Краны со смазкой

Рис. 13.24. Кран со смазкой сальникового типа:

1-корпус; 2-пробка; 3-вертикальная канавка в корпусе; 4-крышка; 5- поднабивочная шайба; 6- набивка; 7-сальник; 8-болт для продавливания смазки; 9-центральный смазочный канал; шариковый обратный клапан; 11- горизонтальная уплотнительная проточка; 12-вертикальная канавка в пробке

При давлениях среды свыше 40 кгс/см2 на пробку крана действуют большие усилия, прижимающие ее к уплотнительной поверхности корпуса. Это усилие прямо пропорционально квадрату диаметра проходного сечения.

Поэтому при средних и больших проходах моменты, необходимые для управления краном, резко увеличиваются. Кроме того, при высоких давлениях среды удельные давления на уплотнительных поверхностях возрастают до таких значений, при которых задирание контатирующих поверхностей при повороте становится серьезной опасностью. Эти причины, а также необходимость в защите уплотнительных поверхностей от коррозии вызвали появление кранов со смазкой, изобретенных шведским инженером Нордштромом.

Конструкция такого крана (рис. 13.21) аналогична обычным сальниковым кранам и состоит из корпуса 1, пробки 2, крышки 4, поднабивочной шайбы 5, набивки 6 и сальника 7. Новым элементом является только система смазки.

Смазку набивают в центральный канал 9 хвостовика пробки. При завинчивании болта 8 смазка через горизонтальное сверление продавливается в кольцевую уплотнительную проточку 11 на пробке, а оттуда через четыре вертикальные узкие канавки 3 на корпусе крана в канавки 12, расположенные по обе стороны окна пробки. При повороте пробки вертикальные канавки 12 разъединяются с горизонтальной проточкой 11. Поэтому рабочая среда под давлением не может выдавить смазку из системы при прохождении канавки 12 через окно прохода в корпусе крана.

В процессе работы крана смазка частично выдавливается в проход и вымывается средой, поэтому ее необходимо периодически добавлять. Для предотвращения выдавливания смазки через канал 9 при вывинчивании болта 8 используют шариковый обратный клапан 10.

Чтобы продавить высоковязкую смазку через длинную систему узких канавок, необходимо высокое давление. На кранах больших проходов, где длина смазочных канавок особенно велика, для подачи смазки к уплотнительным поверхностям иногда применяют мультипликаторы давления».

Недостатком кранов со смазкой по сравнению с другими кранами, кроме сложности конструкции, является необходимость периодической набивки смазки. Однако при качественном изготовлении уплотнительных поверхностей и необходимых свойствах смазки обслуживание таких кранов не представляет трудностей.

Нельзя не отметить, что изготовление и применение кранов со смазкой при проходе свыше 300 мм уже нерационально из-за технологических трудностей подгонки конусов больших размеров. При таких размерах выгодно использовать шаровые краны.