Понятие государственного долга

Использования государством в финансовой политике привлечения средств на кредитной основе приводит к формированию государственного долга и необходимости разработки системы управления этим долгом. Долговые обязательства государства и органов местного самоуправления урегулированы Бюджетным кодексом.

Государственный долг — общая сумма задолженности государства, которая состоит из всех выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая долговые обязательства государства, которые вступают в действие в результате выданных гарантий за кредитами, или обязательств, возникающих на основании законодательства или договора.

Также рассматривают государственный долг как совокупность отношений, по которым возникают долговые обязательства государства как заемщика, должника или гаранта погашения займов другими заемщиками.

Государственный долг — это сумма дефицитов государственного бюджета за вычетом бюджетных излишков; накопившаяся правительством сумма заимствований для финансирования бюджетного дефицита.

Как экономическая категория государственный долг воплощает в себе определенные черты, характеризующие ее как самостоятельный элемент финансовой системы:

1) государственный долг являются отношениями вторичного распределения валового общественного продукта и части национального дохода;

2) привлечение и предоставление денежных средств при государственном заимствовании осуществляется на условиях возвратности и платности;

3) государственный долг имеет добровольный и ситуационный характер.[1]

Государственный долг формируется под влиянием как объективных, так и субъективных факторов. По нашему мнению, основными факторами, обусловливающими возникновение и увеличение государственного долга, прежде всего, является рост государственных расходов без соответствующего роста государственных доходов, возникновения циклических спадов и подъемов в экономике, сокращение налоговых поступлений в бюджет для стимулирования экономики без соответствующей корректировки государственных расходов, возникновения неблагоприятного инвестиционного климата в стране и другие.

Государственные долговые обязательства могут существовать в нескольких формах. К ним относятся: кредитные соглашения и договоры с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями; государственные ценные бумаги (ГЦБ); договоры о предоставлении государственных гарантий, договоров поручительства по обеспечению обязательств третьими лицами; соглашения и договоры о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств прошлых лет.

Внешний государственный долг — это совокупность долговых обязательств государства, возникших в результате заимствований государства на внешнем рынке.

Чаще всего внешние займы размещаются в иностранной валюте на фондовых рынках за пределами государства. Он может иметь не только фондовую форму, но и реализовывать абсолютно конкретную цель по насыщению определенными товарами рынка.

Внешний долг ложится тяжелым грузом на страну, поскольку она вынуждена отдавать товары и услуги в счет оплаты процентов и погашения долга. Кроме этого, иностранные государства часто предоставляют кредиты при условии внесения определенных коррективов в его экономическую политику.

Внутренний государственный долг — это совокупность обязательств государства перед резидентами, то есть задолженность государства всем гражданам, которые держат внутренние государственные облигации.

 

8 Государственные финансы: учеб. пособие / С.Я. Огородник [и др.]; [под ред. В.М. Федосова]. – К.: Лыбидь, 2009. – 226 с.