место финансов в регулировании экономики
Финансовое регулирование социально-экономических процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях корректировки параметров воспроизводства. Оно порождено естественной эволюцией человеческого общества и является неотъемлемым условием нормального функционирования экономики и социальной сферы.
Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и общественных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый аспект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.
Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:
- налоги и неналоговые платежи в бюджет;
- финансовые льготы и санкции;
- эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;
- общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов;
- доходы и расходы внебюджетных фондов;
- доходы и расходы государственных предприятий и организаций.
Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешанные формы регулирования.
Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процессе финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.
К косвенным формам регулирования относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.
Конкретные виды государственных доходов и государственных расходов, методы их мобилизации и предоставления, наряду с процедурными моментами отражают приемы финансового регулирования. Конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Наконец, финансовое законодательство и уполномоченные органы власти обеспечивают организационные возможности для проведения финансового урегулирования. Вторгаясь в распределение создаваемой в сфере материального производства стоимости, государственные финансы активно воздействуют и на формирование децентрализованных денежных фондов тем, что создают предпосылки для обеспечения индивидуального кругооборота средств.
В конечном счете, финансовое регулирование, но обязательно в комплексе, наряду с другими формами государственного воздействия (влияние на величину процента, уровень таможенных пошлин, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы, административно-законодательную деятельность) может обеспечить позитивные сдвиги в динамике основных макроэкономических показателей (во всяком случае, на определенном временном отрезке).
При обсуждении вопроса о размере государства важно понимать, что существует минимальный набор функций, который должно выполнять любое государство. Поэтому государство, так или иначе, всегда будет присутствовать в экономике[1]. Этими функциями являются: 1) формирование и обеспечение функционирования законодательной, судебной правоохранительной системы; 2) обеспечение суверенитета и защита от внешних угроз; 3) обеспечение макроэкономической стабильности[2].
Чаще всего, как в зарубежной, так и в отечественной литературе, в качестве размера государства принимается показатель отношения расходов расширенного правительства к ВВП. Однако, если бюджет сводится с профицитом, то последний нужно добавить к расходам, поскольку он часть бремени, налагаемого государством на экономику[3].
Исследования мировых тенденций изменения роли государственных финансов в экономике свидетельствуют, что в долгосрочном тренде (100-150 лет) государственные расходы увеличиваются. Это изменение вызвано согласно закону А. Вагнера[4] тремя основными причинами: относительным ростом затрат на государственное управление, повышением спроса на культурную и благотворительную деятельность, необходимостью государственного контроля за экспансией монополий. Однако к этим возрастающим функциям государства в настоящее время можно добавить также повышение роли государства в социальной и экологической политике и др. Таким образом, согласно концепции А.Вагнера величина госрасходов является эндогенной величиной по отношению к экономическому росту и уровню ВВП. Напомним, что согласно кейнсианской теории госрасходы определяют (среди прочих факторов) темпы роста экономики.
Таким образом, в теоретическом понимании факторов экономического роста сложились противоположные концепции. При этом эмпирические исследования не дают однозначного ответа, какая из них «более правильная».
Кроме этого, в научной экономической литературе последних лет сформировался пласт исследований, посвященных выявлению характера влияния госрасходов на экономику и поиску оптимальных значений размера государства. Одна из самых спорных изучаемых проблем это: является ли большой общественный сектор стимулом или преградой экономического роста. Так, согласно некоторым зарубежным исследованиям, такая взаимосвязь была определена как существенная и отрицательная