Содержание и приемы коррекциошю-развивающего обучения детей с ОНР

 

 так как дети учатся составлять словосочетания и пользоваться элементами связной речи.

 Несмотря на то, что нормализации связной речи детей с ОНР отводится отдельный, III этап, основы формирования ее закладываются уже на I этапе. Здесь эта работа носит сугубо специфический характер. Она резко отличается от традиционных форм развития связной речи.

 Поскольку глобальная задача коррекционного обучения детей с ОНР – создание предпосылок для успешной учебной деятельности в классе, то помимо нормализации фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка необходимо учить их пользоваться средствами языка в условиях учебной работы, т. е. уметь последовательно изложить суть задания, ответить на вопросы в точном соответствии с инструкцией или заданием по ходу учебной работы, используя усвоенную терминологию; составить развернутое связное высказывание о последовательности выполнения учебной работы и т. д.

 Например, при выполнении задания логопеда по дифференциации каких-либо звуков, в процессе анализа звукового состава слова, варианты ответов могут быть такими: 1-й вариант (наиболеелегкий):

 –В слове шум три звука, один слог. Первый звук Ш – согласный, шипящий, твердый, глухой. Второй звук У – гласный. Третий звук М – согласный, твердый, звонкий.

 2-й вариант (более сложный) при сравнении двух слов:

 – В слове кусать третий звук С – согласный, свистящий, твердый, глухой; в слове кушать третий звук Ш – согласный, шипящий, твердый, глухой. Остальные звуки в этих словах одинаковые.

 Только такая работа (в отличие от работы с картинкой или серией картинок) подготовит детей с ОНР к свободному учебному высказыванию в классе и, развивая навыки адекватного использования языковых средств, позволит предупредить возникновение функциональной неграмотности. Кроме того, в ходе активной работы по анализу языковых явлений и вербализации умственных действий формируются произвольность в общении и навыки произвольного поведения, что способствует развитию личности ребенка.

 

 II этап коррекционно-развивающего обучения

 На II этап коррекционной работы отводят обычно 35– 45 занятий (примерно с 4–5 марта по 3–4 ноября следующего учебного года), в зависимости от состава конкретной группы.

 Основной задачей данного этапа является восполнение пробелов в развитии лексического запаса и грамматического строя речи. Содержание занятий этого этапа направлено на активную работу по:

 – уточнению значений имеющихся у детей слов и дальнейшему обогащению словарного запаса как путем накопления новых слов, являющихся различными частями речи, так и за счет развития умения активно пользоваться различными способами словообразования;

 – уточнению значений используемых синтаксических конструкций;

 – дальнейшему развитию и совершенствованию грамматического оформления связной речи путем овладения учащимися словосочетаниями, связью слов в предложении, моделями различных синтаксических конструкций.

 Реализация содержания II этапа коррекционного обучения осуществляется на фронтальных занятиях. Поскольку в течение I этапа в процессе работы по упорядочению представлений детей о звуковой стороне речи была создана основа для целенаправленного усвоения лексико-грамматических средств языка, на II этапе главная задача заключается в формировании у детей полноценных представлений о морфемном составе слова и синонимии родного языка. Иначе говоря, целью работы по восполнению пробелов в развитии лексико-грамматических средств языка у детей с ОНР является формирование предпосылок полноценного усвоения знаний о системности семантических полей, о парадигматических и синтагматических связях слов, о контекстуальных значениях слов.

 В процессе работы над развитием морфологических обобщений у детей формируют умения и навыки образования слов

 

 

 посредством различных аффиксов, а также активного и адекватного использования в их целях общения в разных учебных ситуациях.

 Кроме того, на логопедических занятиях отрабатывают умение устанавливать связи между формой слова и его значением (единство смысла и функции).

 Так как изучение морфемного состава слова не предусмотрено программой обучения учащихся I класса родному языку, то вся работа по формированию у детей первоначальных морфологических представлений осуществляется пропедевтически в чисто практическом плане, что и составляет специфику коррекционно-развивающего обучения учащихся I класса в условиях логопедического пункта при общеобразовательной школе.

 Последовательность работы по восполнению лексических средств языка может быть такой:

 – практическое овладение навыками образования слов при помощи суффиксов и адекватного их употребления;

 – практическое овладение навыками образования слов при помощи приставок и адекватного их употребления;

 – понятие о родственных словах (в практическом плане); о предлогах и способах их использования; дифференциации предлогов и приставок;

 – овладение навыком подбора антонимов, синонимов и способов их употребления; понятие о многозначности слов.

 Поскольку основной задачей коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР на логопедическом пункте является формирование у них предпосылок к полноценному усвоению общеобразовательной программы по родному языку, то вся работа по восполнению пробелов в развитии лексических средств ведется не в контексте определенных тем (овощи, фрукты, домашние и дикие животные, сезонные явления и т. п.) – тематический принцип, а в русле формирования у детей представлений о лексических, семантических полях, динамической структуризации слов. Для учащихся первых классов это прежде всего семантические поля родственных (однокоренных) слов с выраженным ядром семантического поля.

 Восполнение пробелов в области лексических средств следует увязывать с отработкой предложений различных

 Я

 

 Содержание и приемы коррекционно-развивающего обучения детей с ОНР 215

 синтаксических конструкций. В процессе развития устной речи постоянно осуществляется работа по овладению моделями различных предложений. Наиболее эффективно и углубленно можно провести эту работу при прохождении темы: «Образование слов при помощи приставок», так как значение каждого вновь образованного посредством приставки слова уточняется прежде всего в словосочетании и предложении.

 В процессе работы по формированию полноценных морфологических представлений должны быть созданы предпосылки к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи и т. д.

 Поскольку одной из самых сложных грамматических категорий русского языка является ударение и именно оно – основа овладения правилами правописания безударных гласных, то отработка его является одним из основных направлений логопедической работы. При этом важно научить учащегося не только правильно ставить ударение в соответствии с орфоэпическими нормами, но и уметь на материале большого количества родственных слов анализировать, сопоставлять и выделять ударный слог.

 Таким образом, суть логопедических упражнений сводится к подготовительной работе по формированию умений и навыков, необходимых для усвоения соответствующего программного материала и отсутствующих у детей с ОНР. Именно этим такие упражнения принципиально отличаются от заданий учителя.

 В течение II этапа осуществляется активная работа по совершенствованию навыков полноценного чтения и письма.

 Учащихся следует чаще упражнять в чтении различных слоговых таблиц со словами, имеющими различные грамматические формы (сын, сына, к сыну, о сыне); разными словами с одинаковыми окончаниями (на кустах, на столах, на партах, в сумках, в тетрадях); однокоренными словами (земля, земляк, земляника, земляничное); словами, образованными с помощью разных приставок от одного корня (прилететь, отлететь, долететь, перелететь, улетать, залетать); словами, имеющими одинаковые приставки, но

 216

 А.В. Ястребова

 разные корни (прилететь, прибежать, приехать, прискакать).

 После прочтения слова обязательно сопоставляют, выясняют их звуко-буквенный состав, сходство и различие, значения.

 Перечисленные упражнения помогут учащимся лучше ориентироваться в составе слова, определять, какое значение придают слову те или иные морфемы, и тем самым не допускать ошибок на замену слова или его части, а в процессе чте- • ния узнавать слова сразу и уметь группировать их между собой по лексико-грамматическим признакам.

 Кроме того, полезно предлагать детям:

 – выбирать из читаемого текста слова и словосочетания в соответствии с темой занятий;

 – самостоятельно подбирать к ним слова, сочетающиеся по смыслу и отвечающие на вопросы что делает? какой? кто–что?

 – подбирать к глаголам-синонимам, обозначающим действие, подходящие по смыслу существительные (сделать, приготовить, изготовить – уроки, обед, лекарство, прическу, модель самолета, игрушку и т. п.);

 – к прилагательным-синонимам – подходящие по смыслу имена существительные (мокрый, влажный, сырой – снег, дождь, плащ, сено, улица, белье, песок, человек, дерево, пол и т. д.);

 – вставлять в предложение наиболее подходящие по смыслу глаголы действия (ученик …ручку и … слово)',

 – ставить вопрос с опорой на глагол (удивляться, прикасаться: к кому? чему?).

 При выполнении этих упражнений важно следить за тем, чтобы ученик не ограничивался приблизительной догадкой, а точно определял значение каждого слова.

 Перечисленные упражнения, в зависимости от этапа работы, проводят на материале как отдельных слов и словосочетаний, так и предложений разной сложности, а также целого текста.

 Таким образом, на II этапе коррекционно-развивающего-ся обучения формируется одно из важнейших качеств чтения – осознанность, которая складывается из ряда умений

 Содержание и приемы коррекщионво-развивающего обучения детей с ОНР 217

 я навыков: способности объяснять значения слов, употребляемых в тексте в прямом и переносном смысле, а также значения фраз, предложений. В силу этого работа по формированию полноценного навыка чтения обязательно должна проводиться на каждом занятии.

 Что касается письменных работ, то основу их составляют различные задания, имеющие целью словосочетаний, предложений, текстов. Такого рода упражнения проводятся регулярно.

 На логопедических занятиях II этапа коррекционно-раз-вивающего обучения продолжается также работа над развитием связной речи. Отрабатываются различные виды высказываний, учебные диалоги, которые постепенно становятся все более развернутыми по сравнению с аналогичными на I этапе. Особое внимание уделяют формированию у детей способности к доказательствам, рассуждениям. Это, как уже отмечалось, имеет большое значение как для осуществления продуктивной деятельности ребенка в классе, так и для предупреждения функциональной неграмотности. Именно поэтому на логопедических занятиях нужно учить детей оречевлять производимые ими учебные действия и операции в различной форме.

