Поршни мотоцикла

Поршни мотоциклов отлиты из алюминиевого сплава. В верхней части поршня проточены три канавки для установки компрессионных колец, в нижней части, называемой юбкой, имеются два окна, обеспечивающих своевременное открытие перепускных каналов цилиндра. средней части поршня отлиты две бобышки с отверстиями для поршневого пальца и канавками для его стопорных колец.

Для обеспечения оптимальных зазоров между поршнем и цилиндром (при работе двигателя) тщательно подбирают материал и размеры поршня. Верхяя часть его во время работы расширяется больше, чем нижняя, поэтому диаметр поршня вверху меньше. В поперечном сечении юбка имеет слегка овальную форму, вытянутую в направлении, перпендикулярном оси поршневого пальца. На рис. 19 приведены размеры поршня двигателя модели 360/00.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic19.jpg
Рис. 19. Поршень мотоцикла ЯВА-350 модели 360/00

С декабря 1967 г. изменено положение стопорных штифтов в канавках для верхнего и среднего поршневых колец мотоцикла модели 559. Одновременно увеличен диаметр стопорных штифтов с 2 до 2,5 мм. Эти изменения увеличивают срок службы поршневых колец.

Для снятия поршня перемещают его в в. м. т, кик-стартером и снимают стопорные кольца поршневого пальца пинцетом или тонкими плоскогубцами. Чтобы эти кольца не упали в кривошипную камеру, отверстие ее закрывают чистой тряпкой. При помощи приспособлени (рис. 20) выдавливают поршневой палец и снимают поршень, следя за тем, чтобы не сломать кольца. Внимательно осматривают поршень, он не должен иметь сколов, а головка его вмятин от твердых частиц. Если такие вмятины есть, значит в двигателе разрушилась какая-то деталь и необходимо продолжить дальнейшую разборку двигателя для устранения осколков и замены неисправной детали.

Наиболее часто такие вмятины образуются при разрушении поршневых колец; более редко разрушается юбка поршня.

Если рабочий зазор между поршнем и цилиндром в результате чрезмерного нагрева двигателя устраняется, происходит непосредственный контакт обеих деталей, так как слой смазывающего масла выжимается и не является более разделяющей средой. Это при движени поршня в цилиндре приводит к дальнейшему повышению температуры поршня, что, в свою очередь, приводит к дальнейшему увеличению его диаметра, вследствие чего опять повышаются трение и температура и т, д. Нарастание этих параметров происходит бурно и приводит к заеданию поршня в цилиндре. Описанный процесс может произойти в течение 1 сек.

Заедание поршня может наступить в первую очередь во время обкатки мотоцикла, т. е. в начальный период его эксплуатации при чрезмерной нагрузке двигателя. Для мотоциклов период обкатки составляет примерно 2500 км пробега. В это время цилиндр, поршни и кольца взаимно прирабатываются. При обкатке требуется более бережное отношение к мотоциклу, его не следует эксплуатировать с полной нагрузкой. Пока цилиндр и поршень с кольцами взаимно не приработаются , двигатель склонен к заеданию. Поэтому для периода обкатки разработаны особые правила, в соответствии с которыми на каждой передаче можно двигаться с определенной максимальной допустимой скоростью. Эти ограничения не гарантируют полностью поршень от заедания (особенно если водитель неопытный). Однако они в определенной степени предохраняют мотоцикл от повреждений.

http://www.jawaold.su/images/books/miheev/pic20.jpg
Рис. 20. Приспособление для снятия и установки поршневого пальца:
1 — хомут; 2 — направляющая для установки пальца; D — диаметр поршня; L=2D; d=d0+1.5 мм (d0 — наружный диаметр пальца); d1 — внутренний диаметр пальца; d2=d0-0,1 мм; l1=D

Другой причиной заедания поршня является недостаточное количество масла в топливе. Если в топливе отсутствует масло, то заклинивание поршня неизбежно. Оно может произойти и при чрезмерно высокой температуре окружающей среды и при движении с сильным попутным ветром. В таких условиях двигатель плохо охлаждается.

В большинстве случаев моменту заедания поршня предшествуют специфические явления. К ним относятся в первую очередь внезапное снижение мощности двигателя и звонкий стук (поршня), который в короткий промежуток времени заметно усиливается. В этом случае водитель должен быстро выключить сцепление, прекратить подачу топлива, выключить зажигание и охладить двигатель, Не менее чем через 20 мин можно попытаться пустить двигатель. Если это удастся, то. двигаясь, на малой скорости надо вернуться домой. оврежденное место на поршне может вновь вызвать заедание, если двигатель будет работать с полной нагрузкой.

Если водитель своевременно не «почувствует» начала заедания и не выключит сцепление, то это приведет к блокировке заднего колеса и заносу мотоцикла.

Во всех случаях по приезде домой снимают цилиндр с двигателя и проверяют зеркало и рабочую поверхность поршня. При легком заедании на поршне имеются потертости или полосы, причем повреждение обычно не доходит до поршневых колец. На цилиндре поврежде ное место имеет иной блеск, чем остальная поверхность, однако часто это трудно определить.

Последствия легкого заедания поршня в цилиндре можно ликвидировать, если на зеркале цилиндра нет рисок. Для этого смешивают небольшое количество масла и притирочной пасты (применяемой для притирки клапанов четырехтактных двигателей). Снимают поршень, как указано выше, удаляют поршневые кольца и самой мелкой наждачной шкуркой шлифуют поврежденное место кольцеобразными движениями. Затем это место полируют указанной смесью. После обработки поршень и цилиндр тщательно промывают, а затем собирают.

При заедании поршня в цилиндре эти детали двигателя имеют серьезные повреждения (глубокие риски на поверхностях, завальцовывание колец в канавках и т.д.), и их лучше заменить новыми. В крайнем случае (чтобы доехать до дома) можно попытаться отремонтировать поршень.

Для ремонта поршня его снимают с шатуна. В мягких накладках губок тисков крепят поршневой палец (выдвинутый из поршня) или деревянную оправку, приспособленную для установки поршня. Нельзя закреплять в тисках юбку поршня, так как это приведет к повреждению поверхности и формы поршня. Случается, что наволакивание металла на поверхности удается устранить мелкой наждачной шкуркой, при этом сломанные части колец можно выбить легко из канавок. Форму канавок восстанавливают надфилем с острым концом. Затем устраняют риски, потертости и другие повреждения при помощи притирочной пасты.

Если же удается отремонтировать поршень с минимальными нарушениями формы, нужно поставить хотя бы новые поршневые кольца. Цилиндр после этого в пределах возможности исправляют так, чтобы двигатель был пригоден к дальнейшей, хотя бы временной эксплуатации.

Если примерно половина или большая часть боковой поверхности поршня покрыта нагаром, то это означает, что диаметр поршня уменьшен и его надо заменить поршнем следующей размерной группы. Такой поршень в верхней и нижней мертвых точках стучит юбкой о стенки цилиндра, этот стук можно определить на слух.

Следует учитывать, что большое количество нагара на боковой поверхности поршня может быть также результатом износа или закоксовывания поршневых колец в канавках. Нагар со стенок и головки поршня счищают деревянным или пластмассовым скребком после снятия колец. Иногда нагар расположен по «диагонали» поршня: например, слева внизу и справа вверху, в то время как слева вверху и справа внизу стенки поршня имеют блестящую поверхность. Это означает, как правило, что в результате небрежной сборки был погнут шатун (в данном случае в левую сторону). Выпрямление или замена шатуна описаны в разделе «Коленчатый вал».

Как правило, поршень с поврежденной поверхностью головки заменяют. Если на боковой цилиндрической поверхности такого поршня не имеется повреждений, то его можно использовать в дальнейшем, предварительно очистив головку поршня от металлических осколко и проверив целость стопорных штифтов в канавках поршня.

После очистки головку поршня так же, как и головку шлиндра, рекомендуется отполировать.

Отверстия в бобышках поршня для пальца должны быть чистыми. Наличие нагара свидетельствует о том, что поршневой палец сидит в бобышках слишком свободно. В таком случае устанавливают палец увеличенного диаметра (ремонтного размера). Однако, так как натяг пальца в бобышках поршня в среднем должен быть равен 0,003 мм,: при разделывании отверстий бобышек разверткой такую очность получить трудно, палец ремонтного размера можно устанавливать только в крайнем случае. Для надежности лучше несколько увеличить натяг (примерно до 0,01 мм).

Для того чтобы поршень можно было подбирать к цилиндру без проведения обмеров, на головке поршня выбита цифра, указывающая ремонтную группу поршня. Если цифра отсутствует, значит поршень нормального размера. Размеры поршней указаны в табл. 5.

Диаметры поршней в мм

Размер Группа А Группа В Группа С
ЯВА-250 моделей 353/04, 559/02, 559/04, 559/07
Нормальный 64,95 64,96 64,97
1 рем 65,20 65,21 65,22
2 рем 65,45 65,46 65,47
3 рем 65,70 65,71 65,72
4 рем 65,95 65,96 65,97
ЯВА-350 моделей 354/04, 354/06, 360/00
Нормальный 57,95 57,96 57,97
1 рем 58,20 58,21 58,22
2 рем 58,45 58,46 58,47
3 рем 58,70 58,71 58,72
4 рем 58,95 58,96 58,97

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *