Роль финансов при создании и использовании национального дохода

С помощью финансов реализуется основная цель развития экономической системы – это максимизация (ВВП, НД) и минимизация (инфляции, дефицита).

Современное государство, увеличивая объем государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объемов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырье, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Основные экономические агенты, доходы которых перераспределяются с помощью финансов, следующие:

  • частный бизнес — производители материальных и нематериальных благ;
  • население — потребители этих ценностей;
  • государство как институт, создающий условия для населения и максимизации полезности частного бизнеса.

Необходимость перераспределения созданного продукта обусловлена:

  • наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создается (образование, здравоохранение, оборона и т.п.);
  • дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;
  • неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

Подавляющая часть перераспределительных отношений между территориями государства, производственной и непроизводственной сферами осуществляется через государственный бюджет (федеральный, региональные и местные бюджеты государства).

Основные взаимосвязи между хозяйствующими субъектами в стране по поводу перераспределения ВВП также могут быть описаны с помощью макроэкономического тождества (тождества национальных счетов — системы взаимосвязанных статистических показателей, построенной в виде набора счетов и таблиц для получения полной картины экономической деятельности страны):

где У — ВВП по расходам (Gross Domestic Product);

С — потребительские расходы домашних хозяйств (Consumption); /   — инвестиционные расходы частного бизнеса (Investment);

G       — государственные расходы (Government Spending);

Ex- Im — сальдо торгового баланса: если экспорт превышает импорт, эта разница положительна, если импорт больше экспорта, она отрицательна (Export — Import).

В соответствии с этой формулой годовая стоимость произведенных товаров и услуг в стране (Y в ВВП в левой части формулы) равна расходам национальных экономических агентов (С + / + G) на все произведенные в стране товары и услуги плюс чистый экспорт (Ех — 1т), который будет вычитаться при отрицательном сальдо внешней торговли и прибавляться, если экспорт из страны превышает ее импорт.

Таким образом, при прочих равных условиях государство перераспределяет с помощью финансов долю ВВП в свою пользу и расходует ее неэффективно, то это лишает домашние хозяйства и частный бизнес возможности использовать эту долю ВВП с большей результативностью.

 

В экономических системах при формировании расходов в условиях ограниченных доходов хозяйствующие субъекты всегда делают выбор. Другими словами, планируя те или иные покупки, любой хозяйствующий субъект, например население, соответствующим образом распределяет свои доходы: приобретение какой-то вещи означает упущенную возможность купить другую нужную вещь.

Государственные доходы с точки зрения налоговых платежей хозяйствующих субъектов и бюджетные расходы на удовлетворение их потребностей в определенных (общественных) товарах и услугах могут существенно скорректировать выбор отдельных хозяйствующих субъектов. Речь идет о том, что в силу ограниченности ресурсов (доходов, производственных мощностей, природных факторов в стране и т.п.) ничто, имеющее определенную ценность, не может быть приобретено без потери возможности иметь что-то другое. Следовательно, расходуя определенную часть своего дохода на выплату налогов, население и предприятия теряют часть своих доходов, которые могли бы быть израсходованы на приобретение чего-то необходимого им — каких-либо товаров или услуг. В этой связи возникает правомерный вопрос: равноценны ли, по мнению налогоплательщиков, те жертвы, которые связаны с их налогообложением (содержанием государства) и соответствующими потерями в покупательной способности. На основании макроэкономического тождества можно с определенностью заключить, что эффективны лишь те финансовые взаимосвязи, в результате которых осуществляется расширенное воспроизводство ВВП и НД в реальном выражении, т.е. физический объем произведенных товаров и услуг возрастает в текущем году по сравнению с предыдущим с учетом инфляции.