Прибыль предприятия: сущность, функции
Прибыль – часть денежных накоплений, т.е. чистого дохода общества в денежной форме.
Или это конечный финансовый результат деятельности организации.
Основные подходы к определению прибыли:
- Экономический: прибыль/убыток – прирост/уменьшение капитала собственников, имевших место в отчетном периоде. Экономическую прибыль можно определить либо на основе изменения рыночной оценки капитала ( только для компаний, работающих на фондовом рынке), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец периода.
- Бухгалтерский: бухгалтерская прибыль/убыток – положительная/отрицательная разность между доходами и расходами коммерческой организации. Это более достоверный метод.
Основные различия между подходами:
- В отличие от экономического подхода в бухгалтерском четко выделяются элементы прибыли и ведется их обособленный учет;
- Неодинаковая трактовка реализованных и нереализованных доходов.
Например: рост рыночной цены на активы приводит к увеличению экономической прибыли, а бухгалтерская прибыль будет признана при условии продажи этих активов.
Основные функции прибыли:
- Воспроизводственная (является источником финансирования расширенного воспроизводства)
- Стимулирующая (прибыль – источник образования денежных фондов предприятия)
- Контрольная (прибыль – основной показатель положения предприятия)
Факторы, влияющие на распределение прибыли:
- Объективные
- Конъюнктура рынка
- Норма амортизации
- Параметры налоговой системы
- Уровень цен на ресурсы
- Субъективные:
- Конкурентность выпускаемой продукции
- Уровень производительности труда
- Уровень цен и затрат на продукцию
- Качество менеджмента на предприятии
Основные методы планирования прибыли.
Роль прибыли в финансово-хозяйственном механизме предприятия определяет необходимость её достоверного планирования.
Прибыль планируется раздельно по следующим видам:
- от реализации товарной продукции
- от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера
- от реализации основных фондов и иного имущества
- сальдо внереализационных доходов и расходов.
Наибольшая доля прибыли принадлежит прибыли от реализации товарной продукции. Традиционно она планируется 3 методами:
- Метод прямого расчета. Применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и прибыль определяется по формуле:
n
Пр = S (pi — Ci ) * qi где
I=1
pi — цена I-того вида продукции
Ci – себестоимость I-того вида продукции
qi – объем выпуска I-того вида продукции в натуральном выражении
n – число видов продукции
Достоинство: простота и доступность метода
Недостаток: невозможность оценки влияния факторов на плановую прибыль; сложность использования при большом ассортименте.
Пример:
Фирма выпускает в плановом году 30 тысяч единиц готовой продукции по цене за единицу 15 т.р. Производственная себестоимость по отчету за истекший год = 10 т.р. В плановом году снижение производственной себестоимости готовой продукции должно составить 5 %. Коммерческие расходы = 0,5% от производственной себестоимости. Остаток готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало планового года = 1500 единиц, на конец = 500 единиц.
Решение.
- Определить прибыль на остатке готовой продукции на начало года
Пон = (15-10) *1500 = 7500 (т.р.)
- Производственная себестоимость товарной продукции в плановом году
Стп = 10 * 0,95 * 30000 =285000 (т.р.)
- Остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на конец планового года по производственной себестоимости
500 * 9,5 = 4750 (т.р.)
- Определить прибыль в остатках нереализованной продукции на конец года
Пок = 500 * (15-9,5) = 2750 (т.р.)
- Определить прибыль от реализации товарной продукции
Птп = 30000 * (15-9,5) = 165000 (т.р.)
- Определить плановую прибыль
Пр = Пон + Птп – Пок = 7500+16500-2750=169750
- Метод аналитический.
Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в дополнение к прямому методу – в целях его проверки и контроля.
Преимущество: 1. Позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. 2. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции.
Сравнимая продукция – продукция, которая производилась в данном периоде и планируется к выпуску в следующем периоде.
Недостаток: использование показателей базовой рентабельности, т.е. перенос условий предыдущего периода на планируемый.
Основные этапы:
- Определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли отчетного года на полную себестоимость за этот же период.
- Определение объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на продукцию исходя из базовой рентабельности.
- Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменение с/с продукции; увеличение качества; изменение ассортимента; изменение цен.
ПРИМЕР.
- Определяем базовую рентабельность ( Rб )
Rб = Пр : с/с * 100%
Расчет базовой рентабельности.
Показатели | Итог за 9 мес. | План 4 кв. | Ожидаемое исполнение за год (2+3) |
1 | 2 | 3 | 4 |
1. Сравниваемая товарная продукция истёкшего года:
а. По действующим ценам б. По полной с/с |
900 600 |
290 210 |
1190 810 |
2. Прибыль на объем товарной продукции | 300 | 80 | 380 |
3. Поправки к сумме прибыли в связи с изменением цен в текущие года | +15 | — | +15 |
4. Прибыль, принимаемая за базу (2+3) | 315 | 80 | 395 |
5. Базовая рентабельность в % (4 : 1б) | 52,5% | 38,1% | 48,8% |
- В плановом году предусмотрен рост выпуска ТП на 10 %, тогда выпуск продукции по с/с = 810 * 1,1 = 891 т.р. Прибыль по товарной продукции в плановом году, исходя из базового уровня рентабельности будет
891 * 48,8/100 = 434,8 т.р.
По условию известно, что прибыль на несравнимую товарную продукцию составила 50 т.р. и определялась методом прямого счета.
- Учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли:
- Влияние с/с
Известно, что полная с/с сравнимой продукции предстоящего года = 1400 т.р., тогда повышение с/с приведет к снижению плановой прибыли на (1400 – 891) = 509 т.р.
- Изменение ассортимента выпускаемой продукции
Для того, чтобы определить влияние этого фактора, необходимо рассчитать удельный вес каждого изделия в общей с/с продукции в отчетном и плановом периодах.
Наименование продукции | Отчетная рентабельность по структуре ассортимента отчетного года | Отчетная рентабельность по структуре ассортимента планового года | ||||
Уд. вес | Рент-ть | Коэф-т | Уд. вес | Рент-ть | Коэф-т | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Материал №1 | 16 | 26 | 4,16 | 17 | 26 | 4,42 |
Материал №2 | 40 | 37,9 | 15,16 | 42 | 37,9 | 15,92 |
Материал №3 | 32 | 40,5 | 12,96 | 33 | 40,5 | 13,37 |
Материал №4 | 12 | 24,6 | 2,95 | 8 | 24,6 | 1,97 |
Итого | 100 | — | 35,23 | 100 | — | 35,68 |
Средняя рентабельность в планируемом году увеличится на 0,45, тогда прибыль возрастет на (891*0,45) / 100 = 4,001 т.р.
- Влияние цен на продукцию.
Цена на всю продукцию возрастет на 21%. Планируемый выпуск продукции в действующих ценах по условию составит 1650 т.р., тогда только за счет роста цен предприятие дополнительно получит прибыли 1650 *0,21=346,5 т.р.
Сводный расчет прибыли
от реализации
продукции аналитическим методом
Показатели | Сумма в т.р. |
1. ТП в плановом году:
а). Сравнимая продукция по полной с/с отчетного года б). Планового года в). снижение прибыли от повышения с/с |
891 1400 509 |
2. прибыль по сравнимой продукции исходя из базовой рентабельности | 434,8 |
3. Прибыль по несравнимой продукции в плановом году | 50 |
4. Увеличение прибыли вследствие ассортиментных сдвигов | 4,001 |
5. Увеличение прибыли вследствие роста цен | 346,5 |
6. Прибыль на весь объем товарной продукции в плановом году | 326,31 |
7. Прибыль в остатках нереализованной продукции на начало года | 120 |
8. на конец года | 210 |
Итого плановой прибыли (6+7–8) | 236,31 |