Прибыль предприятия: сущность, функции

Прибыль – часть денежных накоплений, т.е. чистого дохода общества в денежной форме.

Или это конечный финансовый результат деятельности организации.

Основные подходы к определению прибыли:

  1. Экономический: прибыль/убыток – прирост/уменьшение капитала собственников, имевших место в отчетном периоде. Экономическую прибыль можно определить либо на основе изменения рыночной оценки капитала ( только для компаний, работающих на фондовом рынке), либо по данным ликвидационных балансов на начало и конец периода.
  2. Бухгалтерский: бухгалтерская прибыль/убыток – положительная/отрицательная разность между доходами и расходами коммерческой организации. Это более достоверный метод.

 

Основные различия между подходами:

  • В отличие от экономического подхода в бухгалтерском четко выделяются элементы прибыли и ведется их обособленный учет;
  • Неодинаковая трактовка реализованных и нереализованных доходов.

 

Например: рост рыночной цены на активы приводит к увеличению экономической прибыли, а бухгалтерская прибыль будет признана при условии продажи этих активов.

 

Основные функции прибыли:

  1. Воспроизводственная (является источником финансирования расширенного воспроизводства)
  2. Стимулирующая (прибыль – источник образования денежных фондов предприятия)
  3. Контрольная (прибыль – основной показатель положения предприятия)

 

Факторы, влияющие на распределение прибыли:

  1. Объективные
    • Конъюнктура рынка
    • Норма амортизации
    • Параметры налоговой системы
    • Уровень цен на ресурсы

 

  1. Субъективные:
  • Конкурентность выпускаемой продукции
  • Уровень производительности труда
  • Уровень цен и затрат на продукцию
  • Качество менеджмента на предприятии

 

 

 

Основные методы планирования прибыли.

 

Роль прибыли в финансово-хозяйственном механизме предприятия определяет необходимость её достоверного планирования.

Прибыль планируется раздельно по следующим видам:

  1. от реализации товарной продукции
  2. от реализации прочей продукции и услуг нетоварного характера
  3. от реализации основных фондов и иного имущества
  4. сальдо внереализационных доходов и расходов.

 

Наибольшая доля прибыли принадлежит прибыли от реализации товарной продукции. Традиционно она планируется 3 методами:

  • Метод прямого расчета. Применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции и прибыль определяется по формуле:

n

Пр = S (pi  — Ci ) * qi                           где

I=1

 

pi   — цена I-того вида продукции

Ci – себестоимость I-того вида продукции

qi – объем выпуска I-того вида продукции в натуральном выражении

n – число видов продукции

 

Достоинство: простота и доступность метода

Недостаток: невозможность оценки влияния факторов на плановую прибыль; сложность использования при большом ассортименте.

 

Пример:

Фирма выпускает в плановом году 30 тысяч единиц готовой продукции по цене за единицу 15 т.р. Производственная себестоимость по отчету за истекший год = 10 т.р. В плановом году снижение производственной себестоимости готовой продукции должно составить 5 %. Коммерческие расходы = 0,5% от производственной себестоимости. Остаток готовой продукции на складе и товаров, отгруженных на начало планового года = 1500 единиц, на конец = 500 единиц.

Решение.

  1. Определить прибыль на остатке готовой продукции на начало года

 

Пон = (15-10) *1500 = 7500 (т.р.)

 

  1. Производственная себестоимость товарной продукции в плановом году

 

Стп = 10 * 0,95 * 30000 =285000 (т.р.)

 

  1. Остаток готовой продукции и товаров, отгруженных на конец планового года по производственной себестоимости

 

500 * 9,5 = 4750 (т.р.)

 

  1. Определить прибыль в остатках нереализованной продукции на конец года

 

Пок = 500 * (15-9,5) = 2750 (т.р.)

 

  1. Определить прибыль от реализации товарной продукции

 

Птп = 30000 * (15-9,5) = 165000 (т.р.)

 

  1. Определить плановую прибыль

 

                           Пр = Пон + Птп – Пок = 7500+16500-2750=169750

 

  • Метод аналитический.

 

Применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции, а также в дополнение к прямому методу – в целях его проверки и контроля.

Преимущество: 1. Позволяет определить влияние отдельных факторов на плановую прибыль. 2. При аналитическом методе прибыль определяется не по каждому виду продукции, а по всей сравнимой продукции.

Сравнимая продукция – продукция, которая производилась в данном периоде и планируется к выпуску в следующем периоде.

Недостаток: использование показателей базовой рентабельности, т.е. перенос условий предыдущего периода на планируемый.

 

Основные этапы:

  • Определение базовой рентабельности как частного отделения ожидаемой прибыли отчетного года на полную себестоимость за этот же период.
  • Определение объема товарной продукции в плановом периоде по себестоимости отчетного года и определение прибыли на продукцию исходя из базовой рентабельности.
  • Учет влияния на плановую прибыль различных факторов: изменение с/с продукции; увеличение качества; изменение ассортимента; изменение цен.

 

 

ПРИМЕР.

 

  1. Определяем базовую рентабельность ( Rб )

 

Rб  = Пр : с/с * 100%

 

Расчет базовой рентабельности.

Показатели Итог за 9 мес. План 4 кв. Ожидаемое исполнение за год (2+3)
1 2 3 4
1. Сравниваемая товарная продукция истёкшего года:

а. По действующим ценам

б. По полной с/с

 

 

900

600

 

 

290

210

 

 

1190

810

2. Прибыль на объем товарной продукции 300 80 380
3. Поправки к сумме прибыли в связи с изменением цен в текущие года +15 +15
4. Прибыль, принимаемая за базу (2+3) 315 80 395
5. Базовая рентабельность в % (4 : 1б) 52,5% 38,1% 48,8%

 

  1. В плановом году предусмотрен рост выпуска ТП на 10 %, тогда выпуск продукции по с/с = 810 * 1,1 = 891 т.р. Прибыль по товарной продукции в плановом году, исходя из базового уровня рентабельности будет

891 * 48,8/100 = 434,8 т.р.

По условию известно, что прибыль на несравнимую товарную продукцию составила 50 т.р. и определялась методом прямого счета.

 

  1. Учитывается влияние отдельных факторов на сумму плановой прибыли:
    • Влияние с/с

 

Известно, что полная с/с сравнимой продукции предстоящего года = 1400 т.р., тогда повышение с/с приведет к снижению плановой прибыли на (1400 – 891) = 509 т.р.

  • Изменение ассортимента выпускаемой продукции

 

Для того, чтобы определить влияние этого фактора, необходимо рассчитать удельный вес каждого изделия в общей с/с продукции в отчетном и плановом периодах.

 

Наименование продукции Отчетная рентабельность по структуре ассортимента отчетного года Отчетная рентабельность по структуре ассортимента планового года
Уд. вес Рент-ть Коэф-т Уд. вес Рент-ть Коэф-т
1 2 3 4 5 6 7
Материал №1 16 26 4,16 17 26 4,42
Материал №2 40 37,9 15,16 42 37,9 15,92
Материал №3 32 40,5 12,96 33 40,5 13,37
Материал №4 12 24,6 2,95 8 24,6 1,97
Итого 100 35,23 100 35,68

 

Средняя рентабельность в планируемом году увеличится на  0,45, тогда прибыль возрастет на (891*0,45) / 100 = 4,001 т.р.

 

  • Влияние цен на продукцию.

 

Цена на всю продукцию возрастет на 21%. Планируемый выпуск продукции в действующих ценах по условию составит 1650 т.р., тогда только за счет роста цен предприятие дополнительно получит прибыли  1650 *0,21=346,5 т.р.

Сводный расчет прибыли

от реализации

продукции аналитическим методом

 

Показатели Сумма в т.р.
1. ТП в плановом году:

а). Сравнимая продукция по полной с/с отчетного года

б). Планового года

в). снижение прибыли от повышения с/с

 

891

1400

509

2. прибыль по сравнимой продукции исходя из базовой рентабельности 434,8
3. Прибыль по несравнимой продукции в плановом году 50
4. Увеличение прибыли вследствие ассортиментных сдвигов 4,001
5. Увеличение прибыли вследствие роста цен 346,5
6. Прибыль на весь объем товарной продукции в плановом году 326,31
7. Прибыль в остатках нереализованной продукции на начало года 120
8. на конец года 210
Итого плановой прибыли (6+7–8) 236,31