Реформы Александра II (1863-1874 гг.), их значение.

Реформы:

Крестьянская реформа 1861 года или Крестьянская реформа 1861 года — Крестьянская реформа 1861 года

—  Манифест "О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния сельских обывателей";

— "Положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости". Освобождение крестьян было произведено на следующих условиях.

— крестьяне становились лично свободными и приобретали общегражданские права;

— в то же время крестьяне освобождались без земли — основного средства существования, которое оставалось в руках помещиков;

— в течение еще 9 лет крестьяне были обязаны по-прежнему отрабатывать барщину;

— после этого они приобретали статус временнообязанных — до выкупа ими земли;

— сохранялась крестьянская община, которая подчиняла себе отдельного крестьянина, мешала ему "выбиться в люди"; •

— только около 20% крестьян нашло в себе силы выкупить землю (часть из них стала зажиточными крестьянами);

— государство возместило помещикам стоимость 80% земель, переданных крестьянам;

— в свою очередь, крестьяне были обязаны в течение 50 лет выплачивать государству выкупные платежи — крестьяне находились в двойной зависимости: перед помещиками и перед государством.

Земская реформа и Земская реформа — Земская реформа

— членами уездного земства становились жители уезда;

— жители избирали земское собрание — представительный орган;

— выборы депутатов ("гласных") земского собрания проходили не от населения в целом, а от сословий, причем от меньшего количества помещиков и дворян избиралось больше депутатов, чем от такого же количества крестьян;

— в результате этого земские собрания находились под контролем дворянства, хотя в их работе принимали участие и представители крестьян;

— уездные земские собрания формировали исполнительный орган — уездную земскую управу;

— также уездные земские собрания избирали депутатов губернских земских собраний — представительных органов губерний;

— губернское земское собрание также формировало исполнительный орган — земскую губернскую управу.

Судебная ре-ма:

отделении суда от администрации;

— состязательности процесса (наличия обвинения и защиты);

— суда присяжных,

— мировых судей, рассматривающих несложные дела и приближенных к народу;

— адвокатуры (присяжных поверенных);

— гласности судопроизводства.

Новая судебная система стала гораздо ближе к мировым стандартам. В то же время были сохранены некоторые пережитки старой системы:

 — особый суд для чиновников;

— в ряде регионов — крестьянские суды;

— так называемые "инородческие суды" ют представителей нерусских кочевых и горных народов;

— чрезмерный обвинительный уклон в процессе.

Реформа городского самоуправления — Реформа городского самоуправления

— в городах были учреждены представительные органы — городские думы;

— городские думы формировали исполнительный орган — городскую управу;

— выборы в городские думы проходили не от сословий, а от населения города в целом;

— единственным условием участия в выборах было обладание собственностью — от управления городом отстранялся пролетариат. Несмотря на наличие имущественного ценза, городская реформа стала шагом вперед в развитии городов и промышленности. Отмена сословных выборов способствовала появлению единого городского сословия, владеющего собственностью, — буржуазии.

Военная реформа — Военная реформа

Вводилась всеобщая воинская обязанность, внедрялись современные европейские стандарты организации армии.

Иные реформы:

 Иными крупными реформами стали финансовая — создание Госбанка и введение четкой финансовой отчетности (зарождение официальной бухгалтерии); реформа образования 1863 — 1864 гг. — возвращение автономии университетам.

Завершением реформ стала подготовка первого официального проекта Конституции, вошедшего в историю по имени одного из разработчиков как "Конституция Лорис-Меликова .

Проект Конституции предусматривал:

 — закрепление основных гражданских прав подданных;

— закрепление императорской власти — наличие сильного императора, наделенного реальными полномочиями;

— наличие представительного органа — двухпалатного парламента, в котором нижняя палата — Государственная Дума, избиралась бы от сословий, а верхняя — Государственный совет, назначалась императором.

Университетская реформа (1863 год) — увеличила хозяйственную и административную самостоятельность этих учебных заведений. Совет университета самостоятельно решал все научные, финансовые, учебные вопросы. Ректор, проректоры и деканы — выбирались. Было положено началу высшему образованию для женщин. 

Школьная реформа (1864 год) — демократизировала сферу начального и среднего образования, расширяла сеть этих учебных заведений, были учреждены семилетние гимназии для девушек, в мужских гимназиях бы провозглашен принцип 

равенства для всех сословий и вероисповеданий. 

Реформы расширили границы гражданского общества и гражданского общества в России.

Значение реформ: проведенные реформы имели прогрессивный характер. Они начали закладывать основу для эволюционного пути развития Р в определенной степени приблизилась к передовой европейской соц – полит модели. Был сделан первый шаг по расширению роли общественности в жизни страны и превращение Р в буржуазную монархию.

Однако процесс модернизации имел специфический характер. Он прежде всего обуславливался традиц слабостью российской буржуазии и полит инертности народных масс. Выступления радикалов лишь активизировали консервативные силы, пугали либералов и тормозили реформаторские устремления прав-ва. Инициаторами реформ были нктрые высшие гос чиновники, «либеральная бюрократия». Этим объясналась непоследовательность, незавершенность и узкость большинства реформ.

0

Оставьте ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *