Сальниковые краны

Сальниковые краны

Сальниковые краны характеризуются не наличием сальника вообще, а тем, что необходимые для герметичности удельные давления на конических уплотнительных поверхностях корпуса и пробки создаются при затяжке сальника. Усилие затяжки сальника передается на пробку, прижимая ее к седлу.

Рис. 13.23. Конический сальниковый кран:

1-корпус; 2-пробка; 3-поднабивочная шайба; 4-набивка; 5-сальник; 6-гайка; 7-анкерный болт; 8-отжимной болт.

Конический сальниковый кран (рис.13.23) состоит из корпуса 1, пробки 2, поднабивочной шайбы 3, набивки 4 и сальника 5.

Затвор и сальниковый узел герметизируют затяжкой гаек анкерных болтов 7. В сальниковых кранах с условным проходом 40 мм и выше обычно применяют отжимной болт 8. При слишком сильной затяжке сальника пробку трудно повернуть. Назначение болта 8- слегка отжать пробку для облегчения поворота.

Однако практически при перетяжке сальника отжать пробку болтом не всегда удается. При этом приходится ослаблять еще и затяжку сальниковых болтов. Поэтому отжимной болт в основном используют для отжима пробки при заклинивании или «прикипании» конической пары (такие случаи бывают, когда кран долго не срабатывает). Применение отжимного болта имеет недостаток: создается лишнее отверстие в корпусе, через которое возможен пропуск среды. Для повышения надежности конструкции иногда используют контргайку или цилиндрическую крышку с герметизирующей прокладкой.

Сальниковые краны обеспечивают более надежную защиту от утечки рабочей среды в атмосферу (благодаря сальнику), но имеют быстроизнашивающийся элемент — мягкую набивку. В связи с этим сальниковые краны применяют на более высокие параметры среды по сравнению с натяжными кранами. Однако сальниковые краны требуют более частого обслуживания (подтяжка сальника по мере износа набивки и смена набивки сальника при необходимости).

Основное принципиальное преимущество сальниковых кранов — соединение в одном элементе уплотнения хвостовика и средства затяжки пробки на герметичность. Однако соединение двух функций в одном элементе может стать и недостатком при неправильном выборе конструктивных параметров в процессе проектирования крана. Иногда бывает, что в кранах средних и больших проходов ширина сальниковой камеры настолько велика, что для затяжки сальника на герметичность требуется большое усилие. Это усилие (без учета сил трения) передается на пробку и создает значительные удельные давления на уплотнительных поверхностях. При этом момент, необходимый для поворота пробки, может оказаться настолько большим, что кран трудно будет открыть.

Сальниковые краны, как правило, широко применяют на жидких и газообразных средах при давлениях в трубопроводе 6-40 кгс/см2.