответствующие институты на федеральном, региональном и местном уровне.

Через регулирующая функция осуществляется воздействие государства на уровень процентных ставок, состояние денежного обращения, уровень занятости и т.д.

Программа государства заимствования РФ, согласно  108 Бюджетного кодекса представляет собой перечь планов внешних заимствований на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием:

  1. Для несвязанных (финансовых заимствовании): источник привлечения, сумма заимствования и срок погашения;
  2. Для целевых заимствовании: конечного получателя, цели заимствования и направления использования источника заимствования, гарантии третьих лиц, сумма заимствования, срок погашения, оценка использования до начало очередного финансового года.

В зависимости от заемщика государственный кредит бывает централизованным (заемщик министерство финансов) и децентрализованным (местные органы власти).

По месту получения кредит – на внутренний и внешний.

По срокам займы:

  • кроткосрочные (до года);
  • Среднесрочные(1-5 лет);
  • Долгосрочные (свыше 5 лет).

В зависимости от формы и порядка оформления:

  • Облигационные займы;
  • без облигационные займы.

Ценные бумаги правительства делятся на две группы:

  • Обращаемые на вторичном рынке;
  • Не обращаемые на вторичном рынке: сберегательные облигации, облигации оформляющие внешний долг, облигации местных органов власти.

Проведением операции на открытом рынке занимается ЦБ.

Для кредитора приобретение ценных бумаг правительства имеет определенные риски:

  • рыночный риск (связан с привлекательностью ценных бумаг);
  • процентный риск;
  • кредитный риск (эмитент (кредитор) может не выполнить свои обязательства)
  1. Территориальные финансы.

Территориальные (региональные) финансы – это денежные фонды административных территориальных единиц.

В общем объеме средств, составляющие государственные финансы, высока доля средств направленных на удовлетворение непосредственных потребностей людей, в связи  этим возникает территориальный аспект распределения государственных финансовых ресурсов. Возникает объективная необходимость формирования и распределения денежных средств у соответствующего конкретной территории органа власти. Так экономические субъекты платят налоги в федеральный бюджет и соответственно население данной территории может получать финансирование из федерального бюджета.

Кроме то, предприятие и население платят налоги и финансируются  из регионального и местных бюджетов.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ МЕЖДУ БЮДЖЕТАМИ РАЗЛИЧНЫХ УРОВНЕЙ:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В унитарном государстве нижестоящий орган полностью подчинен центральному правительству.

В федеративном государстве региональные финансы отличаются более сложной структурой и автономностью каждой структуры.

В федеративном государстве к территориальным финансам относятся:

  1. Финансы субъектов федерации;
  2. Финансы местных органов власти;
  3. Финансы муниципалитета и предприятий;

Местные финансы включают многочисленный перечень территориальных единиц. Эти финансы имеют свои особенности:

  1. Региональные финансы выполняют свои функции только для той части, общества которая проживает на конкретной территории;
  2. Объем ресурсов зависит от отведенных им полномочии и обязанностей;
  3. Региональные финансы участвуют в перераспределении собранных ресурсов по наиболее значим для территории направлениях.

Основные финансовые средства территории могут распределяться следующим образом:

  1. Территориальный бюджет; Финансируют предприятия местного значения, реализуют социальную политику, балансируют потребности экономической и социальной сфер;
  2. Территориальные внебюджетные фонды: образуются в соответствии с решением органов власти и расходуются по целевому назначению; средства проходящие через эти фонды не отражаются в бюджете;
  3. Финансы граждан;
  4. Финансы хозяйствующих субъектов;
  5. Заемные средства.
  6. Государственные внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды являются звеном государственных финансов и представляют собой форму перераспределения использованных финансовых ресурсов, привлекаемых государством для финансирования некоторых общественных потребностей, комплексно расходуется на основе оперативной самостоятельности.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические и социальные.

В соответствии с уровнем управления – на государственные и региональные.

Внебюджетные фонды составляют и исполняют свои бюджеты, являясь составной частью бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов во внебюджетных фондах осуществляются федеральным казначейством РФ.   Отчет об исполнении бюджета составляется управляющим органом фонда и предоставляется правительством РФ на рассмотрение и утверждение Федеральному Собранию в форме федерального закона.

Контроль за исполнением  федеральных внебюджетных фондов осуществляется органами, обеспечивающими контроль за исполнением бюджетов, соответствующего уровня Бюджетной Системы РФ.

В бюджете внебюджетных фондов отражаются доходы и расходы. Доходы формируются за счет обязательных платежей и иных доходов, предусмотренных законодательством РФ. Расходы могут осуществляться только на цели определенным законодательством РФ и его субъектом.

Внебюджетные фонды могут создаваться двумя основными путями:

  1. Выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  2. Формирование внебюджетного фонда с собственными источниками дохода.

Источниками доходов могут быть:

  1. Налоговые доходы;
  2. Неналоговые доходы (штрафы);
  3. Безвозмездное поступление (межбюджетный трансферт);
  4. Добровольные взносы юридических и физических лиц;
  5. Бюджет пенсионного фонда РФ формируется за счет:
    • Страховых взносов;
    • Средств федерального бюджета;
    • Сумм пеней и иных штрафных санкции;
    • Доходов от размещения временно свободных средств;
    • . Добрвольный взнос физических лиц, государства, иных источником, незапрещенных законодательством РФ.

ТЕМА 4: Бюджетная система.

План:

  1. Понятие бюджетной системы и ее уровней.
  2. Понятие и сущность бюджетных отношений.
  3. Государственный бюджет: понятие и функции.
  4. Принципы бюджетной системы.
  5. Бюджетная классификация.
  6. Доходы бюджета.
  7. Расходы бюджета.
  8. Бюджетный процесс.
  9. Дефицит государственного бюджета.

 

  1. Понятие бюджетной системы и ее уровней.

Бюджетный Кодекс РФ дает следующее определение: «основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права, совокупность федерального, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов».

Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципов ее построения.

Уровни Бюджетной Системы РФ:

  1. Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
  2. Бюджеты субъектов федерации (республик, краев, областей, АО, Еврейской автономной области); бюджеты территориальных внебюджетных фондов;
  3. Местные бюджеты.

Бюджетное устройство РФ определяется ее государственным устройством.

В унитарном государстве бюджетная система имеет два уровня:

  1. Государственный бюджет;
  2. Местный бюджет.

Однако и в унитарном и федеративном государством бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих.

Бюджетное законодательство РФ содержит понятие консолидированный бюджет.

Консолидированный бюджет (КБ) – свод бюджетов всех уровней бюджетной системы на соответствующей  территории.

Консолидированный бюджет субъектов РФ (КБС РФ) составляет бюджет самого субъекта и  всех находящихся на его территории.

КБ РФ = федеральный бюджет + КБС РФ

2.Понятие и сущность бюджетных отношений.

Бюджетные отношения – отношения, складывающие у государства с организациями, учреждениями и населением, связанное с формирование и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственной проблемы.

В процессе функционирования бюджетные отношения получают материально-вещественное воплощение в бюджетном фонде страны. Величина которого зависит от следующих факторов:

  1. Уровня развития экономики;
  2. Методов хозяйствований на предприятиях;
  3. Решаемых в обществе экономических и социальных задач;
  4. Масштабов, намечаемых структурных сдвигов в экономике.

Особенности бюджеты:

  1. Государственный бюджет является особой экономической формой пере распределительных отношений, связанных с обособлением части национального дохода в руках государства;
  2. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода между отраслями народного хозяйства и территориями страны;
  3. Пропорции бюджетного перераспределения стоимости определяются потребностями расширенного воспроизводства и задачами стоящими перед обществом.

Межбюджетные отношения – отношения между органами государственной власти и местного самоуправления. Они строятся на следующих прнципах:

  1. Сбалансированность интересов всех участником межбюджетных отношений;
  2. Самостоятельность бюджетов всех уровней;
  3. Законодательное разграничение доходных и расходных полномочий между бюджетами всех уровней;
  4. Объективное перераспределение средств между бюджетами для выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований;
  5. Единство бюджетной системы;
  6. Равенство всех бюджетов.

Бюджетное регулирование – процесс распределения доходов и перераспределения средств между бюджетами различных уровней, с целью выравнивания доходной части с учетом минимальных социальных стандартов.

Бюджетный кодекс четко разграничивает доходы и расходы между уровнями бюджетной системы.

Доходы бюджетов делятся на две группы:

  1. Собственные доходы бюджетов — доходы, которые полностью или частично закреплены за соответствующим бюджетом;
  2. Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и платежи по которым устанавливаются нормативы отчисления в процентах в бюджеты субъектов федерации или местные бюджеты на очередной финансовый год.

Одним из методов регулирования является оказание прямой  финансовой помощи из вышестоящего бюджета нижестоящему.

Формы поддержки:

  1. Субвенции – фиксированный объем государственных средств, выделяемых на безвозмездный и безвозвратной основе для целевого финансирования расходов в бюджет;
  2. Дотации – единовременное и без целевого назначения финансовая помощь на покрытие текущих расходов;
  3. Субсидии – бюджетное средство, предоставляемое на условиях долевого финансирования целевых программ;
  4. Бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, предусматривающая предоставление средств на возвратной и безвозмездной основе;
  5. Бюджетная ссуда – бюджетное средство, выделяемое на возвратной, но безвозмездной основе в течении не более полугода в пределах текущего финансового года;
  6. Государственный бюджет: понятие и функции.

Государственный бюджет —  это денежное отношение, возникающее у государства с юридическими и физическими лицами, по поводу перераспределение национального дохода и национального богатства, в связи с образованием использованием бюджетного фонда, предназначенного на финансирование народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, нужды обороны и государственного управления.

Как правовая форма государственный бюджет – закрепленная законом форма образования и расходования финансовых ресурсов. В составе бюджетного фонда создаются ресурсы функционирующая в специфических формах.

Функции Государственного бюджета:

  1. Распределительная: обеспечивается всему участниками общественного производства;
  2. Контрольная: основу составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемая в соответственных показателях бюджетных поступлении и расходных отчислений.

Построение бюджетной системы определяется ее государственным устройством, и представляет собой основанную на экономических отношениях и юридических нормах совокупность бюджетов, существующих на территории страны.

Организация бюджетной системы, принципы ее построения, взаимосвязь между отдельными бюджетами и порядок распределения доходов и расходов между ними составляют бюджетное устройство.

В соответствии с Конституцией РФ и Бюджетным Законодательством в бюджетную систему, как самостоятельной части, включается федеральный бюджет, бюджет субъектов федерации, местные бюджеты административно-территориальных образований.

Бюджет имеет доходную и расходную части.

  1. Принципы бюджетной системы:
  2. Принцип единства бюджетной системы: единство правовой базы, денежной системы, единый порядок финансирования доходов и расходов, ведение учета средств и т.д.;
  3. Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы;
  4. Принцип самостоятельности бюджетов:
    • право самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
    • наличие собственных источников дохода;
    • самостоятельное определение направление расходование средств и источников дефицита;
    • недопустимость изъятия доходов, полученных при исполнении закона о бюджете;
    • недопустимость компенсации потерь за счет бюджетов других уровней;
  5. принцип полноты учета доходов и расходов;
  6. принцип сбалансированности бюджета: равенство доходов и расходов, и при возможности минимизации дефицита;
  7. принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств;
  8. принцип общего (совокупного) покрытия расходов;
  9. принцип гласности: бюджет должны быть опубликован в открытой печати;
  10. принцип достоверности: надежность показателей прогноза и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета;
  11. Адресность целевого характера: бюджетные средства выделяются в распоряжении конкретных бюджетно-получателей с обозначением направления на финансирование конкретных целей.
  12. Бюджетная классификация (БК РФ):

Бюджетная классификация РФ представляет собой группировку доходов и расходов бюджетов всех уровней, и источников формирования финансирования и дефицитов этих бюджетов с присвоением объектов группированных кодов.

Бюджетная классификация дает возможность экономического и статистического анализа доходов и расходов, обеспечивает адресность, выделение финансовых ресурсов.

Согласно Бюджетному Кодексу бюджетная классификация включает:

  1. Классификация доходов бюджета;
  2. Функциональная классификация доходов бюджета;
  3. Экономическая классификация доходов бюджета;
  4. Классификация источников внутреннего финансирования, дефицитов бюджетов;
  5. Классификация источников внешнего финансирования дефицита Федерального бюджета;
  6. Классификация видов государственных внутренних долгов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований
  7. Классификация видов государственного внешнего долга и государственных внешних активов;
  8. Ведомственная классификация расходов Федерального Бюджета.

Бюджетная классификация подразделяет объекты классификации на группы, подгруппы, статьи, подстатьи.

КОД: НАИМЕНОВАНИЕ ГРУПП:
1000000 Налоговые доходы
2000000 Неналоговые доходы
3000000 Безвозмездные перечисления

 

КОД: НАИМЕНОВАНИЕ ПОДГРУПП:
3010000 Нерезиденты
302000 Из бюджета других уровней
303000 От государственных внебюджетных фондов

 

КОД: НАИМЕНОВАНИЕ СТАТЕЙ:
30201 Дотации
30202 Субвенции
30203 Средства, полученные по взаимным расчетам

 

 

 

 

  1. Доходы бюджета.

Доходы бюджета формируют материальную основу существования государства и показывают его возможности  возложенные на государство функции. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования основного общегосударственного фонда денежных средств между государством, организациями и гражданами,  связаны с мобилизацией денежных средств в распоряжении государства.

Состав бюджетных доходов и их структура органически связаны с объемами общественного производства и национального дохода, и определяются финансовой политикой государства.

Доходы бюджетов формируются за счет налоговых, неналоговых видов дохода и безвозмездных поступлений.

К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налги и сборы, а также штрафы и пени.

Штрафы и иные суммы принудительного изъятия зачислению в местный бюджет по местному нахождения органа, принявшему решение о наложении штрафа.

К неналоговым доходам относятся:

  1. доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности;
  2. доходы от продажи или возмездного отчуждения имущества;
  3. доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными организациями;
  4. доходы в виде финансовой помощи;
  5. средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой ответственности;
  6. иные неналоговые доходы.

Финансовая помощь от бюджета другого уровня  представляется в форме дотации, субсидии, субвенции безвозвратной передачи средств.

  1. Расходы бюджета.

Экономическая сущность расходов проявляется во многих видах расхода, каждый из которых обладает качественной и количественной характеристикой. Это многообразие обусловлено рядом факторов:

  1. Природой и функциями государства;
  2. Уровнем социально-экономического развития страны;
  3. Формами предоставления бюджетных средств и т.д.

По роли в общественном производстве расходы государственного бюджета делятся на две части:

  1. На развитие материального производства;
  2. На развитие непроизводственной сферы.

По эконмическом содержанию:

  1. Текущие расходы бюджеты – часть расходов, обеспечивающих текущее функционирование органов государственной власти;
  2. Капитальные расходы – часть расходов бюджета, обеспечивающая инвестиционную и инновационную деятельность в соответствии с утвержденной инвестиционной программой.

По общественному назначению:

  1. Финансирование промышленного производства;
  2. Финансирование науки и образования;
  3. Финансирование обороны: содержание правоохранительных органов, органов государственной власти и управления, расходы по внешнеэкономической деятельности;
  4. Создание резервных фондов, расходы по обслуживанию государственного долга.

В расходах федерального бюджета самостоятельно отражаются расход на целевые региональные программы по развитию промышленного сектора экономики: расходы на государственную программу, развитие экономики и культуры малочисленных народов севера, расходы на программу развития гражданской авиации, расходы на космическую программу.

Выделение средств по отдельным видам целевых программ обеспечивает приоритет концентрации средств бюджета и их использование по важнейшим направлениям. Каждый из этих расходов делятся по ведомственному, целевому признакам.

Ведомственный признак позволяет выделить в каждой группе расходов  соответствующим министерством, получающих бюджетное ассигнования.

Целевой признак – расходы, подразделяющие на отдельные виды затрат; в настоящее время  применяются расходы по 19целевым направлениям: геологоразведочные работы, проектирование, заработная плата и т.д.

Согласно территориальному признаку делятся на расходы субъектов федерации, расходы Федерального бюджета, регионального и местного бюджетов.

  1. Бюджетный процесс.

Бюджетный процесс – регламентированное законом деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджета.

Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющая собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами различных уровней.

Участниками бюджетного процесса –

  1. президент РФ;
  2. органы Законодательной Власти;
  3. органы исполнительной власти;
  4. органы денежно-кредитного регулирования;
  5. органы государственного и муниципального финансового контроля;
  6. государственные внебюджетные фонды;
  7. главный распорядитель и распорядители бюджетных средств.

Законодательные органы рассматривают и утверждают бюджет и отчет о его исполнении, а также контроль за исполнением.

Органы исполнительной власти осуществляются процессы составления бюджета, внесение его на рассмотрение и утверждение, осуществление бюджета.

Банк России разрабатывает и представляет, совместно с правительством России, основные направления денежно-кредитной политики, обслуживают счета бюджетов, осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам.

Кредитные операции могут осуществлять отдельные операции со средствами бюджета.

Органы государственного муниципального контроля Проводят экспертизу бюджетных статей, а также региональных целевых программа, исполняют контроль исполнения.

Главный распорядитель – орган исполнительной власти, первой прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять между распределителями  и получателями. Он готовит роспись бюджетных расходов, доводит уведомления о бюджетных назначениях, утверждает сметы доходов и расходов.

В случае необходимости изменяет распределение средств между статьями, осуществляет контроль за расходами.

Главный распорядитель выступает в суде от имени казны РФ.

Распорядитель бюджетных средств – и представляет собой орган гос. власти или орган местного самоуправления, имеющий право распределять бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств.

Бюджетные учреждения – организации, созданная органами гос. власти для осуществления социокультурных, научно-технических  и иных функции, деятельность которых финансируется из соответствующего бюджета государством или бюджета внебюджетного фонда на основе сметы доходов и расходов.

Получатель бюджетных средств – бюджетное учреждение или иная организация, имеющая право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетом росписи на соответствующей период.

Участником бюджетного процесса, обладающих бюджетными полномочиями на федеральном уровне, относятся:

  1. президент РФ;
  2. Гос. Дума;
  3. Совет Федерации;
  4. Правительство РФ;
  5. Органы, ответственный за составление и исполнение федерального бюджета (министерство финансов);
  6. Орган, осуществляющий казначейское исполнение (федеральное казначейство);
  7. Органы, осуществляющий сбор доходов бюджета;
  8. Банк РФ;
  9. Счетная Палата;
  10. Гос. внебюджетные фонды;
  11. Главные распорядитель и распорядители.
  12. Дефицит государственного бюджета.

Дефицит – превышение расходов над доходами.

Бюджетный дефицит может быть связан как с инфляционными процессами, так и с недостаточным объемом финансовых ресурсов, необходимых для осуществления гос. расходов.

Способы финансирования дефицита:

  1. Метод прямого кредитования: считается наиболее инфляционным; представляет собой покупку ЦБ гос. ценных бумаг, выпускаемых Министерством Финансов;
  2. Размещение ценных бумаг среди коммерческих банков, предприятий и населения;
  3. Сокращение гос. расходов;
  4. Повышение налогового бремени;
  5. Привлечение займа международных финансовых организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ТЕМА 5: Формирование и использование денежных накоплений предприятий.

План:

  1. Финансовые особенности функционирования предприятий.
  2. Источники формирования финансовых ресурсов.
  3. Формирование прибыли на предприятии.
  4. Валютные счета организации и особенности проведения операции по ним.
  5. Особенности формирования собственных средств предприятий.

 

  1. Финансовые особенности функционирования предприятий.

Предприятия, функционирующие на коммерческой основе,  ставят своей целью получение прибыли. Т. о. у предприятий формируется разнообразные по своему характеру финансовые отношения:

  1. Связанные с формированием первичных доходов и образованием и использованием целевых фондов;
  2. Со страховыми организациями при формировании и использовании страховых фондов;
  3. У предприятий с банковской системой;
  4. С государством;
  5. С вышестоящими управленческими структурами;
  6. Взаимоотношения с контрагентами.

Основные аспекты финансовой деятельности предприятия:

  1. Регулирование государством производственной и экономической деятельности, посредством экономических рычагов;
  2. Самостоятельность предприятий во всех вопросах, кроме особо предусмотренных законодательством;
  3. Самофинансирование прибыльности предприятия;
  4. Создание финансовых резервов на предприятии;
  5. Использование расчетных и валютных счетов;
  6. Осуществление внешней экономической деятельности;
  7. Определение форм, систем и размеров оплаты труда работников, а также проведение мероприятии по повышению уровня социальной защиты;
  8. Предприятия самостоятельно планируют свою деятельность и определяют перспективы развития;
  9. Предприятия самостоятельно реализуют продукцию по самостоятельно установленным ценам, а в ряде случаев по тарифам, регулируемым государством;
  10. Не зависимо от организационно-правовой формы предприятия обязаны формировать бухгалтерскую и статистическую отчетность в порядке, устанавливаемом законодательством;
  11. За нарушением кредитных, договорных, расчетных и налоговых обязательств, а также иных правил предпринимательской деятельности предприятия несут ответственность в соответствии с законодательством;
  12. Предприятия может быть учреждено по решению собственника имущества в том числе в результате выделения из структуры действующего предприятия с сохранением существующих обязательств перед головной организацией  и партнерами;
  13. Прекращение деятельности предприятия может осуществляться в виде его ликвидации или реорганизации (слияние, поглощение, разделение, выделение или преобразование в иную организационно-правовую форму);
  14. Предприятия могут объединяться в союзы, объединения, концерны и т.д. с целью координации своей деятельности, защиты прав, установление диной ценовой политики и т.д.
  15. Источники формирования финансовых ресурсов:
  16. Реально заработанные доходы предприятия, различные виды поступлений. К ним относятся прибыль от основной деятельности, не реализационная прибыль и операционные;
  17. Амортизационные отчисления;
  18. Выручка от реализации выбывшего имущества;
  19. Устойчивые пассивы: ресурсы предприятия, полученных в результате своей деятельности от других предприятий, в краткосрочном периоде;
  20. Различные целевые поступления;
  21. Поступления денежных средств от финансово банковской системы в порядке перераспределения;
  22. Страховые возмещения по наступившим рискам;
  23. Прибыль, полученная от проведения финансовых операции, а также дивиденды и проценты по ценным бумагам других эмитентов;
  24. Бюджетное финансирование в виде дотации, субсидии, субвенции и трансфертов.

Финансовые ресурсы, поступающие из различных источников, могут быть классифицированы на собственные (прибыль, амортизация), заемные (кредиты банка) и привлеченные  (от эмиссии акций).

  1. Формирование прибыли на предприятии.

Система прибыли и доходов состоит из прибыли от реализации продукции, прибыли от прочей реализации, доходов по внереализационным операциям за вычетом расходом по ним, балансовой прибыли (мы вычли все затраты и налоги), чистой прибыли.

Кроме того прибыль делится на облагаемую и необлагаемую налогом.

Прибыль от реализации продукции представляет собой разницу между выручкой т реализации продукции без учета НДС, акцизов, экспортных тарифов и затратами на производство и реализацию, относимую на себестоимость продукции.

Себестоимость продукции – стоимостная оценка, используемая в процессе производства продукции, природных ресурсов, сырья, материалов, топлива и энергии, амортизации, трудовых ресурсов, а также иных затрат на производство и реализацию относимых на себестоимость.

По экономическому содержанию эти затраты можно сгруппировать по следующим элементам:

  1. Материальные затраты (за вычетов возвратных отходов);
  2. затраты на оплату труда;
  3. Отчисления на социальные нужды;
  4. Амортизация основных средств;
  5. Прочие затраты.

Прибыль от прочей реализации – прибыль, полученная от реализации основных фондов и иной имущества, хозяйствующего субъекта, отходов, нематериальных активов и т.д., а также прибыль от операции сопутствующих основной деятельности, но не определяющих.

Прибыль от прочей реализацией = Выручка – Затраты на эту реализация.

Доходы от не реализационных операции включают:

  1. Доходы от долевого участия в деятельности других хозяйственных субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и иным ценным бумагам;
  2. Поступления от сдачи имущества  в аренду;
  3. Доходы от до оценки производственных запасов и готовой продукции;
  4. Присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки и иные виды санкции за нарушение условии хозяйственных договоров, а также доходы от возмещения причиненных убытков;
  5. Положительные курсовые разницы по валютным счетам;
  6. Иные доходы от операции, несвязанных с производством, и реализации продукции.

Расходы по внереализационным операциям:

  1. Затраты по аннулированным производственным заказам и на производство не давшее продукции;
  2. Расходы на содержание законсервированных производственных мощностей и объектов;
  3. Потеря от оценки производственных запасов и готовой продукции;
  4. Убытки по операциям с тарой;
  5. Убытки от списания дебиторской задолженности по которой истек срок исковой давности и иных долгов нереальных взысканию;
  6. Некомпенсируемая потеря от стихийных бедствий;
  7. Убытки от хищений виновников которые по решению суда не установлены;
  8. Отрицательные курсовые разницы.

Балансовая прибыль облагается налогами по различным ставкам.

  1. Валютные счета организации и особенности проведения операции по ним.

Валютный  счет – счет в банковскому учреждении, принадлежащий юридическому или физическому лицу, на котором накапливаются и расходуются, выраженные в иностранной  валюте.

Предприятия любой формы собственности могут заниматься внешней экономической деятельностью, для осуществления которой они должны открывать валютный счет.

Операции с иностранной валютой подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала.

Выручка, поступающая на текущий валютный курс, в течении 14 рабочих дней должно быть реализована в размере 50%. Первоначально выручка поступает на транзитный счет, а затем, после реализации ее половины переводится на текущий. Рублевая часть переводится на расчетный счет.

Валютная выручка на текущем валютном счете может быть использована следующим:

  1. Перечислена за границу по импортным операциям;
  2. Переведена в оплату задолженности за кредит в иностранной валюте;
  3. Использована для оплаты командировочных расходов;
  4. Продана на валютной бирже или аукционе;
  5. Использована на другие цели с разрешением министерства финансов.

Для открытия валютного счета клиент должен предоставить в коммерческий банк:

  1. Заявление на открытие текущего балансового валютного счета и транзитного валютного счета;
  2. Нотариально заверенную копию устава;
  3. Карточку с образцами подписей и оттиском печатей;
  4. Решение о создании предприятия;
  5. Справку из налоговой инспекции и пенсионного фонда о регистрации.
  6. Особенности формирования собственных средств предприятий.

Уровень эффективности хозяйственной деятельности предприятия во многом определяется целенаправленным формированием его капитала.  С точки зрения финансового менеджера основной целью формирования капитала является удовлетворение потребности, приобретение необходимых активов и оптимизации его структуры с  позиции обеспечения эффективности его наилучшего использования.

Принципы формирования собственного капитала:

  1. Учет перспектив развития хозяйственной деятельности предприятия;
  2. Обеспечение объема привлекаемого капитала объему формируемых активов;
  3. Обеспечение оптимальности структуры капитала с позиции эффективности его функционирования; структура капитал представляет собой соотношение собственных и заемных средств используемых в финансовой деятельности предприятия; в том случае, если предприятие будет использовать для своего развития только собственный капитал – это может замедлить темпы его роста; в тоже время использование заемного капитала с одной стороны поднимает финансовый потенциал организации, а с другой стороны – повышает финансовый риск и угрозу банкротства;
  4. Обеспечение минимизации затрат по формированию капитала из различных источников;
  5. Обеспечение высокоэффективного использования капитала в процессе его хозяйственной деятельности.

Собственный капитал – совокупность экономических отношений, позволяющих включить в хозяйственный оборот финансовые ресурсы, принадлежащие либо собственникам, либо самому хозяйствующему субъекту.

На действующем предприятии собственный капитал представлен следующими  основными формами:

  1. Уставной капитал – характеризует первоначальную сумму собственного капитала предприятия, инвестируемую в формирование его активов для начала осуществления хозяйственной деятельности;
  2. Резервный капитал – представляет собой зарезервированную часть собственного капитала предприятия, предназначенную для внутреннего страхования его хозяйственной деятельности; размер резервного капитала определяется учредительными документами, а его формирование осуществляется за счет прибыли предприятия;
  3. Специализированные финансовые фонды – целенаправленно сформированные фонды собственных финансовых средств с целью их последующего целевого расходования; в составе этих фондов определят амортизационный фонд, ремонтный фонд, фонд развития производства и т.д.;
  4. Нераспределенная прибыль – характеризует часть прибыли, полученную в предшествующем периоде и неиспользованную на потребление собственниками и персоналом; эта часть прибыли предназначена для капитализации (т.е. реинвестировании на развитие производства);
  5. Прочие формы собственного капитала – это расчеты за имущество, расчеты с участниками по выплате дивидендов.

 

 

 

ТЕМА 6: Основные принципы финансирования и кредитования капитальных вложений.

План:

  1. Принципы капитальных отношений.
  2. Принципы кредитных отношений.
  3. Сущность и значение кредита.
  4. Макроэкономические свойства кредита.
  5. Микроэкономические свойства кредита.

 

  1. Принципы финансовых отношений:
  • Принцип финансовой самостоятельности: обеспечивается тем, что хозяйствующие субъекты не зависимо от формы собственности самостоятельно определяют свои расходы, источники финансирование и направления вложения денежных средств;
  • Самофинансирование: означает полную окупаемость затрат на производство и реализацию продукции, инвестирование в развитие производства за счет собственных средств, а при необходимости коммерческих и банковских кредитов;
  • Принцип материальной заинтересованности: основной целью деятельности коммерческих организации является получение прибыли, реализация этого принципа может быть обеспечена оптимальной налоговой политикой со стороны государства, соблюдением экономических пропорции в распределении чистой прибыли и достойной оплате труда работников;
  • Принцип материальной ответственности: означает наличие системы ответственности за результат финансово-хозяйственной деятельности; для предприятия реализуется через пени, штрафы, неустойки при несоблюдении договорных обязательств, нарушение налогового законодательства, несвоевременных выплат по долговым обязательствам; в случае неэффективной работы предприятия в целом его может ожидать банкротство и ликвидация;
  • Принцип обеспечения финансовых резервов: необходимость их формирования связана с предпринимательской деятельностью, которая всегда сопряжена с риском; законодательно этот принцип регламентирован в открытых и закрытых АО, где величина резервного фонда должна составлять не менее 15% от уставного капитала, но не более 50% налогооблагаемой прибыли.

 

  1. Принципы кредитных отношений.

Кредитные отношения в экономике основывается на определенной методической основе, одним из инструментов которой является принцип:

  1. Возвратность кредита: выражается в необходимости своевременного и в полном объеме перечисления в счет погашения конкретной ссуды определенной величины денежных средств на счет, предо ставящей кредит организации;
  2. Принцип срочности: отражает необходимость возврата в точно определенный срок, зафиксированный в кредитном договоре, а в не любой приемлемое для заемщика время;
  3. Платность кредита: означает не только необходимость возврата, полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплата права их использования; ставка ссудного кредита = (годовой доход + предоставленный кредита); цена кредита зависит от:
    • Цикличности экономического развития;
    • Темпов инфляционного процесса;
    • Эффективность гос. регулирования;
    • Динамики производства и обращения;
    • Сезонность производства;
    • Количество уже выданных кредитов;
  4. Дифференцированный характер кредита: условия и стоимость кредита может изменяться банком для различных заемщиков;
  5. Целевой характер кредита: означает, что полученный кредит может использоваться только на заранее определенные цели и нарушение этого обязательства может служить основанием для досрочного отзыва кредита или введения штрафных санкций.
  6. Сущность и значение кредита.

Кредит – денежное средство или иные вещи, переданные в долг одной стороной другой стороне.

Благодаря кредиту сокращается время на удовлетворение хозяйственных и личных потребностей.

Предприятия за счет дополнительной стоимости может увеличить свои ресурсы, расширить хозяйство, ускорить достижение производственных целей.

Кредит – основа современной экономики; его используют предприятия различных форм собственности, а также государство и отдельные граждане.

Возникновение кредита лежит в сфере товарообмена поскольку скорость оборачиваемости в этой сфере существенно выше, чем в производной. В тоже время в производственной сфере длительный цикл от начала проектирования до запуска строительного объекта и получения первой выручки предполагает неравномерность финансовых потоков и требует постоянного использования внешнего финансирования.

  1. Макроэкономические свойства кредита.

На макроэкономическом уровне выделяют несколько видов границ кредита, что обусловлено сложностью, сущностью кредитных отношении и многообразием ее проявления.

Макроэкономические границы кредита показывают пределы распространения отношении по поводу аккумуляции и размещения ссудного фонда в целом. Выделяют внешние и внутренние границы кредита.

Внешние границы:  вся совокупность кредитных отношений, показывают объективные пределы их функционирования, место кредита в экономических отношениях общества.

Факторы, оказывающие влияние кредитные отношения:

  1. Уровень развития производства;
  2. Объем и структура кредитных ресурсов;
  3. Потребность и обеспечение оборота денежными платежными средствами;
  4. Финансовое состояние хозяйствующих субъектов;
  5. Соотношение используемые форм кредита;
  6. Социально-экономическая политика государства4
  7. Структура кредитной системы;
  8. Система образований и уровень цен.

Внутренний границы кредита  показывают допустимую меру развития отдельных  форм кредита в пределах внешних границ кредитных отношений.

Функциональные границы кредита связаны с пере распределительной и эмиссионной.

Пере распределительной функция кредита проявляется в том, что активные банковские операции должны быть взаимно увязаны с пассивными.

Эмиссионная функция — состоит в том, что при выдаче кредита коммерческие банки осуществляют эмиссию безналичных денежных средств. В связи с этим кредиты должны обеспечивать нормальное функционирование экономики и возможности предприятий по реализации инвестиционного потенциала, а не использоваться для покрытия убытков или финансирования бюджетного дефицита.

  1. Микроэкономические свойства кредита.

На микроуровне границы кредитования определяются кредитоспособностью заемщика и ликвидностью банковских структур.

Кредитоспособность – экономически-обоснованная кредита емкость хозяйствующего звена.

Способность вернуть ссуда определяется целым комплексом факторов, влияющих на уровень эффективности финансово-хозяйственной деятельности.

Банковскими организациями используется методика, основанная на определении кредитного рейтинга заемщика.

Кредитный рейтинг – средневзвешенное значение, получаемое на основе анализа финансовой отчетности и учитывающая некоторые дополнительные факты (кредитная история, деловые и личные качества руководства и т.д.).

На основе данных финансовой отчетности определяются коэффициенты ликвидности, платежеспособности. Кроме того учитывается физическая величина активов и прибыли.

Возможность кредитования ограничиваются не только кредитоспособностью заемщика, но и возможностями банка по предоставлению кредита. Так в частности объем и структура банковских кредитов должны позволять банку своевременно осуществлять свои операции и операции по счетам клиентов.

Критерии ликвидности коммерческих баков и их количественная характеристика устанавливается ЦБ в виде экономических нормативов. Т.к. нарушение границ кредитования со стороны субъектов кредитных отношений, выдающих ссуды, негативно влияет на устойчивость денежного оборота и может иметь серьезные макроэкономические последствия.

ТЕМА 7: Оборотные средства предприятия с система финансирования и кредитования.

План:

  1. Понятие оборотных фондов и их виды.
  2. Источники формирования оборотных фондов.
  3. Нормирования оборотных фондов.

 

  1. Понятие оборотных фондов и их виды.

Оборотные фонды (ОФ) – та часть средства производства, которая принимает участие в одном производственном процессе, при котором они изменяют свою материально-вещественную форму и полностью переносят свою стоимость на стоимость изготавливаемого продукта.

Потребительская стоимость ОФ по мере их использования в процессе производства утрачиваются.

К ОФ относятся: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, энергия, инвентарь, инструмент, приспособления, малоценные быстро изнашивающиеся предметы со сроком службы менее года не зависимо от стоимости, а также предметы стоимостью менее определенной суммы, установленные законодательством в данный период времени не зависимо от срока службы.

Оборотные средства – денежное выражение ОФ и фондов обращения. Они делятся:

  1. По сферам оборота (сфера производства и сфера обращения);
  2. По назначению (производственные запасы, готовая продукция, незавершенное производство, денежные средства и расходы будущих периодов);
  3. По источникам;
  4. По нормируемости.
  5. Источники формирования оборотных фондов:
  6. собственные или приравниваемые к ним средства;
  7. заемные и привлечённые.

Собственные средства для образования оборотных средств формируются при его создании, прирост норматива оборотных средств формируется за счет собственных средства возникающих в процессе функционирования предприятия (прибыль, амортизация и т.д.)

Размер оборотных средств определяется нормами, которые устанавливаются как минимальная потребность для образования необходимых запасов, для выполнения производственной программы и своевременного осуществления расчетов.

По мимо прибыли для финансирования оборотных средств используются устойчивые пассивы(средства постоянно находящиеся в хозяйственном обороте предприятия, но ему не принадлежащие).

Заемные средства, используемые для покрытия потребностей, в оборотных средствах, как правило представлены краткосрочными кредитами.

Привлеченные средства могут использоваться в качестве резервов в случае нарушения движения в обороте с целью восстановления платежеспособности предприятия. К ним относятся кредиторская задолженность по акцептованным документам, срок оплаты по которым еще не наступил, задолженность поставщикам по неоплаченным расчетным документам и эмиссионный доход от продажи акций и средства, полученные от этой продажи.

 

 

  1. Нормирования оборотных фондов.