Сущность финансов корпорации
В современной практике термин «корпорация» используется в весьма широком смысле. В российском гражданском законодательстве единое понятие этого термина отсутствует; термин «корпорация» наиболее характерен для англо-саксонского права.
В настоящее время выделены критерии, по которым юридические лица могут быть отнесены к корпорациям:
— статус юридического лица;
— бессрочное существование;
— ограниченная ответственность собственников;
— возможность свободной покупки и продажи акций данного юридического лица;
— централизованное управление, осуществляемое должностными лицами и членами правления данного юридического лица.
Исходя из данных критериев, и проведя анализ определений корпорации, приведенных в отечественной и зарубежной литературе, остановимся на таком варианте.
Корпорация – особая форма организации предпринимательской деятельности, регламентируемая специальным законодательством, закрепляющим отделение ответственности корпорации от ответственности акционеров, т.е. представляющим корпорации статус и права самостоятельного юридического лица. Входя в состав акционеров, собственники капитала создают самостоятельную организацию, юридически владеющую имуществом, являющуюся собственником, организующую управление и контроль, заключающую договоры, привлекающую инвестиции и т.д. в интересах максимальной реализации потенциальных преимуществ корпоративного управления.
Объединения предприятий и организаций в корпорации преследует ряд целей, приведенных в таблице 1.1.
Таблица 1.1
Цели объединения предприятий и организаций в корпорации
Финансовые цели | Стратегические цели |
Рост доходов за счет снижения затрат и увеличения объема производства | Увеличение рыночной доли и укрепление конкурентных позиций на международном рынке |
Рост дивидендов | Снижение издержек по сравнению с конкурентами |
Увеличение инвестиционной привлекательности | Повышение качества товаров и качества обслуживания |
Повышение кредитного и облигационного рейтингов | Повышение эффективности инновационной политики |
Рост денежных потоков | Возможность более быстрого получения средств для осуществления производственной программы |
Повышение курса ценных бумаг за чет появление эффекта синергиии | |
Улучшение и оптимизации структуры источников доходов | Расширение ассортимента продукции и повышение ее привлекательности за счет проведения более агрессивных рекламных кампаний |
Постоянная трансформация экономики вызывает непрерывное изменение форм хозяйствования под конкретные условия функционирования. Корпорации появились в связи с необходимостью крупномасштабного производства, требующего значительного капитала и вызывающего появление новых способов привлечения финансовых ресурсов.
Этапы становления корпоративных форм организации бизнеса приведены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Этапы становления и развития корпоративной формы организации бизнеса
Этап | Период | Характеристика этапа |
1 | Середина XIX – начало ХХ в. |
Появление и распространение корпоративной собственности путем выпуска акций и создания промышленных транснациональных компаний (ТНК)
Возникновение финансовых спекуляций, вызвавших законодательное вмешательство в процесс деятельности корпораций |
2 | Начало ХХ в. – середина ХХ в. |
Появление крупнейших монополий на основе корпоративной формы хозяйствования. Развитие биржевой торговли акциями.
Формирование и развитие антимонопольного законодательства |
3 | Середина ХХ в. – по Н.В. | Укрепление позиций корпораций в мировой экономике. Начало торгов ценными бумагами в автоматизированной системе. |
С течением времени усложнялась и структура корпорации, которая представляет собой состав и взаимосвязи ее базовых компонентов, компонентов обеспечения, подразделений управления, руководства и органов, принимающих решения, преобразующих бизнес корпорации в целом.
В Западных странах организация, соответствующая критериям корпорации, представляет собой сложный по структуре высоко диверсифицированный имущественный комплекс, объединяющий несколько субъектов, в том числе и за рубежом, с численностью сотрудников головной организации не менее 1000 чел. Все участники корпорации обладают определенным корпоративным статусом, представляющим собой набор прав, которыми они наделены, и обязанностей, которые должны выполнять в соответствии со своим корпоративным статусом. Этот статус должен быть согласован с их юридическим статусом.
Корпорация одновременно присутствует на двух рынках: финансовом и товарном. Чаще корпорация осуществляет свою деятельность на товарном рынке. Однако, выпуская и размещая эмиссионные и неэмиссионные бумаги, корпорация присутствует и на финансовом рынке. Таким образом, двойственная природа корпорации приводит к двойственному содержанию корпоративных финансовых отношений.
Участниками этих отношений, помимо самой корпорации, могут быть:
— акционеры (крупные и миноритарные);
— владельцы иных корпоративных ценных бумаг;
— инвесторы;
— кредиторы;
— потребители;
— поставщики;
— конкуренты;
— трудовые ресурсы (менеджеры, служащие, рабочие);
— органы государственного управления (на всех уровнях: федеральном, региональном и местном);
— средства массовой информации.
В настоящее время в мире зарегистрировано примерно 60 млн. компаний, и лишь 10% из них – корпорации. При этом, в зависимости от тех или иных признаков, корпорации могут быть различных видов. При всем их многообразии, приведем такую классификацию корпораций:
- По географическому охвату:
- Транснациональная;
- Межгосударственная;
- Национальная;
- Отраслевая;
- Региональная.
- По составу участников:
- Сырьевые;
- Финансовые;
- Финансово-промышленные;
- Торгово-финансовые;
- Финансово-медийные;
- Промышленные;
- Торговые.
- По типу хозяйственного взаимодействия:
- Материальное;
- Финансовое;
- Информационное.
- По типу связей:
- Иерархические;
- Сетевые;
- Циклические.
- По способу образования:
- Искусственная;
- Естественная.
- По количеству институтов в составе:
- Локальная;
- Разветвленная.
- По форме:
- Картель;
- Корнер;
- Синдикат;
- Трест;
- Консорциум;
- Концерн;
- ФПГ;
- Конгломерат;
- Холдинг;
- Союз;
- Ассоциация;
- Франчайза.
- По типу используемых взаимосвязей:
- Вертикальная;
- Горизонтальная;
- Радиальная;
- Кольцевая интеграция.
- По взаимосвязи с государством:
- Государственные;
- Основанные на передаче госсобственности;
- С государственным участием;
- Созданные для реализации конкретного государственного проекта;
- С незначительной степенью взаимосвязи с государством.
- По целевой установке:
- Рост производства в рамках имеющейся номенклатуры;
- Диверсификация продукции;
- Рост экспортных возможностей;
- Экономия финансовых затрат;
- Вытеснение конкурентов;
- Осуществление НИОКР;
- Выполнение государственного заказа.
- По цели создания:
- Коммерческие;
- Некоммерческие.
- В зависимости от страны регистрации:
- Резиденты;
- Нерезиденты.
- По устойчивости взаимосвязей:
- Долгосрочные устойчивые связи;
- Краткосрочные устойчивые связи (для предоставления синдицированных кредитов).
- По отраслевому составу:
- Горизонтальная;
- Вертикальная;
- Конгломератная.
- По ресурсному обеспечению:
- Собственные ресурсы;
- Финансирование за счет фондового рынка и банковских кредитов;
- Поддержка государства.
- В зависимости от положения на рынке:
- Монополисты;
- Олигополисты.
Как и любая экономическая категория, корпоративная форма организации бизнеса имеет свои положительные и отрицательные стороны (см. таблицу 1.3).
Таблица 1.3
Основные преимущества и недостатки корпоративной формы организации бизнеса
Преимущества | Недостатки |
Ограниченная ответственность акционеров по обязательствам корпорации.
Возможность привлечения дополнительного капитала на фондовом рынке. Оптимизация технологической цепочки (от сырья до производства и реализации конечной продукции). Экономия на закупке сырья и материалов для производства. Дополнительная возможность диверсификации производства для снижения риска. Дотирование подразделений, ведущих разработку и освоение новой продукции, либо выходящих на новый рынок. Укрепление конкурентных преимуществ на рынке. Создание дочерних компаний, совместно обслуживающих определенный сегмент рынка. Это позволяет использовать не только рыночные средства, связанные с ценовой и неценовой конкуренцией, но и организационно-плановые методы, связанные с мезоэкономическим маркетингом (формирование и развитие спроа на данном сегменте рынка) и менеджментом инновационного прогнозирования, управления межотраслевыми инвестиционными программами и проектами, глобальной и региональной логистикой. Разделение власти между законодательными (общее собрание акционеров), исполнительными (совет директоров и правление) и контрольно-ревизионными органами (ревизионная комиссия и обязательный внешний аудит). |
Двойное налогообложение (с дохода, выплачиваемого в виде дивидендов держателей акций и с прибыли корпорации).
Более строгое регулирование корпоративной деятельности, чем в случае индивидуальной деятельности или партнерства. Ограниченность действий корпоративного объединения местными и федеральными законами, а также уставом, которые устанавливают довольно строгий регламент. Благоприятные возможности для экономических злоупотреблений. Возможен выпуск и продажа акций, не имеющих реальной стоимости. Отсутствие возможностей у мелких и средних владельцев акций осуществлять действенный контроль за деятельностью корпорации. Конфликт интересов собственника капитала и управленческого персонала корпорации. Ориентация управляющих на достижение краткосрочных целей для удовлетворения требования акционеров и привлечения инвесторов. Значительные временные затраты на регистрацию и бюрократические процедуры. |
Далее рассмотрим, что представляют собой финансы корпораций.
Финансы корпораций – это система отношений, связанных с формированием и использованием финансовых ресурсов с целью обеспечения их деятельности. Основной задачей корпоративных финансов является обеспечение финансово-хозяйственной деятельности корпорации.
Для понимания места корпоративных финансов в финансовой системе России, напомним, что Финансовая система России представляет собой комплекс различных сегментов финансовых отношений, которые подразделяются на централизованные и децентрализованные финансы.
Централизованные финансы – экономические отношения, связанные с формированием и использованием фондов денежных средств государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и внебюджетных фондах. Включают:
— бюджетную систему;
— государственные внебюджетные фонды;
— государственный и муниципальный кредит.
Децентрализованные финансы – денежные отношения, опосредующие кругооборот денежных фондов хозяйствующих субъектов. Включают финансы:
— коммерческих организаций;
— некоммерческих организаций;
— финансовых посредников;
— домохозяйств.
Необходимым условием финансовых отношений является движение денежных средств корпорации в процессе осуществления деятельности. В зависимости от содержания финансовые отношения группируются по следующим направлениям. Это отношения между:
— учредителями в момент создания корпорации по поводу формирования уставного капитала;
— корпорациями и предприятиями, связанные с производством и реализацией продукции, возникновением вновь созданной стоимости;
— корпорацией и ее подразделениями в процессе финансирования расходов, распределения и перераспределения прибыли, оборотных средств;
— корпорацией и работниками при распределении и использовании доходов, выпуске и размещении акций и облигаций, выплате процентов по облигациями и дивидендов по акциям, удержании налогов с физических лиц;
— корпорацией и финансовой системой государства при уплате налогов и других обязательных платежей в бюджеты разных уровней, формировании внебюджетных фондов, представлении налоговых льгот, применении штрафных санкций, получении ассигнований из бюджета;
— корпорацией и банковской системой в процессе сохранения денег в коммерческих банках, при организации безналичных расчетов, получении и погашении кредитов, покупке и продаже валюты, оказании других банковских услуг;
— корпорацией и страховыми компаниями, возникающие при страховании имущества, отдельных категорий работников, коммерческих и предпринимательских рисков.
Успешная работа корпорации на рынке тесно связана с осуществлением финансового регулирования. Оно включает установление обязательных правил: внешнее (государственное) регулирование; внутреннее (корпоративное) регулирование. Внутреннее регулирование можно условно разделить на два вида: регулирование со стороны акционеров корпорации и ее руководителей.
Государственное регулирование финансов корпорации осуществляется в соответствии с положениями Гражданского кодекса РФ, Налогового кодекса РФ, ФЗ «Об акционерных обществах», ФЗ «О бухгалтерском учете», распоряжений Центрального Банка РФ, инструкций ФНС, российских и международных стандартов бухучета и финансовой отчетности.
По мере изменения экономической ситуации на рынке и развития экономической теории и практики финансового менеджмента, список локальных целей, основой которых являлась максимизация прибыли, пополнялся. В них стали включать следующие:
— максимизация выручки (дохода);
— минимизация затрат;
— достижение и поддержание желаемых темпов роста экономических показателей деятельности компании;
— достижение, сохранение или рост рентабельности продаж, активов или собственного капитала.
Однако эти цели тесно связаны между собой, и говорить, что корпорация стремится к достижению одной из них, не стремясь к достижению других, нельзя.
Потенциальная возможность обеспечения экономического роста корпорации осуществляется за счет внутренних и внешних факторов устойчивого развития. Классификация этих факторов приведена в таблице 1.4.
Таблица 1.4
Факторы устойчивого развития корпорации
Макроуровень (внешние | Микроуровень (внутренние) |
Общеэкономические факторы:
Объем национального дохода Платежный оборот Условия займов и взаиморасчетов Стоимость заемного капитала Уровень инфляции Социально-экономическая стабильность Стабильность таможенного, патентно-лицензионного законодательства Инвестиционная политика государства Реальные доходы населения и уровень сбережений Уровень безработицы |
Операционные факторы
Маркетинговые (используемые ресурсы, диверсификация ассортимента, цены, сегментация рынка и т.д.) Экономические (структура текущих затрат, прибыль и эффективность и т.д.) Социально-экономические (система оплата труда, управление персоналом и т.д.). Управленческие (постановка целей и задач, организация процесса…) Технологические (организация производства и труда, реинжиниринг, технологии, наличие собственной научно-технической базы) Инфокоммуникативные (информационные системы, развитие коммуникаций, обмен знаниями и опытом) Экологические (экологическая безопасность продукции и производства) |
Рыночные факторы
Размер внутреннего рынка Спрос Уровень конкурентов Наличие поставщиков Уровень развития кредитно-финансовой и банковской систем |
|
Прочие факторы
Политическая стабильность Риск конфликтов Уровень криминогенности НТП Демографические тенденции Культурные Инновации Экология |
Инвестиционные факторы
Объем инвестиций и сроки их окупаемости Эффективность инвестиционного менеджмента |
Финансовые факторы
Эффективность финансовой стратегии Ликвидность и структура активов Рентабельность собственного капитала и производства Уровень дебиторской задолженности Уровень финансовых рисков |