РУССКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ОБРАЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что в отечественной педагогике и психологии наблюдается повышенный интерес к проблеме развития речи: проводятся научно-практические конференции по вопросам развития речи ребенка; обобщаются психолого-педагогические данные, направленные на развитие образной речи детей дошкольного возраста; выходят в свет правительственные постановления, касающиеся проблем воспитания и обучения детей.

 Формирование образной речи имеет огромное значение для развития связной речи, что является основой воспитания и обучения детей в старшем дошкольном возрасте. Дети способны более глубоко осмысливать содержание литературного произведения и осознавать некоторые особенности художественной формы, выражающей содержание, поэтому возможность формирования образной речи возникает именно в старшем дошкольном возрасте (А. М. Бородич, Н. В. Гавриш, В. В. Гербова, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина, Е. В. Савушкина).

 В методике развития речи старших дошкольников имеется немало исследований, посвященных использованию сказки в развитии речи детей: Е. Н. Водовозовой, Н. В. Гавриш, Е. М. Струниной, О. С. Ушаковой В. Н. Макаровой, Е. А. Ставцевой, М. Н. Мирошкиной и др. Все они свидетельствуют о возможности эффективного использования русской народной сказки для развития образной речи детей.

 В теории русского языка образность речи принято понимать как выразительно-изобразительные качества речи, сообщаемые ей лексическими и грамматическими средствами (экспрессивной лексикой, особыми аффиксами, тропами и фигурами).

 М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Н. В. Гавриш, О. С. Ушакова В. Н. Макарова, Е. А. Ставцева, М. Н. Мирошкина под образной речью понимают умение ребенка правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства. Указания на необходимость работы над образными средствами языка так же содержатся в трудах Е. А. Флериной.

 Одним из наиболее эффективных путей развития образной речи дошкольниковисследователи: Л. М. Гурович, Л. Б. Береговая, М. М. Алексеева, В. И. Яшина, Т. Б. Филичева признают использование разных жанров литературы, устного народного творчества, в особенности – русской народной сказки.

 В русской народной сказке имеется наличие всех необходимых элементов образностисказка оказывает большое воспитательное и обучающее влияние на ребенка. Русская народная сказка легко воспринимается детьми, на её основе у детей развиваются мышление и воображение. Чтение народных сказок раскрывает перед детьми неисчерпаемое богатство русского языка. При этом развивается чуткость к выразительным средствам художественной речи, умение воспроизводить эти средства в своем творчестве. Чем чаще дети их слышат, тем больше они впитывают гармонию слова, потому что сказки оказывают свое влияние на язык ребенка.

 Исчерпывающую оценку сказки дал Ушинский: «Народная сказка читается детьми легко уже потому, что во всех народных сказках беспрестанно повторяются одни и те же слова и обороты, и из этих беспрестанных повторений слагается нечто целое, стройное, полное движения, жизни и интереса»

 Опираясь на исследования О. С. Ушаковой, Е. М. Струниной, Н. В. Гавриш и др. можно выделить критерии развития образной речи детей старшего дошкольного возраста: умение выделять в тексте сказки средства художественной выразительности (метафоры, сравнения, многозначные слова, эпитеты, синонимы, антонимы); умение сравнивать и подбирать эпитеты; умение подбирать синонимы; умение подбирать антонимы; использование средств художественной выразительности в собственной речи.

 Установлена связь между уровнем интереса детей к русской народной сказке и умениями детей правильно использовать такие выразительные средства, как метафора, сравнение, олицетворение, эпитеты, многозначные слова, фразеологизмы, и с их помощью ярко, точно, убедительно выражать свои мысли и чувства и уровнем развития пластических умений навыков, связанных собственно с созданием художественного образа.

 

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *