Основные принципи бюджетного планирования

Основные принципы:

  • Принцип планирования на основании трех форм
  • Макропланирование по принципу сверху вниз
  • Принцип распределения ответственности
  • Принцип учета и перераспределения доходов и расходов
  • Принцип нормирования
  • Принцип проведения взаимных зачетов
  • Принцип финансирования
  • Принцип разделения расходов на операционную и инвестиционную составляющие
  • Принцип контролируемости статьей
  • Убыточные бюджетные единицы

 

Принцип  планирования на основании трех форм:

  • Отчет о прибылях и убытках
  • Отчет о движении денежных средств
  • Баланс

 

Макропланирование по принципу сверху вниз

Процесс составления бюджета компании начинается с расчета основных параметров деятельности компании на следующий год (с макропланирования).

Эти параметры будут являться основой для составления первичных бюджетов бюджетных единиц компании.

 

Принцип распределения ответственности

Высшей инстанцией системы бюджетирования является Бюджетно-инвестиционный комитет компании

Горизонтальное планирование и контроль осуществляется на уровне Бюджетных единиц компании

Вертикальное планирование и контроль осуществляется на уровне Центров ответственности компании и с помощью аналитических центров

 

Распределение ответственности: центры ответственности

Географические — предприятия, входящие в состав компании

Вертикальные — доходы, расходы, финансы, инвестиции (руководители компании и отделов аппарата управления)

Четкое разграничение ответственности и матричная структура

 

Принцип учета и распределения доходов и расходов

Система бюджетирования компании предполагает планирование и учет доходов и расходов по принципу источника получения доходов и несения расходов.

В случаях, когда определенные статьи фактически получаемых доходов и понесенных расходов не соответствуют принципу источника их получения/несения, к ним, в процессе бюджетного планирования, применяется техника перераспределения доходов и расходов.

Способы перераспределения доходов и расходов должны отвечать следующим базовым принципам:

  1. Соответствие доходов и расходов
  2. Материальность
  3. Объективность
  4. Последовательность
  5. Прозрачность

 

Принцип нормирования

Нормирование является одним из важнейших инструментов планирования и контроля доходов и расходов бюджетных единиц, структурных подразделений и центров ответственности.

Нормирование производится исходя из производственной целесообразности, обоснованности доходов или расходов и текущих финансовых возможностей компании.

 

 

Принцип проведения взаимных зачетов

Целью проведения взаимных зачетов является взыскание невозвратной и труднореализуемой дебиторской задолженности и погашение задолженности перед бюджетами разных уровней.

Компания декларирует принцип минимизации неденежных зачетов взаимных требований.

 

Принцип финансирования

Финансирование бюджетов денежных средств бюджетных единиц должно производится в полном объеме.

Взаимные задолженности бюджетных единиц компании по перераспределенным доходам и расходам регулируются в рамках счетов взаимных требований управленческого учета.

Бюджет денежных средств компании и бюджетных единиц не может быть принят с запланированным дефицитом.

 

Принцип разделения расходов на операционную и инвестиционную составляющие

Для целей бюджетного планирования, принимаются определенные принципы и критерии разделения расходов на операционную составляющую и инвестиционную составляющую.

Целью данного разделения расходов является определение части расходов, подлежащих планированию в рамках операционного бюджета и части расходов, подлежащих планированию в рамках инвестиционного бюджета.

 

Принцип контролируемости статьей

Каждая строка отчета о движении денежных средств и отчета о прибылях и убытках должна обладать признаком «контролируемости”.

Статья является контролируемой для данной бюджетной единицы в том случае, если факторы, влияющие на выполнение планового задания по данной статье, могут быть контролируемы и изменены руководителем данной бюджетной единицы.

 

Убыточные бюджетные единицы

При прочих равных условиях, предполагается, что у компании не должны быть убыточные бюджетные единицы.

Деятельность бюджетных единиц компании, планирующих убыток, должна быть рассмотрена на заседании Бюджетно-инвестиционного комитета компании, по итогам которого должен быть принят план мероприятий по регулированию деятельности убыточных бюджетных единиц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *