принципы управления корпоративными финансами

Цели управления корпоративными финансами могут быть весьма разно­образными. В долгосрочной перспективе они должны соответствовать общей стратегии развития корпорации, в краткосрочной – обеспечить максимиза­цию прибыли и устойчивое финансовое положение. В соответствии с класси­ческой теорией управления главной целью предпринимательства является превышение полученных выгод над понесёнными затратами, что обретает форму прибыли.

Определение стратегических и тактических целей и путей их достижения при условии ограниченности ресурсов, оценка возможных приоритетов развития на основе эффективного использования капитала и всех видов имею­щихся ресурсов, определение направлений инвестиционной деятельности становятся реальным и возможным при эффективном управлении корпора­тивными финансами. Стратегия финансового менеджмента определяет общее направление и способы использования финансовых ресурсов для достижения поставленных целей. Выбор вариантов финансовых решений, обеспечиваю­щих достижение цели, означает наличие (формирование) необходимых усло­вий для проведения тактических мероприятий, приемлемых в данной хозяй­ственной ситуации, включая соответствующие методы и приемы финансово­го управления.

Управленческие финансовые решения являются функцией взаимодей­ствия финансового планирования, финансового и управленческого учета, экономического анализа. Успешность реализации стратегических и тактиче­ских задач зависит от согласованности действий всех структурных подразде­лений корпорации, а следовательно от согласованного понимания целей и действий всеми заинтересованными структурами, включая и финансовую службу.

Успешность бизнеса, как и любого дела, предопределяется реальностью намеченных целей. Управление финансами предполагает несколько направ­лений целеполагания, определяющих в дальнейшем постановку конкретных задач, обеспечивающих достижение намеченного. Такая си­стема целей предполагает:

  • обеспечение роста благосостояния собственников корпорации;
  • максимизацию рыночной стоимости корпорации;
  • максимизацию объемов получаемой прибыли;
  • обеспечение роста объемов продаж;
  • поддержание финансовой устойчивости и стабильности;
  • активную позицию в конкурентной борьбе;
  • создание предпосылок и условий финансирования инновационного развития.

Стратегическое или оперативное управленческое решение предполагает, прежде всего, рост благосостояния собственников (акционеров или част­ных инвесторов и не только (не столько) за счет сумм выплачиваемых дивидендов, а прежде всего за счет роста рыночной стоимости самой корпорации. Финансовый менеджмент, ориентированный на приращении ценности бизне­са, его рыночной стоимости, означает использование корпорацией конку­рентных преимуществ, обеспечивающих ей устойчивые темпы экономиче­ского роста и финансовой результативности.

Максимизация объемов получаемой прибыли, как конечная цель предпринимательства, в последнее время в российской практике получила наибольшее распространение и признание. Действительно, финансовый ре­зультат — цель хозяйствования, независимо от специфики сферы деятельно­сти, масштабов и географии бизнеса. Но определяя подходы к эффективному управлению корпоративными финансами следует отметить, что задача мак­симизации прибыли не может восприниматься линейно и однозначно. Если речь идёт о краткосрочном периоде, то максимизация прибыли может быть обеспечена в ущерб будущей финансовой результативности: за счет эконо­мии затрат на совершенствование производства, качественного выполнения плановых ремонтных работ, сокращения расходов будущих периодов, затрат на повышение на повышение квалификации персонала и т.п. Подобный под­ход к максимизации прибыли явно может подорвать прибыль будущую. Кроме того, в этом случае не учитывается временной фактор, так как объек­тивный процесс обесценения денег свидетельствует о том, что сегодняшние деньги дороже будущих и, следовательно, будущие денежные потоки могут содержать меньший объем прибыли, чем в настоящее время.

Эффективное управление корпоративными финансами предполагает готовность снизить уровень текущей прибыли для получения её в боль­ших размерах в будущем. Это означает собственное позиционирование в соответствующем сегменте рынка, использование текущих доходов на обнов­ление основных фондов и совершенствование организации оборотных средств, обеспечение взаимосвязи ожидаемых доходов с неопределённостью и риском их получения.

Корпорация не может успешно развиваться и иметь признанную кон­курентную позицию, если она стремится к достижению единственной цели – максимизации прибыли. Многоцелевая направленность означает не только наличие широкого комплекса решаемых задач, но прежде всего, свидетель­ствует о последовательности действий по наращиванию экономического по­тенциала корпорации, обеспечивающего ей перспективу устойчивого разви­тия на основе эффективного использования имеющихся ресурсов, стабиль­ного роста финансовой результативности.

Основной и признанной в настоящее время целью эффективного фи­нансового управления является максимизация рыночной стоимости ком­пании и рост благосостояния её собственников. Это становится возмож­ным при обеспечении стабильного роста объемов производства и продаж, постоянном совершенствовании технологии и обновлении ассортимента вы­пускаемой продукции, повышении рентабельности капитала и эффективном использовании имеющихся ресурсов. Четкость и однозначность в постановке и понимании цели исполнителями способствуют снижению рисков неопре­деленности, повышают эффективность контроля за мероприятиями и дей­ствиями по её достижению, обеспечивают естественную сопряжённость дол­госрочных и текущих программ и планов. Определённая главная цель управ­ления финансами корпорации выстраивает систему соподчиненных целей в зависимости от особенностей от особенностей деятельности хозяйствующе­го субъекта, стратегических и тактических задач, решаемых в конкретных условиях рынка и периодах времени.

Стабильный рост прибыли в долгосрочной перспективе, как основа до­стижения главной цели финансового менеджмента корпорации, обуславлива­ет необходимость выполнения ряда условий, обеспечивающих желаемую стабильность. Речь идет, прежде всего, об обеспечении ликвидности компа­нии. Ликвидность – одно из условий платежеспособности, характеристики устойчивости финансового положения. Но забота о ликвидности не должна выходить за рамки рационального, так как «сверхликвидность» означает от­влечение средств из производственного и коммерческого оборота и, следова­тельно, означает снижение возможности наращивать доход корпорации и по этой причине будет снижать общую эффективность хозяйствования. Стрем­ление же к наращиванию доходности в ущерб ликвидности чревато не только снижением уровня финансовой устойчивости, но и значительно увеличивает степень финансовых рисков утраты платежеспособности, вплоть до объявле­ния банкротства. Оптимизация прибыльности, ликвидности и рисков должна рассматриваться как обязательное правило эффективного финансового ме­неджмента.

Поскольку любой бизнес сопровождают риски их следует восприни­мать как объективное условие предпринимательской деятельности. Уклоне­ние от риска или его игнорирование одинаково опасны, поскольку и в том и в другом случае последствия всегда означают потери в финансовой результа­тивности. В первом случае, не взятый на себя разумный риск ведёт к упу­щенной выгоде, к утрате конкурентной позиции. Если же имеет место недо­оценка того или иного риска, то наступление рискового события, вероятность которого увеличивается, будет означать не только утрату части дохода, но и возможно части активов, что при недостаточных превентивных мероприяти­ях грозит весьма серьёзными потерями. Из этого следует, что для эффектив­ного управления корпоративными финансами необходима эффективная си­стема управления рисками, создание соответствующих механизмов защи­ты, обеспечивающих с одной стороны минимизацию вероятности наступле­ния рисковых событий, а с другой – нивелирование последствий наступления таких событий. Риски – объективная данность, их не следует избегать, ими следует управлять.

Известная истина – «чем выше риск, тем выше доходность» остается справедливой, но не следует переступать черту разумного, допустимого, что­бы не потерять одномоментно благоприобретенное в удачном прошлом. По­этому финансовый менеджмент должен инициировать такие решения, кото­рые обеспечивают в перспективе рост рыночной стоимости субъекта и благо­состояния собственников, но в пределах возможного и эффективного управ­ления рисками.

Достижения последних лет в области вычислительной техники и ком­муникаций и коммуникаций привели к серьезным изменениям в организации бизнеса. Финансовый менеджер теперь в режиме реального времени имеет возможность свободного доступа на финансовый рынок, иметь информацию о состоянии рынка и его тенденциях, использовать базы данных, характери­зующих финансовое состояние партнёров по бизнесу и т.п. Коме того, совре­менное компьютерное «вооружение» даёт возможность выполнять сложные финансовое вычисления в кратчайшие сроки, Это позволяет успешное реали­зовать принцип многовариантности в организации эффективного управ­ления корпоративными финансами.

