Президент Российской Федерации, компетенция президента.

Президент Российской Федерации — глава государства, и в этом качестве он:

· является гарантом Конституции, прав и свобод человека и гражданина;

· принимает меры по охране суверенитета, независимости, государственной целостности Российской Федерации;

· обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

· определяет основные направления внутренней и внешней политики;

· представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

Президент не входит ни в одну из ветвей власти, и в отличие от ранее принятого порядка не является главой исполнительной власти. Президент обладает неприкосновенностью (ст. 91).

Акты органов исполнительной власти, непосредственно подчиненных Президенту, он может по мотивам их несоответствия Конституции и нарушения прав и свобод человека и гражданина отменить либо приостановить их действие до решения вопроса соответствующим судом.

Все это свидетельствует о наличии у Президента полномочий по осуществлению контроля за соблюдением Конституции.

Выступая в роли гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, Президент вправе с названных позиций оценивать содержание деятельности подотчетных ему органов, а также руководителей тех государственных структур, по которым он вносит предложения о кадровых назначения.

Президент РФ обладает также рядом других правовых возможностей влиять на конституционную законность в стране. В послании Федеральному Собранию он может изложить свое видение этой проблемы и ориентировать парламент на реализацию первоочередных законопроектов в той или иной сфере общественной жизни. Реализуя право законодательной инициативы, глава государства может вносить проекты законов об изменениях и дополнениях Конституции, федеральных конституционных и федеральных законов. В арсенале Президента и такие инструменты защиты прав граждан, как решение вопросов гражданства и политического убежища, осуществление помилования и др.

Конституция РФ связывает роль Президента как гаранта Конституции именно с его деятельностью по обеспечению основных прав и свобод человека и гражданина, поэтому главное в деятельности Президента — создание условий для осуществления конституционных прав и свобод человека. Безусловно и другое: реальное положение дел с правами и свободами граждан России – основной критерий оценки деятельности Президента.

Президент РФ в установленном Конституцией порядке обеспечивает охрану ее суверенитета, независимости и государственной целостности. Проблема защиты Президентом суверенитета и территориальной целостности России имеет как внешний, так и внутренний аспекты.

На деятельность Президента по охране и защите суверенитета, независимости и государственной целостности страны влияет незавершенный характер федеративных преобразований. С этим связаны были конфликтные ситуации, территориальные споры, стремление ряда субъектов Федерации повысить свой статус, в том числе и с нарушением соответствующих конституционных норм и процедур. Эта роль Президента наглядно проявилась в деятельности по подготовке и подписанию Федеративного договора, в урегулировании и разногласий между органами государственной власти Якутии и федеральными органами по поводу использования природных ресурсов первой и в других случаях.

Президент наделен обширными функциями. Они закреплены в Конституции, а также в ряде иных статей, регулирующих деятельность других государственных органов. В Конституции нет нормы, предусматривающей возможность закрепления полномочий главы государства в текущих законах, иных нормативных актах. Вместе с тем практика идет по этому пути. Вероятно, по мере укрепления правовой основы государственного механизма встанет вопрос о необходимости отказа от «саморегулирования» Президентом своих полномочий.

Полномочия по формированию исполнительной власти и руководства – взаимодействуя со всеми ветвями власти, Президент имеет наиболее тесные контакты с властью исполнительной. Объем полномочий Президента по отношению к ней, а также широко распространенная практика решения им конкретных управленческих вопросов дают основание говорить о Президенте как о главе не только государства, но и исполнительной власти. Обширен круг полномочий Президента по формированию Правительства и контролю за его работой. Именно Президент назначает председателя Правительства, но поскольку такое назначение осуществляется с согласия Государственной Думы, глава государства при этом должен учитывать расстановку политических сил.

Президент полномочен назначать остальных членов Правительства. По предложению председателя Правительства он назначает на должность и освобождает от должности заместителей председателя Правительства, федеральных министров. Согласия Государственной Думы на проведение кадровых перестановок не требуется.

Ключевым полномочием во взаимоотношениях Президента и Правительства является его право принять решение об отставке Правительства. Решение о недоверии Правительству может вынести Государственная Дума, но оно не является для Президента обязательным.

Компетенция Президента РФ складывается из функций и полномочий, которыми он наделяется как глава государства.

Под функциями Президента РФ понимаются основные направления деятельности главы государства, вытекающие из его положения в системе органов государственной власти.

Функции Президента РФ конкретизируются в его полномочиях. Полномочия представляют собой совокупность предоставленных Президенту РФ прав и обязанностей, которые необходимы ему для выполнения возложенных функций.

 Функции Президента РФ:

1) Президент РФ является гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина;

2) Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности;

3) Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти;

4) Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства;

5) Президент РФ представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Полномочия  Президента РФ целесообразно рассматривать, объединив их в группы в зависимости от сфер государственной жизни, в которых действует Президент РФ.

1. Президент РФ и Правительство  РФ. Наиболее тесным образом Президент РФ сотрудничает с исполнительной властью, и хотя по Конституции РФ он не является главой исполнительной власти, анализ его конституционных полномочий позволяет утверждать, что фактически Президент РФ выступает в роли главы исполнительной власти:

1) Президент РФ назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ (п. «а» ст. 83);

2) Президент РФ утверждает представленные ему Председателем Правительства РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти (ч. 1 ст. 112). Указом Президента РФ от 17 августа 1999 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти»  *   выделен ряд министерств и ведомств, которые напрямую подчиняются Президенту РФ по вопросам, закрепленным за ним Конституцией РФ, федеральными конституционными законами и федеральными законами;

3) по предложению Председателя Правительства РФ Президент РФ назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров (п. «д» ст. 83);

4) Президент РФ имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ (п. «б» ст. 83);

5) Президент РФ принимает решение об отставке Правительства РФ (п. «в» ст. 83);

6) Президент РФ может отменить постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ (ч. 3 ст. 115).