- Социально- экономическая сущность, особенности и виды внебюджетных фондов.
 
Под внебюджетными фондами понимается специфическая форма перераспределения и использования финансовых ресурсов страны для финансирования конкретных социальных и экономических потребностей общегосударственного или регионального значения. Государственные внебюджетные фонды — это совокупность самостоятельных финансово-кредитных учреждений, учредителями и собственниками которых являются органы государственной власти Российской Федерации.
Внебюджетные фонды:
- представляют собой механизм перераспределения национального дохода с целью защиты интересов отдельных социальных групп населения и решения конкретных экономических задач государства;
 - выступают в качестве стабильного и прогнозируемого на длительный период времени источника денежных средств, используемого для финансирования социальных потребностей государства, отдельных региональных или ведомственных экономических программ;
 - имеют четко установленные источники формирования, позволяющие точно прогнозировать объемы средств этих фондов, контролировать их целевое использование;
 - управляются автономно от бюджета органами государственной власти РФ и имеют строго целевое назначение;
 - создаются с помощью специальных налогов, сборов, займов и выделения средств из бюджета.
 
Средства государственных внебюджетных фондов:
- находятся в федеральной собственности;
 - не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ;
 - не подлежат изъятию.
 
Внебюджетные государственные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан:
— на социальное обеспечение, по возрасту, болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, безработицы, рождения и воспитания детей, в других случаях, предусмотренных законодательством РФ о социальном обеспечении;
— охрану здоровья,
— получение бесплатной медицинской помощи.
Рассмотрим классификацию внебюджетных фондов:
- По правовому положению внебюджетные фонды делятся:
 
- на государственные фонды, находящиеся в ведении федеральных органов власти или органов власти субъектов федерации;
 - местные фонды, находящиеся в ведении органов местного самоуправления.
 
- По целям создания выделяются внебюджетные фонды:
 
- социального назначения, предназначенные для решения задач финансирования социальных потребностей государства;
 - экономического назначения, — для решения региональных или ведомственных задач экономической направленности.
 
- По юридической природе внебюджетные фонды подразделяются на создаваемые:
 
- на основании обязательных требований законов РФ;
 
по решениям органов государственной власти и местного самоуправления.
- По методу формирования:
 
- выделение из бюджета определенных расходов, имеющих особо важное значение;
 - формирование внебюджетного фонда, с собственными источниками доходов для определенных целей.
 
- В зависимости от периода функционирования:
 
- бессрочные;
 - долгосрочные;
 - краткосрочные.
 
- По охвату проблем:
 
- общего характера;
 - конкретного характера.
 
Доходы государственных внебюджетных фондов формируются за счет:
- обязательных платежей, установленных законодательством РФ;
 - добровольных взносов физических и юридических лиц;
 - других доходов, предусмотренных законодательством РФ.
 
Внебюджетные фонды выполняют две функции:
— распределительную;
— и контрольную.
В настоящее время в состав государственных социальных ВБФ РФ входят:
— Пенсионный фонд РФ (ПФРФ);
— Фонд социального страхования РФ (ФСС);
— Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ (ФФОМС и ТФОМС).