Принятие решений, как правило, предполагает выбор из соответству­ющего набора альтернатив, определяемых уровнем достоверности и доступ­ности информации. Многое зависит от накопленных знаний и опыта, стан­дартности решений при возникновении типичных ситуаций, определённом состоянии внешней среды. Многовариантность возможных финансовых ре­шений является непременным условием нахождения наиболее приемлемых из существующих. Задача нахождения наилучшего варианта решается путём определения наиболее приемлемого, обеспечивающего получение достаточ­ных результатов. В процессе сопоставления и оценки альтернатив прежде всего сравниваются параметры в стоимостном выражении затрат по его осу­ществлению и полученных результатов (выгод). При этом в обязательном порядке следует учитывать фактор времени, поскольку полученный доход (результат) сегодня, может быть, приемлем, но в будущем, в виду изменяю­щихся факторов внешней среды и прочих, может оказаться недостаточным и подобный вариант не устроит собственников корпорации.

Финансовая служба должна работать в тесном сотрудничестве со снабженческо-сбытовыми и маркетинговыми подразделениями. Такое со­трудничество содействует ритмичности отгрузки продукции потребителям, выполнению оперативных финансовых планов, своевременному поступле­нию выручки от реализации, проведению эффективной кредитной политики, сокращению дебиторской задолженности и т.п. Важен постоянный контроль за выполнением собственных договорных обязательств перед покупателями, что предотвращает снижение объема продаж и прибыли, остающейся в рас­поряжении организации. Аккуратность в выполнении обязательств перед по­купателями формирует имидж организации и позиционирует её определён­ным образом на рынке. Кроме того, в условиях существующей конкуренции для корпорации это может грозить потерей рынка, уменьшением сбыта и как результат – падение производства.

Важным моментом в регулировании «приходящих» денежных потоков и управлении поступающей выручкой является эффективная ценовая по­литика, от которой напрямую зависит объем осуществляемых продаж. Эф­фективная ценовая политика требует разработки гибкой тактики ценообразо­вания, установления допустимых границ дифференциации цен с учетом конъюнктуры рынка, собственной кредитной политики, стадии жизненного цикла товара, как на собственных мощностях, так и на предприятиях конку­рентов, как на ближайшее время, так и на обозримую перспективу. Цена как чуткий инструмент регулирования спроса и предложения, требует внимания к изменениям платежеспособного спроса, возможным колебаниям предпо­чтений у реальных и потенциальных покупателей предлагаемой рынку про­дукции.

Как уже отмечалось выше, эффективность финансовой работы во мно­гом зависит от качества постановки контрольно-аналитической работы в финансовой службе. Проводимый финансовый анализ должен дать объек­тивную оценку финансового состояния, определить факторы и причины достигнутого, выявить резервы и наметить мероприятия по их реализации, произвести расчеты и представить обоснования предложений по необходи­мым финансовым решениям, обеспечивающим положительную динамику финансов корпорации.

Информационная составляющая управленческих решений в основе своей содержит деловую оперативную осведомлённость руководителей по соответствующим вопросам, формируемую благодаря отбору, концентрации, анализу и оценке изначальной первичной информации, представляемой в том числе и финансовой службой. Ценность подобных сведений в их оператив­ном сборе, обобщении и представлении. Задача финансовых менеджеров за­ключается не только заключается не только в постоянном контроле за вели­чиной прибыли, рентабельностью капитала, оборачиваемостью активов, но и в своевременном представлении информации о происходящих изменениях высшему руководству. Таким образом, качество исходной информации и её полнота в конечном счете выступают основными факторами обеспечения эффективности принимаемых финансовых решений. В противном случае, ко­гда информация предоставляется несвоевременно, не полно или даже недо­стоверная, результаты её анализа также окажутся недостоверными, а следо­вательно, неверными окажутся и принимаемые управленческие решения. Те­кущие финансовые решения формируют будущую картину состояния финан­сов и по этой причине информация и показатели, формируемые в ходе анали­за, требуют высокой степени ответственности финансовых менеджеров.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *