Социально- экономическая сущность

  • Социально- экономическая сущность, особенности и виды внебюджетных фондов.

Под внебюджетными фондами понимается специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения. Государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.

Внебюджетные фонды:

  • представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения и решения конкретных экономических задач государства;
  • выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на длительный период времени источника денежных средств, используемого для финансирования социальных потребностей государства, отдельных региональных или ведомственных экономических программ;
  • имеют четко установленные источники формирования, позволяющие точно прогнозировать объемы средств этих фондов, контролировать их целевое использование;
  • управляются автономно от бюджета органами государственной власти РФ и имеют строго целевое назначение;
  • создаются с помощью специальных налогов, сборов, займов и выделения средств из бюджета.

Средства государственных внебюджетных фондов:

  • находятся в федеральной собственности;
  • не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
  • не подлежат изъятию.

Внебюджетные государственные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:

— на социальное обеспечение, по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, безработицы, рождения и воспитания детей, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;

— охрану здоровья,

— получение бесплатной медицинской помощи.

Рассмотрим классификацию внебюджетных фондов:

  1. По правовому положению внебюджетные фонды делятся:
  • на государственные фонды, находящиеся в ведении федеральных органов власти или органов власти субъектов федерации;
  • местные фонды, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
  1. По целям создания выделяются внебюджетные фонды:
  • социального назначения, предназначенные для решения задач финансирования социальных потребностей государства;
  • экономического назначения, — для решения региональных или ведомственных задач экономической направленности.
  1. По юридической природе внебюджетные фонды подразделяются на создаваемые:
  • на основании обязательных требований законов РФ;

по решениям органов государственной власти и местного самоуправления.

  1. По методу формирования:
  • выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
  • формирование внебюджетного фонда, с собственными источниками доходов для определенных целей.
  1. В зависимости от периода функционирования:
  • бессрочные;
  • долгосрочные;
  • краткосрочные.
  1. По охвату проблем:
  • общего характера;
  • конкретного характера.

Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:

  • обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
  • добровольных взносов физических и юридических лиц;
  • других доходов, предусмотренных законодательством РФ.

Внебюджетные фонды выполняют две функции:

—  распределительную;

—  и контрольную.

В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:

— Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);

— Фонд социального страхования РФ (ФСС);

— Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *