Сущность финансов корпорации

В современной практике термин «корпорация» используется в весьма широком смысле. В российском гражданском законодательстве единое понятие этого термина отсутствует; термин «корпорация» наиболее характерен для англо-саксонского права.

В настоящее время выделены критерии, по которым юридические лица могут быть отнесены к корпорациям:

— статус юридического лица;

— бессрочное существование;

— ограниченная ответственность собственников;

— возможность свободной покупки и продажи акций данного юридического лица;

— централизованное управление, осуществляемое должностными лицами и членами правления данного юридического лица.

Исходя из данных критериев, и проведя анализ определений корпорации, приведенных в отечественной и зарубежной литературе, остановимся на таком варианте.

Корпорация – особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, т.е. представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица. Входя в состав акционеров, собственники капитала создают самостоятельную организацию, юридически владеющую имуществом, являющуюся собственником, организующую управление и контроль, заключающую договоры, привлекающую инвестиции и т.д. в интересах максимальной реализации потенциальных преимуществ корпоративного управления.

Объединения предприятий и организаций в корпорации преследует ряд целей, приведенных в таблице 1.1.

Таблица 1.1

Цели объединения предприятий и организаций в корпорации

Финансовые цели Стратегические цели
Рост доходов за счет снижения затрат и увеличения объема производства Увеличение рыночной доли и укрепление конкурентных позиций на международном рынке
Рост дивидендов Снижение издержек по сравнению с конкурентами
Увеличение инвестиционной привлекательности Повышение качества товаров и качества обслуживания
Повышение кредитного и облигационного рейтингов Повышение эффективности инновационной политики
Рост денежных потоков Возможность более быстрого получения средств для осуществления производственной программы
Повышение курса ценных бумаг за чет появление эффекта синергиии
Улучшение и оптимизации структуры источников доходов Расширение ассортимента продукции и повышение ее привлекательности за счет проведения более агрессивных рекламных кампаний

 

 

Постоянная трансформация экономики вызывает непрерывное изменение форм хозяйствования под конкретные условия функционирования. Корпорации появились в связи с необходимостью крупномасштабного производства, требующего значительного капитала и вызывающего появление новых способов привлечения финансовых ресурсов.

Этапы становления корпоративных форм организации бизнеса приведены в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Этапы становления и развития корпоративной формы организации бизнеса

Этап Период Характеристика этапа
1 Середина XIX – начало ХХ в. Появление и распространение корпоративной собственности путем выпуска акций и создания промышленных транснациональных компаний (ТНК)

Возникновение финансовых спекуляций, вызвавших законодательное вмешательство в процесс деятельности корпораций

2 Начало ХХ в. – середина ХХ в. Появление крупнейших монополий на основе корпоративной формы хозяйствования. Развитие биржевой торговли акциями.

Формирование и развитие антимонопольного законодательства

3 Середина ХХ в. – по Н.В. Укрепление позиций корпораций в мировой экономике. Начало торгов ценными бумагами в автоматизированной системе.

 

С течением времени усложнялась и структура корпорации, которая представляет собой состав и взаимосвязи ее базовых компонентов, компонентов обеспечения, подразделений управления, руководства и органов, принимающих решения, преобразующих бизнес корпорации в целом.

В Западных странах организация, соответствующая критериям корпорации, представляет собой сложный по структуре высоко диверсифицированный имущественный комплекс, объединяющий несколько субъектов, в том числе и за рубежом, с численностью сотрудников головной организации не менее 1000 чел. Все участники корпорации обладают определенным корпоративным статусом, представляющим собой набор прав, которыми они наделены, и обязанностей, которые должны выполнять в соответствии со своим корпоративным статусом. Этот статус должен быть согласован с их юридическим статусом.

Корпорация одновременно присутствует на двух рынках: финансовом и товарном. Чаще корпорация осуществляет свою деятельность на товарном рынке. Однако, выпуская и размещая эмиссионные и неэмиссионные бумаги, корпорация присутствует и на финансовом рынке. Таким образом, двойственная природа корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений.

Участниками этих отношений, помимо самой корпорации, могут быть:

— акционеры (крупные и миноритарные);

— владельцы иных корпоративных ценных бумаг;

— инвесторы;

— кредиторы;

— потребители;

— поставщики;

— конкуренты;

— трудовые ресурсы (менеджеры, служащие, рабочие);

— органы государственного управления (на всех уровнях: федеральном, региональном и местном);

— средства массовой информации.

В настоящее время в мире зарегистрировано примерно 60 млн. компаний, и лишь 10% из них – корпорации. При этом, в зависимости от тех или иных признаков, корпорации могут быть различных видов. При всем их многообразии, приведем такую классификацию корпораций:

  1. По географическому охвату:
    • Транснациональная;
    • Межгосударственная;
    • Национальная;
    • Отраслевая;
    • Региональная.
  2. По составу участников:
    • Сырьевые;
    • Финансовые;
    • Финансово-промышленные;
    • Торгово-финансовые;
    • Финансово-медийные;
    • Промышленные;
    • Торговые.
  3. По типу хозяйственного взаимодействия:
    • Материальное;
    • Финансовое;
    • Информационное.
  4. По типу связей:
    • Иерархические;
    • Сетевые;
    • Циклические.
  5. По способу образования:
    • Искусственная;
    • Естественная.
  6. По количеству институтов в составе:
    • Локальная;
    • Разветвленная.
  7. По форме:
    • Картель;
    • Корнер;
    • Синдикат;
    • Трест;
    • Консорциум;
    • Концерн;
    • ФПГ;
    • Конгломерат;
    • Холдинг;
    • Союз;
    • Ассоциация;
    • Франчайза.
  8. По типу используемых взаимосвязей:
    • Вертикальная;
    • Горизонтальная;
    • Радиальная;
    • Кольцевая интеграция.
  9. По взаимосвязи с государством:
    • Государственные;
    • Основанные на передаче госсобственности;
    • С государственным участием;
    • Созданные для реализации конкретного государственного проекта;
    • С незначительной степенью взаимосвязи с государством.
  10. По целевой установке:
    • Рост производства в рамках имеющейся номенклатуры;
    • Диверсификация продукции;
    • Рост экспортных возможностей;
    • Экономия финансовых затрат;
    • Вытеснение конкурентов;
    • Осуществление НИОКР;
    • Выполнение государственного заказа.
  11. По цели создания:
    • Коммерческие;
    • Некоммерческие.
  12. В зависимости от страны регистрации:
    • Резиденты;
    • Нерезиденты.
  13. По устойчивости взаимосвязей:
    • Долгосрочные устойчивые связи;
    • Краткосрочные устойчивые связи (для предоставления синдицированных кредитов).
  14. По отраслевому составу:
    • Горизонтальная;
    • Вертикальная;
    • Конгломератная.
  15. По ресурсному обеспечению:
    • Собственные ресурсы;
    • Финансирование за счет фондового рынка и банковских кредитов;
    • Поддержка государства.
  16. В зависимости от положения на рынке:
    • Монополисты;
    • Олигополисты.

Как и любая экономическая категория, корпоративная форма организации бизнеса имеет свои положительные и отрицательные стороны (см. таблицу 1.3).

Таблица 1.3

Основные преимущества и недостатки корпоративной формы организации бизнеса

Преимущества Недостатки
Ограниченная ответственность акционеров по обязательствам корпорации.

Возможность привлечения дополнительного капитала на фондовом рынке.

Оптимизация технологической цепочки (от сырья до производства и реализации конечной продукции).

Экономия на закупке сырья и материалов для производства.

Дополнительная возможность диверсификации производства для снижения риска.

Дотирование подразделений, ведущих разработку и освоение новой продукции, либо выходящих на новый рынок.

Укрепление конкурентных преимуществ на рынке.

Создание дочерних компаний, совместно обслуживающих определенный сегмент рынка. Это позволяет использовать не только рыночные средства, связанные с ценовой и неценовой конкуренцией, но и организационно-плановые методы, связанные с мезоэкономическим маркетингом (формирование и развитие спроа на данном сегменте рынка) и менеджментом инновационного прогнозирования, управления межотраслевыми инвестиционными программами и проектами, глобальной и региональной логистикой.

Разделение власти между законодательными (общее собрание акционеров), исполнительными (совет директоров и правление) и контрольно-ревизионными органами (ревизионная комиссия и обязательный внешний аудит).

Двойное налогообложение (с дохода, выплачиваемого в виде дивидендов держателей акций и с прибыли корпорации).

Более строгое регулирование корпоративной деятельности, чем в случае индивидуальной деятельности или партнерства.

Ограниченность действий корпоративного объединения местными и федеральными законами, а также уставом, которые устанавливают довольно строгий регламент.

Благоприятные возможности для экономических злоупотреблений.

Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих реальной стоимости.

Отсутствие возможностей у мелких и средних владельцев акций осуществлять действенный контроль за деятельностью корпорации.

Конфликт интересов собственника капитала и  управленческого персонала корпорации.

Ориентация управляющих на достижение краткосрочных целей для удовлетворения требования акционеров и привлечения инвесторов.

Значительные временные затраты на регистрацию и бюрократические процедуры.

Далее рассмотрим, что представляют собой финансы корпораций.

Финансы корпораций – это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов с целью обеспечения их деятельности. Основной задачей корпоративных финансов является обеспечение финансово-хозяйственной деятельности корпорации.

Для понимания места корпоративных финансов в финансовой системе России, напомним, что Финансовая система России представляет собой комплекс различных сегментов финансовых отношений, которые подразделяются на централизованные и децентрализованные финансы.

Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. Включают:

— бюджетную систему;

— государственные внебюджетные фонды;

— государственный и муниципальный кредит.

Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов. Включают финансы:

— коммерческих организаций;

— некоммерческих организаций;

— финансовых посредников;

— домохозяйств.

Необходимым условием финансовых отношений является движение денежных средств корпорации в процессе осуществления деятельности. В зависимости от содержания финансовые отношения группируются по следующим направлениям. Это отношения между:

— учредителями в момент создания корпорации по поводу формирования уставного капитала;

— корпорациями и предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости;

— корпорацией и ее подразделениями в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств;

— корпорацией и работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций, выплате процентов по облигациями и дивидендов по акциям, удержании налогов с физических лиц;

— корпорацией и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, представлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета;

— корпорацией и банковской системой в процессе сохранения денег в коммерческих банках, при организации безналичных расчетов, получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;

— корпорацией и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.

Успешная работа корпорации на рынке тесно связана с осуществлением финансового регулирования. Оно включает установление обязательных правил: внешнее (государственное) регулирование; внутреннее (корпоративное) регулирование. Внутреннее регулирование можно условно разделить на два вида: регулирование со стороны акционеров корпорации и ее руководителей.

Государственное регулирование финансов корпорации осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О бухгалтерском учете», распоряжений Центрального Банка РФ, инструкций ФНС, российских и международных стандартов бухучета и финансовой отчетности.

По мере изменения экономической ситуации на рынке и развития экономической теории и практики финансового менеджмента, список локальных целей, основой которых являлась максимизация прибыли, пополнялся. В них стали включать следующие:

— максимизация выручки (дохода);

— минимизация затрат;

— достижение и поддержание желаемых темпов роста экономических показателей деятельности компании;

— достижение, сохранение или рост рентабельности продаж, активов или собственного капитала.

Однако эти цели тесно связаны между собой, и говорить, что корпорация стремится к достижению одной из них, не стремясь к достижению других, нельзя.

Потенциальная возможность обеспечения экономического роста корпорации осуществляется за счет внутренних и внешних факторов устойчивого развития. Классификация этих факторов приведена в таблице 1.4.

Таблица 1.4

Факторы устойчивого развития корпорации

Макроуровень (внешние Микроуровень (внутренние)
Общеэкономические факторы:

Объем национального дохода

Платежный оборот

Условия займов и взаиморасчетов

Стоимость заемного капитала

Уровень инфляции

Социально-экономическая стабильность

Стабильность таможенного, патентно-лицензионного законодательства

Инвестиционная политика государства

Реальные доходы населения и уровень сбережений

Уровень безработицы

Операционные факторы

Маркетинговые (используемые ресурсы, диверсификация ассортимента, цены, сегментация рынка и т.д.)

Экономические (структура текущих затрат, прибыль и эффективность и т.д.)

Социально-экономические (система оплата труда, управление персоналом и т.д.).

Управленческие (постановка целей и задач, организация процесса…)

Технологические (организация производства и труда, реинжиниринг, технологии, наличие собственной научно-технической базы)

Инфокоммуникативные (информационные системы, развитие коммуникаций, обмен знаниями и опытом)

Экологические (экологическая безопасность продукции и производства)

Рыночные факторы

Размер внутреннего рынка

Спрос

Уровень конкурентов

Наличие поставщиков

Уровень развития кредитно-финансовой и банковской систем

Прочие факторы

Политическая стабильность

Риск конфликтов

Уровень криминогенности

НТП

Демографические тенденции

Культурные

Инновации

Экология

Инвестиционные факторы

Объем инвестиций и сроки их окупаемости

Эффективность инвестиционного менеджмента

Финансовые факторы

Эффективность финансовой стратегии

Ликвидность и структура активов

Рентабельность собственного капитала и  производства

Уровень дебиторской задолженности

Уровень финансовых рисков