место финансов в регулировании экономики

Финансовое регулирование социально-экономических процес­сов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию всех аспектов финансовых отношений в целях коррек­тировки параметров воспроизводства. Оно порождено естественной эволюцией человеческого общества и является неотъемлемым усло­вием нормального функционирования экономики и социальной сферы.

Основная задача, решаемая в ходе финансового регулирования, свя­зана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечи­вающих максимально возможное удовлетворение потребностей обще­ства как на макро-, так и на микроуровне. Последнее предполагает наиболее разумное сочетание личных, коллективных и обществен­ных интересов, установок и ценностей и отражает финансовый ас­пект проблемы соединения системы государственного воздействия с эффективно работающим механизмом рынка.

Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства являются:

  • налоги и неналоговые платежи в бюджет;
  • финансовые льготы и санкции;
  • эксплуатационные расходы бюджетных учреждений;
  • общие и целевые субсидии, в том числе предназначенные для оплаты государственных заказов;
  • доходы и расходы внебюджетных фондов;
  • доходы и расходы государственных предприятий и организа­ций.

Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные и смешан­ные формы регулирования.

Прямое влияние на ход рыночных процессов оказывается: с по­мощью взимания прямых общегосударственных налогов; в процес­се финансирования расходов, осуществляемых из бюджета развития; посредством применения повышенных или пониженных ставок на­логов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении размеров нормативов государственных рас­ходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень дохо­дов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

К косвенным формам регулирования относится: косвенное госу­дарственное налогообложение и осуществление текущих государ­ственных расходов.

Среди смешанных форм финансового воздействия выделяются: местные налоги, система неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер дея­тельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Конкретные виды государственных доходов и государственных расходов, методы их мобилизации и предоставления, наряду с процедурными моментами отражают приемы финансового регулирова­ния. Конкретные принципы взимания средств и предоставления финансирования определяют характер этого влияния. Наконец, фи­нансовое законодательство и уполномоченные органы власти обеспе­чивают организационные возможности для проведения финансового урегулирования. Вторгаясь в распределение создаваемой в сфере мате­риального производства стоимости, государственные финансы ак­тивно воздействуют и на формирование децентрализованных денежных фондов тем, что создают предпосылки для обеспечения индиви­дуального кругооборота средств.

В конечном счете, финансовое регулирование, но обязательно в комплексе, наряду с другими формами государственного воздействия (влияние на величину процента, уровень таможенных пошлин, цен на продукцию государственных предприятий, валютный курс, объем и структуру денежной массы, административно-законодательную де­ятельность) может обеспечить позитивные сдвиги в динамике основных макроэкономических показателей (во всяком случае, на оп­ределенном временном отрезке).

 

При обсуждении вопроса о размере государства важно понимать, что существует минимальный набор функций, который должно выполнять любое государство. Поэтому государство, так или иначе, всегда будет присутствовать в экономике[1]. Этими функциями являются: 1) формирование и обеспечение функционирования законодательной, судебной правоохранительной системы; 2) обеспечение суверенитета и защита от внешних угроз; 3) обеспечение макроэкономической стабильности[2].

Чаще всего, как в зарубежной, так и в отечественной литературе, в качестве размера государства принимается показатель отношения расходов расширенного правительства к ВВП. Однако, если бюджет сводится с профицитом, то последний нужно добавить к расходам, поскольку он часть бремени, налагаемого государством на экономику[3].

Исследования мировых тенденций изменения роли государственных финансов в экономике свидетельствуют, что в долгосрочном тренде (100-150 лет) государственные  расходы увеличиваются. Это изменение вызвано согласно закону А. Вагнера[4] тремя основными причинами: относительным ростом затрат на государственное управление, повышением спроса на культурную и благотворительную деятельность, необходимостью государственного контроля за экспансией монополий. Однако к этим возрастающим функциям государства в настоящее время можно добавить также повышение роли государства в социальной и экологической политике и др. Таким образом, согласно концепции А.Вагнера величина госрасходов является эндогенной величиной по отношению к экономическому росту и уровню ВВП. Напомним, что согласно кейнсианской теории госрасходы определяют (среди прочих факторов) темпы роста экономики.

Таким образом, в теоретическом понимании факторов экономического роста сложились противоположные концепции. При этом эмпирические исследования не дают однозначного ответа, какая из них «более правильная».

Кроме этого, в научной экономической литературе последних лет сформировался пласт исследований, посвященных выявлению характера влияния госрасходов на экономику и поиску оптимальных значений размера государства. Одна из самых спорных изучаемых проблем это: является ли большой общественный сектор стимулом или преградой экономического роста. Так, согласно некоторым зарубежным исследованиям, такая взаимосвязь была определена как существенная и отрицательная