 Таким образом, по истечении II этапа коррекционно-раз-вивающего обучения учащиеся должны уметь:

 – ориентироваться в морфемном составе слова, т. е. определять, посредством каких частей слова, стоящих перед или после общей части родственных слов, образуются новые слова и как изменяются при этом их значения;

 – активно пользоваться различными способами словообразования;

 – правильно использовать новые слова в предложениях различных синтаксических конструкций (т.е. устанавливать связь между формой и значением);

 – передавать суть выполняемых упражнений, последовательность производимых умственных действий в развернутом высказывании.

 Иными словами, к концу II этапа коррекционного обучения у детей должны быть заложены основы лексической системности – усвоения смысловых связей слов, сначала значительно отличающихся друг от друга но семантике;

 218

 А .В. Ястребова

 позже – между словами семантически близкими, отличающимися одним дифференциально-семантическим признаком.

 На первых 4–5 занятиях учащиеся получают представление о родственных словах, упражняются в нахождении и подборе их, наблюдают за словообразованием и словоизменением.

 III этап коррекционно-развивающего обучения

 ' ' '• •••-••• Г.'.- . ..<•:-!№'•*",:: Ч!,;." "1 ••-.,…!'-.!С.Я;-..'.*а '3. — Щ{.'•'*> .' .,^,'.','-.НЦИ

 Поскольку целью логопедических занятий с детьми с ОНР является развитие полноценной речемыслительнои деятельности, в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, словарь, фонематические процессы, грамматический строй), но и учить детей свободно, адекватно пользоваться ими в процессе общения.

 Отрабатываются эти умения в процессе составления предложений и связных высказываний.

 На I и II этапах эти навыки формировались в процессе работы над развитием полноценных представлений о звуковом и морфемном составе слова. Совершенствованию этих умений отводится III этап. Основной целью III этапа является развитие и совершенствование умений и навыков построения связного высказывания:

 – программирование смысловой структуры высказывания;

 – установление связности и последовательности его;

 – отбор языковых средств, необходимых для построения высказывания в тех или иных целях общения (доказательство, рассуждение, передача содержания текста, сюжетной картинки).

 Эти цели реализуют в определенной последовательности: 1. Формирование практических представлений о тексте. Развитие умений и навыков узнавания существенных признаков связного высказывания осуществляется в процессе

 Содержание и приемы коррекциошго-развивающего обучения детей с ОНР 219

 сравнения текста и набора слов; текста и набора предложений; текста и его различных искаженных вариантов (пропуск начала, середины, конца; добавление слов и предложений не по теме; отсутствие слов и предложений, раскрывающих основную тему, и т. п.).

 2. Развитие умений и навыков анализировать текст:

 – определять тему рассказа; основную мысль текста; последовательность и связность предложений в тексте;

 – устанавливать смысловую зависимость между предложениями;

 – составлять план связного высказывания.

 3. Развитие умений и навыков построения самостоятельного связного высказывания:

 – определять замысел высказывания; последовательность развертывания высказывания (план); связность предложений и смысловую зависимость между ними;

 – отбирать языковые средства, адекватные замыслу высказывания;

 – составлять план связного высказывания.

 Формируя связную речь в условиях работы в классе, учитель отдает предпочтение ее репродуктивным формам (составление рассказа по картине, пересказ прочитанного и т. д.).

 Для детей с ОНР этого недостаточно. Полноценная речевая деятельность предполагает владение коммуникативными умениями и навыками для реализации произвольного общения в условиях учебной работы. С этой целью на логопедических занятиях важно развивать у детей речевую активность (инициативную форму речи), т. е. не просто отвечать на вопросы (кратко или развернуто), что осуществляется практически на любом логопедическом занятии, а активно вести диалоги по учебной теме:

 – самостоятельно формулировать и задавать вопросы, чтобы продолжать общение-диалог;

 – сравнивать, обобщать и делать вывод;

 – доказывать и рассуждать.

 Как уже отмечалось, эти умения и навыки формировались и развивались в процессе коррекционно-развивающего обучения на первых двух этапах представленной системы. Поэтому

 

 на III этапе задачи формирования у детей с ОНР речемысли-тельной деятельности в процессе дидактической коммуникации усложняются: совершенствуются умения и навыки осуществлять в процессе диалога такие высказывания, как сообщение, побуждение к действию, получение информации, обсуждение, обобщение, доказательство, рассуждение.

 ».-•:<.,' ;•;,• г ,{•;•;• •;.>;:,;• ;;

 Ястребова А.В. Преодоление общего недоразвития речи у учащихся начальных классов общеобразовательных учреждений. – М., 1999. – С. 10–50.

 ж?

 ч-/-;-,-.^Д*

 • '.*У>'< ч • -*•'"

 

 

 Т.Б. Филичева

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *