Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием

 

 Логопедическое обследование детей проводят в первые две недели сентября, оно включает в себя: 1) обследование звукопроизношения; 2) обследование фонематического слуха; 3) обследование слоговой структуры слова.

 1. Обследование звукопроизношения

 Необходимо проверить, как ребенок произносит звук изолированно в слогах, словах, предложениях, текстах. Ему предлагается назвать картинки, повторить слова, где исследуемый звук занимает разные позиции: в начале, в середине, в конце слова. Желательно, чтобы в этих словах отсутствовали другие, трудно произносимые звуки. Учитывая возрастные особенности детей-дошкольников, более эффективно проводить обследование с использованием разнообразных игровых приемов.

 Примерный лексический материал для обследования звукопроизношения разных групп звуков

 звуки к, г, х

 Коля пьет кофе.

 га го гу

 Галя гамак губы

 нога погода

 пингвин

 Коля мак окно У Кати клюква, ха хо ху ах ох ух хобот ухо мох

 У Гали болит губа. Дети едят уху.

 Вот летит муха. У хаты поет петух.

 звуки е, я, ё, ю аи, ой, уй, эй; дай – даю – даёт

 Мая купает утку.

 звук ль

 лёд Люба Лида лебедь

 плита, клетка, клюв пальма моль даль

 Лена и Лида купили пальму.

 Лиля и Люда катали Олю.

 звуки с, сь

 сад оса автобус Сима косить ось Соня стоит на мосту. Вася несёт сено.

 яма, мая, юг йод, юбка, каюта, мой, моя, моё купай – купаю – купает катай – катаю – катает Мая копает яму.

 Лёва любит лимоны.

 са со су ас ос ус

 ся, сё, сю, ась, ось усь

 аза, озо, узу

 У Зины земляника. ац оц уц

 звуки з-зь за зо зу

 зубы козы тазы Зина бузина У Зои ваза.

 звук ц

 ца цо цу

 цапля лицо боец

 На сцене поёт певица.

 УЦыли кольцо.

 звук ш

 ша шо шу

 шапка кошка мышь

 Миша и дедушка покупают шахматы и шашки.

 Кошка видит мышку.

 звук ж

 жа, жо жу

 жук жаба одежда пиджак

 Жук лежит, летать не может,

 ждёт он, кто ему поможет.

 звуки ррь

 рарору

 рука парад хор

 Рома кормит рыб.

 рярерю арьорьурь

 репа ряды берег берет

 море порядок лекарь

 ребята сидят в третьем ряду.

 моряки подняли якорь.

 Зина идёт в музей.

 аш ош уш

 ажа ожо ужу

 ар ор ур

 звук л

 ла ло лу

 лапа палатка гол

 Алла мыла куклу Клаву.

 ал ол ул

 звук ч

 ча чо чу ач оч уч

 чайник дочка ночь

 Леночка наливает в чайник водичку.

 Ученики учат уроки.

 звукщ

 ща що щу

 щука овощи плющ

 Щенок лезет в цель.

 В реке щуки и лещи.

 ащ ощ ущ

 В ящике клещи и щётка.

 Нередки случаи, когда ребенок изолированно или в простых по структуре словах произносит заданный звук правильно, а в более сложных случаях, когда одновременно встречаются оппозиционные звуки, смешивает их. Поэтому необходимо предложить ему произнести слоги, слова с оппозиционными звуками.

 звуки кгж звуки ль –

 звуки с сь

 звуки з зь

 звуки ш – ж

 йот

 звуки с – звуки з –

 ш

 ж

 ка га ха

 ком том какой – такой

 бок – бот тыква – книга

 так – как хобот – гудок

 я – ля, ля–яля – ляляля – яай – альоль – ой мой – моль бой – боль ямка – лямка мой лимон; моя клюква Юля поливает лилии.

 сася сяса сад – сядь оса – оси квас – квась нос – носик

 зазя зяза аза азя

 зона Зина ваза вези газон газета

 завозить

 шажа аша ажа жо шо ошо ожо

 ноша – ножи мыши – вожжи каша – кожа

 вишни – вижу

 Саша шаса саш-шас Саша сушит сушки.

 зажа жаза зожо жозо

 жук – зуб ножи – зонты кожа – коза

 одежда – звезда

 звуки ч – щ – съ – ть

 ц – ш

 чаща чаца чаша чатя чася сятяча

 сятяща сятяца

 чашка часовщик ученица учительница

 носильщик

 Игры и игровые приемы для обследования звукопроизношения у детей

 1. «Волшебный колпачок». На игровом поле находятся «лунки», где нарисованы картинки, в названии которых имеется изучаемый звук. Волшебный колпачок попадает в одну из лунок. Ребенок называет соответствующую картинку.

 2. «Вертолина». Круглый циферблат разделен на несколько секторов. В каждом из них нарисована соответствующая картинка, посредине циферблата стрелка. Ребенок, продвигая стрелку, останавливает ее у любой картинки, называя ее.

 3. «Веселый рыболов». В коробке сложены картинки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок с помощью удочки «вылавливает» картинки и называет их.

 4. «Кто самый внимательный». На столе лежат конверты, в каждом из них часть разрезной картинки. Ребенок достает отдельные части, ищет недостающие элементы, складывает их и называет картинку.

 5. «Волшебная ромашка». На каждом лепестке ромашки нарисованы картинки с изучаемым звуком. Ребенок, «открывая» лепестки, называет соответствующие картинки.

 6. «Загадочный сундучок». В красиво оформленном сундучке разложены игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. Ребенок на ощупь берет игрушку, угадывает ее и называет.

 7. «Украсим нашу елку». На столе устанавливается маленькая искусственная елочка. Ребенок по просьбе логопеда развешивает на ней картинки-игрушки и называет их.

 8. Игра «Наоборот». Логопед бросает ребенку мяч, называет прямой слог с заданным звуком, а ребенок, возвращая мяч, называет обратный слог с этим же звуком.

 Обследование детей с фонетико-фонематическим недоразвитием 77

 9. «Найди свою пар у». На столе разложены картинки с изображением одного или нескольких одинаковых предметов; дети берут любую понравившуюся им картинку, затем по сигналу логопеда разбиваются на пары так, чтобы у одного ребенка были картинки с одним предметом, а у другого – с двумя-тремя. Затем каждый из детей называет свою

 картинку.

 10. «Собери осенний букет». В группе «растет дерево», на которое прикрепляются контуры осенних листьев. На их оборотной стороне нарисованы картинки с обследуемым звуком. Дети гуляют по группе и слушают музыку. Как только музыка прекращается, логопед произносит: «Листья падают, летят, наступает листопад». Дети быстро берут листья и подходят к логопеду. Затем каждый называет картинку, нарисованную на его листочке. Листья ставятся в вазу.

 2. Обследование фонематического слуха

 Наряду с выявлением навыков звукопроизношения необходимо выяснить, как дети на слух различают фонемы родного языка. С этой целью логопед предлагает ряд заданий.

 1. «Слушай и показывай». На столе лежат несколько картинок, обозначающих слова, сходные по звучанию, но разные по значению (нос – нож, усы – уши, удочка – уточка, дочка – точка, змея – земля и т. д.). Логопед медленно и четко произносит название картинки, а ребята отыскивают нужную и показывают ее логопеду.

 2. «К то самый внимательный?». Логопед называет ряд звуков (слогов), а ребенок должен хлопнуть в бубен (в ладоши), поднять флажок, сигнал, если услышит исследуемый звук, слог с этим звуком.

 3. «Слушай и повторяй». Логопед предлагает ребенку повторить сочетания из 2–3 слогов, состоящих из правильно произносимых звуков, типа ба-па, па-ба-па. За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. Затем подсчитывается количество правильных ответов.

 4. «Какие подарки принес Буратино». Вволшеб-ном мешочке у Буратино разные игрушки. Он называет их и отдает детям только тогда, когда в их названии дети отгадывают изучаемый звук.

 5. «Путешествие». Дети отправляются на прогулку в лес. На пути им встречается ежик, который их не пропускает, а просит вынуть из его иголок картинки с определенным звуком. Путешествие продолжается. На дороге появляется Красная Шапочка с корзинкой и предлагает детям взять себе игрушки, в названии которых есть исследуемый звук. В конце путешествия дети подходят к «волшебному» домику. В него могут войти только те ребята, которые придумают слова с заданным звуком.

 3. Обследование слоговой структуры слова

 Учитывая, что у детей с ФФН могут быть нарушения при произнесении многосложных слов с различной звукона-полняемостью, логопед предлагает детям назвать ряд действий, изображенных на картинках, например: Водопроводчик чинит водопровод. Гимнасты выступают под куполом цирка. Ткачиха ткет ткань. Мотоциклисты едут на мотоцикле. Фотограф фотографирует детей и т. д. Затем дети повторяют вслед за логопедом слова типа: ковер, дверь, снеговик, регулировщик, сковорода, скатерть, троллейбус и т. п. (рекомендуется предложенные картинки называть несколько раз подряд). В речевой карте (образец ее дается ниже) записывают те ошибки, которые допускает ребенок при выполнении всех заданий. Анализ представленных результатов обследования позволяет сделать логопедическое заключение.

 Устойчивость внимания, работоспособность_____________

 Состояние общей и мелкой моторики

 Общее звучание речи (темп, интонация, разборчивость) и подвижность артикуляционного аппарата

 Произношение звуков (гласных, звонких и глухих, мягких и твердых согласных, свистящих, шипящих, соноров, аффрикат) ________________

 Различие звуков на слух и в произношении________________________

 Произношение слов сложного слогового состава (например: ткачиха, фотограф, телефонистка; водопроводчик чинит водопровод)1__________

 Связная речь (рассказ по картинке, серии картин, пересказ)_________

 Словообразование

 Грамматический строй

 Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием (старшая группа детского сада). – М., 1993.–С. 5–11.

 

 

 Речевая карта

 Фамилия, имя ребенка____

 Дата рождения (месяц, год) Домашний адрес

 Где находился ребенок до поступления в группу Жалобы родителей

 Данные о речевом развитии (появление первых слов, предложений)

 Уровень общего развития ребенка

 1 В карте обязательно приводятся образцы детских высказываний.

 Т.Е. Филичева, Т.В. Туманова

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *