Субъекты и объекты экологических правоотношений.

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

В экологические правоотношения в соответствии с законодательством может вступать достаточно широкий круг субъектов, которых можно классифицировать на публичные и частные.

К публичным субъектам относятся:

-Российская Федерация; -субъекты РФ; -муниципальные образования; -высшие органы государственной власти РФ (Президент РФ, Государственная Дума и Совет Федерации Федерального Собрания РФ, Правительство РФ); -специально уполномоченные государственные органы в области охраны окружающей среды и природопользования; -представительные и исполнительные органы государственной власти субъектов РФ и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в -сфере природопользования и охраны окружающей среды; -органы местного самоуправления и создаваемые ими специальные органы, осуществляющие управление в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

В число частных субъектов входят:

граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, законно находящиеся на территории РФ, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;

общественные экологические объединения и иные некоммерческие организации, в том числе российские отделения международных неправительственных экологических организаций;

российские и иностранные юридические лица, юридические лица со смешанным капиталом.

При этом правоотношения между частными субъектами, как правило, носят гражданско-правовой характер, в то время как правоотношения между публичными и частными субъектами по большей части подразумевают императивность.

Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование.

Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Статья 4 Закона об охране окружающей среды называет объекты охраны окружающей среды, которые также являются объектами экологических правоотношений. К ним относятся:

-земли, недра, почвы; -поверхностные и подземные воды; -леса и иная растительность; -животные и другие организмы и их генетический фонд; -атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

К числу объектов, подлежащих охране в первоочередном порядке, отнесены:

естественные экологические системы;

природные ландшафты и природные комплексы, не подвергшиеся антропогенному воздействию.

Особой охране подлежат:

объекты, включенные в Список всемирного культурного наследия и Список всемирного природного наследия;

государственные природные заповедники, в том числе биосферные, государственные природные заказники, памятники природы, национальные, природные и дендрологические парки, ботанические сады, лечебно-оздоровительные местности и курорты, иные природные комплексы;

исконная среда обитания, места традиционного проживания и хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов России;

объекты, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение;

континентальный шельф и исключительная экономическая зона РФ;

редкие или находящиеся под угрозой исчезновения почвы, леса и иная растительность, животные и другие организмы и места их обитания.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д.

Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач.