Применение электроэрозионного синтеза для упрочнения деталей

Сущность метода электроэрозионного синтеза (ЭЭС) заключается в нанесении на упрочняемую поверхность порошковой смеси компонентов, подвергающихся затем электроискровой обработке, вызывающей протекание в порошковом слое реакции синтеза сплавов. Использование сложных исходных смесей позволяет получать конечные продукты с заданными эксплуатационными свойствами. Основная зона покрытия имеет толщину 300 мкм, переходная — 500 мкм. Процесс ЭЭС оказывает незначительное термическое влияние на материал основы.

Проведенные исследования показали, что ЭЭС-обработка значительно повышает стойкость деталей к абразивному и контактному износу. Они обладают хорошими противозадирными свойствами. Оптимальным методом финишной обработки является притирка притиром с ЭЭС-покрытием.

Метод ЭЭС разработан фирмой «РЭСТИ» (г. Ижевск) и реализован на базе мастерских Ижевской ТЭЦ-2. Фирма может выполнять заказы по покрытию деталей, а также организовать участки для восстановления деталей.

Для восстановления изношенных деталей типа «вал» этой же фирмой разработаны технология и оборудование для электроконтактной наплавки металлической порошковой лентой с предварительно нанесенным ЭЭС-покрытием. Толщина наплавляемого слоя до 10 мм на диаметр; финишная обработка — токарная, а также шлифовка и полировка; твердость наплавленного металла от 30 до 60 HRC. Термическое влияние на восстанавливаемую деталь при электроконтактной наплавке практически отсутствует. При ремонте арматуры этот метод используется для восстановления штоков.

На  Ижевской ТЭЦ-2 с помощью метода ЭЭС упрочнялись стаканы и золотники регулирующих  питательных  клапанов  Dу   225 мм с цилиндрическим поворотным золотником,  седла и шиберы регулирующих клапанов Dу  100 мм шиберного типа, гильзы  и золотники  регулирующих  клапанов уровня конденсата ПВД, а также защитные  втулки  насосов,  пилы  Геллера  и некоторое другое оборудование.Проведенные  работы  в несколько раз повысили срок службы деталей и за счетснижения усилия трения контактных поверхностей существенно снизили крутящиймомент, необходимый для управления арматурой.