Стратегическое планирование — это одна из функций стратегического управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и путей их достижения.
Стратегическое планирование обеспечивает основу для всех управленческих решений. Функции организации, мотивации и контроля ориентированы на выработку стратегических планов. Не используя преимущества стратегического планирования, организации в целом и отдельные люди будут лишены четкого способа оценки цели и направления корпоративного предприятия. Процесс стратегического планирования обеспечивает основу для управления членами организации.
- Формулирование цели компании
При формулировании целей компании необходимо, чтобы эти цели соответствовали след требованиям:
- Они должны быть реальные и достижимые
- Цели не должны быть конкурировать между собой
- Цели должны быть конкретными. В идеале цели должны обладать эффектом синергии(взаимная поддержка)
- Цель должна быть привязана к определенному временному интервалу
Серьезный вклад в развитие и формирование целей компании внесли работы Нортана и Каплана, которые предложили систему сбалансированных показателей (ССП)
Цели:
- Расширение количества клиентов компании
- Усиление финансового положения компании
- Инновации (развитие бизнеса)
- Инновационное развитие основных бизнес процессов
- Мотивация и развитие персонала
- Стратегический анализ деятельности компании
Анализ состоит из 2 направлений:
- Внутренний анализ деятельности компании
Оценка сильных и слабых сторон и выявление конкурентных преимуществ.
Осн. инструменты внутреннего анализа:
- Построение конкурентной карты
- Построение конкурентного профиля компании
- Количественная оценка конкурентно — способности компании на основе матода экспресс оценок или анкетирования
Осн. результат внутреннего анализа — выявление основных преимуществ компании, слабых сторон в ее деятельности и количественная оценка конкурентно – способности, которая позволяет позиционировать компанию на соответствующем рынке.
- Анализ внешней среды
Основывается на выявлении угроз и возможностей, которые представляют внешние факторы: международные, политические, экономические, социальные, природные факоры.
Анализ внешнего окружения на стратегию предприятия предложена И.Ансоффом, в основе которой лежит выделение основных стратегических зон хозяйствования компании, выявление влияния внешних факторов на уровень рентабельности, риска и спроса в этих СЗХ.
В результате этого анализа выявляются факторы, которые представляют угрозу для компании, выявляются факторы, которые представляют собой возможности и выявить перспективные новые СЗХЮ направления бизнеса.
- Формирование инвестиционного портфеля диверсифицированной компании
Формирование набора СЗХ и распределение необходимого отбора инвестиций для развития
- Формулирование корпоративной стратегии в развитии компании
- Разработка бизнес стартегии в рамках каждой СЗХ
- Разработка функциональных стратегий, инвестиционных стратегий, маркетинга, управления персоналом и т.д.
Завершается процесс разработки стратегии разработкой стратегической карты компании