Ревизии бюджетных учреждений

Важным элементом бюджетного контроля являются ревизии, проводимые финансовыми органами в бюджетных учреждениях. Эти ревизии имеют цель установить, обеспечивается ли сохранность, экономное и целесообразное расходование материальных ценностей и денежных средств, соблюдение сметно-штатной дисциплины, отвечает ли действующим методическим указаниям постановка бухгалтерского учета и др.

Проведению ревизий предшествует организационная работа, проводимая в контролирующем органе. Она начинается с подготовки плана обследований и проверок.

Проект плана утверждается руководителем контрольного органа. Руководитель группы по конкретному контрольному мероприятию не более, чем за десять рабочих дней до его начала, определенного планом, представляет на утверждение руководителя контрольного органа проекты следующих документов:

  • решение о проведении обследования или проверки;
  • уведомление руководителя проверяемой организации о проведении обследования или проверки;
  • план-задание на проведение обследования или проверки;
  • запросы на предоставление необходимой информации;
  • письма в организации, совместно с которыми проводится обследование или проверка.

План-задание на проведение ревизии представляет собой развернутую поэтапную программу подготовки и проведения контрольного мероприятия, в которую включается:

  • общие сведения о проверяемой организации (наименование, адрес, фамилию руководителя, телефон, факс, организационно-юридическая форма и др.);
  • цели и задачи проведения обследования или проверки:
  • объем и характер необходимой информации, источники ее получения, сроки получения информации;
  • состав группы, необходимость привлечения специалистов иных организаций и независимых экспертов;
  • поэтапный порядок действий группы с указанием сроков.

Обследования и проверки проводятся строго в соответствии с установленными целями и задачами и в указанные сроки. Каждый этап контрольного мероприятия завершается предоставлением руководству органа контроля промежуточной справки (обследование) или промежуточного отчета (проверка), на основании которых может быть принято решение об изменении плана-задания. Цели и задачи контрольного мероприятия могут формулироваться по одному или нескольким направлениям, в их числе:

  • анализ и оценка финансовой документации, выводы о состоянии финансовой отчетности;
  • анализ и оценка финансовой деятельности в целом;
  • оценка соответствия финансовой деятельности по форме и содержанию нормам действующего законодательства, законности хозяйственных операций;
  • проверка обоснованности принятия решений в проверяемой организации;
  • проверка рациональности использования финансовых ресурсов;

Ревизия бюджетных учреждений начинается со снятия остатков денежной наличности и иных ценностей, хранящихся в кассе. Полученные результаты сопоставляются с соответствующими данными учета. В случае выявления расхождений устанавливаются их причины и виновные в этом лица.

В ходе ревизии проверяются подлинные документы, подтверждающие все затраты наличных денег: на выплату заработной платы, выдачу подотчетных сумм, приобретение товарно-материальных ценностей и т. д.

В зависимости от масштабов ревизуемого учреждения и других конкретных условий проводится полная или выборочная инвентаризация оборудования, инвентаря, продуктов питания и других материальных ценностей. При расхождении фактических остатков с данными учета устанавливаются причины отклонений и ответственные должностные лица.

Реализуется правильность составления и исполнения сметы расходов учреждения. При этом проверяется обоснованность сметных назначений: соответствие действующего штатного расписания типовым штатам, штатным нормативам пли штатам, утвержденным в индивидуальном порядке; правильность определения ставок заработной платы и нагрузки работников, потребностей в ассигнованиях на хозяйственное содержание, приобретение инвентаря и оборудования, капитальный ремонт и другие расходы, а в больницах, детских дошкольных и некоторых других учреждениях — также расходов на питание и приобретение медикаментов.

Определяется насколько обоснованно запланированы оперативно-производственные показатели: число коек, мест, учащихся и т.д., их среднегодовая величина, среднее число дней функционирования койки (места) в году. При выявлении завышенных ассигнований они по предложению ревизующих закрываются в установленном порядке.

Проверяется ход или итоги выполнения этих показателей и сметы расходов. На основе анализа отчетных данных выясняются причины отклонений от плана по оперативно-производственным показателям. Законность и эффективность осуществления расходов, соблюдение целевого назначения и правильность их документального оформления проверяются по отдельным статьям расходов. При перерасходах выявляются причины и источники их покрытия.

Большое внимание уделяется использованию фонда заработной платы. Прежде всего проверяется, нет ли работников сверх утвержденного штатного расписания, соответствует ли выплачиваемая заработная плата установленным окладам и производственной нагрузке сотрудников.

При проверке освоения средств на хозяйственные нужды обращается внимание на соблюдение норм расходов топлива (при наличии собственных котельных) или обоснованность предъявляемых к оплате счетов теплоснабжающих организаций, обеспечение сохранности топлива, а также режима экономии в использовании электроэнергии и проведении текущего ремонта.

Проверка расходов на приобретение хозяйственного, специального инвентаря и оборудования, а также мягкого инвентаря имеет целью установить, соблюдаются ли нормативы оснащения ими учреждений, не допускается неправильная их эксплуатация и списание.

При проверке использования ассигнований, выделенных на ка­питальный ремонт, выясняется, не допущены ли приписки выполненных работ, не ведется ли под видом капитального ремонта строительство.

В процессе ревизии вскрываются причины образования кредиторской задолженности, а также отвлечения средств в дебиторскую задолженность и сверхнормативные запасы материальных ценностей.

Если учет бюджетных учреждений осуществляет централизованная бухгалтерия, то основные разделы хозяйственно-финансовой деятельности проверяются по учреждениям, обслуживаемым данной бухгалтерией. При этом в некоторых из них параллельно проводятся тематические проверки по отдельным вопросам, обеспечение сохранности материальных ценностей (для этого проводится их инветаризация) и др.

Результаты ревизии или проверки оформляются справкой или актом. Если по результатам ревизии, проверки не установлено нарушений в финансово-хозяйственной деятельности, то итоговый документ оформляется справкой за подписью руководителя группы ревизоров, без подписей руководителя и главного бухгалтера проверяемой организации. При установлении нарушений и недостатков в финансово-хозяйственной деятельности проверяемого учреждения, предприятия итоговый документ обязательно подписывается руководителем и главным бухгалтером. К итоговому документу обязательно прилагается перечень документов, подвергшихся проверке и справка-объяснение от руководителя.

Отчеты о проведенной ревизии представляются руководству контрольного органа руководителем группы ревизоров или ответственным исполнителем. Отчет составляется по схеме, которая включает в себя следующие разделы:

  • объект контроля;
  • законодательное обоснование проведения контрольного мероприятия;
  • цели, задачи, масштаб контрольного мероприятия;
  • сроки проведения контрольного мероприятия;
  • характеристика использованной информации;
  • общая характеристика положения с финансированием объекта контроля;
  • описание  механизма  организационного и финансово-хозяйственного функционирования объекта контроля;
  • результаты проведения контрольных мероприятий на месте в соответствии с планом-заданием, в том числе характеристика недостатков, вскрытых ранее проводимыми проверками и ревизиями, и мер по их устранению, вновь выявленные недостатки;
  • выводы по состоянию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля, законности, рациональности и эффективности использования выделяемых финансовых ресурсов;
  • рекомендации и предложения о мерах по устранению выявленных недостатков и совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности объекта контроля;
  • обоснованное мнение ответственного исполнителя (руководителя группы) о дальнейших мерах контрольного органа по результатам обследования или проверки;
  • особое мнение членов группы, если таковое имеется.