Сущность и назначение внебюджетных фондов

Внебюджетные фонды – это стабильный и прогнозируемый на длительный период источник денежных средств. Он используется для финансирования конкретных социальных потребностей и программ экономического характера. Осуществляются эти программы Федеральными и региональными органами исполнительной власти.

Внебюджетные фонды представляют сейчас механизм перераспределения национального дохода. Цель механизма — защита интересов социально не защищенных групп населения и решение конкретных задач экономического характера.

Исторически внебюджетные фонды создавались двумя путями:

  1. путем выделения из бюджета определенных особо значимых расходов, для финансирования которых и создаются специальные фонды;
  2. путем формирования фондов с собственными источниками доходов

Внебюджетные фонды всегда имеют целевой характер. Управляются они автономно от бюджета. Средства внебюджетных фондов находятся в государственной или муниципальной собственности.

Таким образом, внебюджетные фонды – это специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного либо регионального значения.

Внебюджетные фонды различаются по правовому положению и целям создания.

По правовому положению фонды делятся на государственные и местные.

В зависимости от целевой направленности расходования средств внебюджетные фонды подразделяются на: фонды социального назначения (социального страхования) и экономические фонды. Фонды социального назначения предназначены для решения задач социального характера.

В РФ к фондам социального назначения относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. (До 2001 г. существовал также Государственный фонд занятости населения РФ). Экономические фонды имеют экономическую направленность. Используются они для финансирования крупных инвестиционных проектов, программ развития отдельных отраслей и др. К ним относятся: ведомственные (отраслевые, межотраслевые) фонды и фонды территориального (регионального) развития, НИОКР.

Пенсионный фонд. Обязательное пенсионное страхование в России осуществляется страховщиком, которым является Пенсионный фонд РФ (далее ПФ РФ).

Целью создания ПФ РФ является обеспечение гарантированной выплаты дохода лицам, утратившим способность к труду. Основы пенсионного страхования заложены в Конституции РФ.

Источники формирования средств ПФ РФ:

  1. страховые взносы работодателей. Они исчисляются и уплачиваются отдельно в отношении финансирования страховой и накопительной части трудовой пенсии. Страховые взносы включается в себестоимость продукции;
  2. средства федерального бюджета (в том числе на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим, их семьям; социальных пенсий, пособий на детей старше полутора лет);
  3. сумм пеней и иных финансовых санкций;
  4. добровольные взносы юридических и физических лиц, уплачиваемые не в качестве страховых взносов;
  5. доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;
  6. иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Обязательным страховым обеспечением, регулируемым ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, являются:

  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по старости;
  • страховая и накопительная части трудовой пенсии по инвалидности;
  • страховая часть трудовой пенсии по случаю потери кормильца;
  • социальное пособие на погребение умерших пенсионеров, не работавших на день смерти.

Согласно ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 № 173-ФЗ и ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ, из ПФ РФ выплачиваются трудовые пенсии.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц.

Установлены следующие виды трудовых пенсий:

1) трудовая пенсия по старости;

2) трудовая пенсия по инвалидности;

3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

Согласно ФЗ от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», определен перечень граждан, имеющих право на пенсию по государственному пенсионному обеспечению:

  • федеральные государственные служащие;
  • военнослужащие;
  • участники ВОВ;
  • граждане, пострадавшие в результате радиационных и техногенных катастроф;
  • нетрудоспособные граждане.

Законом установлены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

1) пенсия за выслугу лет;

2) пенсия по старости;

3) пенсия по инвалидности;

4) пенсия по случаю потери кормильца;

5) социальная пенсия.

Цель создания фонда социального страхования – обеспечить гарантированными выплатами работающих лиц, временно нетрудоспособных и способствовать укреплению здоровья их и членов их семей.

Источники формирования фонда:

  1. Страховые взносы работодателей, начисляемые от всех видов начисления в пользу работников. Включаются в затраты производства и обращения.
  2. Средства федерального бюджета, выделяемые на покрытие расходов, связанных с предоставление льгот (пособий и компенсаций) лицам, пострадавшим вследствие радиационных аварий и их последствий.
  3. Добровольные взносы граждан и юридических лиц.
  4. Поступления от реализации путевок, оплачиваемых за счет средств Фонда.
  5. Доходы от вложения временно свободных средств Фонда в депозиты и прочие финансовые вложения.
  6. Прочие поступления.

Основные направления использования средств Фонда:

На выплату:

  1. Пособия по временной нетрудоспособности. Размер пособия зависит от среднедневного заработка за 12 месяцев предшествующих заболеванию, от количества дней по болезни и от непрерывного трудового стажа. Если стаж до 5 лет то выплачивается 60% от причитающегося пособия, при стаже от 5 до 8 лет — 80%, свыше 8 лет – 100%.
  2. Пособия по беременности и родам.
  3. Единовременного пособия по рождению ребенка.
  4. Ежемесячного пособия на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет.
  5. Ежемесячного пособия на ребенка до достижения им 16 лет, а на учащихся общеобразовательных школ – до ее окончания, но не старше 18 лет.
  6. Пособия на погребенье умершим работающим гражданам.
  7. На санаторно-курортное лечение и оздоровление работников и членов их семей, оплату проезда к месту лечения и отдыха.

Кроме того, значительные средства расходуются:

—  на частичное содержание санаторных и оздоровительных центров, в том числе для детей и юношества;

— проведение НИР по вопросам социального страхования и охраны труда;

—  на обеспечение текущей деятельности ФСС.

ФОМС .Цель создания – обязательное медицинское страхование должно обеспечить всем, независимо от возраста, социального положения, места жительства и доходов, равные возможности в получении определенного уровня медицинской помощи, бесплатно.

ФОМС включает два уровня федеральный и территориальный.

Источниками формирования федерального ФОМС:

  1. Страховые взносы работодателей от всех видов начислений в пользу работников, включаются в себестоимость.
  2. Ассигнования из федерального бюджета на выполнение республиканских программ ОМС.
  3. Взносы территориальных ФОМС на реализацию совместных программ.
  4. Поступления из нормируемого страхового запаса финансовых средств федерального фонда.
  5. Доходы от вложений свободных средств фонда в депозиты и прочие финансовые вложения.
  6. Штрафы, пени, добровольные взносы.

Основная функция федерального ФОМС состоит в выравнивании условий деятельности территориальных ФОМС путем предоставления им субвенций.

На конкретных территориях систему ОМС организуют территориальные фонды.

Источниками доходов территориальных ФОМС являются:

  1. Страховые взносы работодателей.
  2. Страховые платежи на неработающее население из бюджетов субъектов РФ.
  3. Доходы от использования временно свободных средств фонда.
  4. Поступления из нормируемого страхового запаса финансовых средств территориального фонда.
  5. Средства федерального ФОМС в виде субвенций.

Средства территориального ФОМС распределяются среди страховщиков — страховых медицинских компаний. Этими финансовыми средствами оплачиваются счета медицинских учреждений за оказанные услуги населению в рамках программы ОМС (заработная плата медицинских работников, медикаменты, оборудование и т.д.).

Предварительно страховая медицинская компания заключает договора с медицинскими учреждениями на оказание услуг населению, а также договора с работодателями и государством. В соответствии с этими договорами населению выдаются страховые полисы, согласно которым им и оказываются медицинские услуги в рамках программы ОМС.