Логопедическая работа с детьми первого–второго уровней речевого развития
За последнее время все большее значение приобретает проблема раннего выявления и коррекционного обучения дошкольников с речевой патологией. В работах Л.С. Выготского, Т.А. Власовой, Р.Е. Левиной, В.И. Лубовского, Н.Г. Морозовой, В.И. Селиверстова, Ю.Б. Разенковой, Е.А. Стребелевой Ю.Ф. Гаркуши и др. указывается на необходимость раннего начала коррекционно-воспитательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии, и использования сензитивного периода развития, так как каждый возраст ребенка обусловливает как текущую его деятельность, так и закладывает основы для его дальнейшего развития.
При определении методики коррекционно-воспитатель-ного воздействия при общем недоразвитии речи ведущими являются положения о взаимосвязанном формировании фо-нетико-фонематических и лексико-грамматических компонентов языка.
Развитие понимания речи, фонематического слуха, смысловых и звуковых дифференциаций выдвигается в качестве основных направлений в методике коррекционного воздействия. Наличие взаимосвязи между ними не исключает специфических задач для каждого из этапов логопедической работы.
Наряду с различными недостатками в развитии речи результаты обследования позволяют выявить имеющиеся у детей потенциальные возможности.
Сопоставляя эти данные с развитием речи в онтогенезе, с нормативными требованиями, представленными в Программе массового детского сада, определяются содержание
222
Т.Б. Филичева
коррекционной работы на логопедических занятиях, методика их проведения в условиях специального детского сада. В связи с этим выдвигаются задачи, предусматривающие развитие:
– понимания речи;
– лексико-грамматических структур;
– фонетического строя языка и слоговой структуры слов;
– фонематического слуха;
– формирования двусоставного предложения и предложения из нескольких слов;
– связной речи.
Остановимся на реализации каждой из указанных задач коррекционно-развивающего обучения.